Инвестиционное солнце пустыни

Экономическое чудо под названием «страна Катар» дотянулось и до Украины. В СМИ появилась информация, что Доха рассматривает возможность приобретения наших плодородных земель для выращивания зерновых. Для Украины в нынешних условиях это серьезное инвест-предложение. Для Катара – пустяковая транзакция, наряду со спасением экономики Греции и покупкой аукциона Christie’s. По заключению МВФ, Катар – единственный крупный экспортер нефти и газа в мире, который вообще не почувствовал удар кризиса. Его ВВП до конца года должен вырасти на 18,5%, а инфляция близка к нулю…

Невиданное везение Катара до сих пор является предметом глубокого изумления экспертов. До начала XX века он оставался самым бедным государством в Персидском заливе. Что неудивительно – редко кто в мире может «похвастаться» таким же неблагоприятным климатом: почти вся (!) территория страны представляет собой пустыню. Песок, камни и солончаки, немного моря. Рек практически нет, приходится опреснять морскую воду. Сырья тоже нет, за исключением нефти и газа.

Тем не менее, сейчас в стране с населением 833,3 тыс. человек развита нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, химическая, металлургическая промышленность (крупный сталеплавильный комплекс в Умм-Саиде работает на привозном сырье) и даже туризм. Правда, первую туристическую визу здесь выдали только 20 лет назад. А массовый отельный туризм начался лишь в 2000-м.

Основные доноры казны, разумеется, нефть и газ. Их добыча дает более 50% ВВП, 85% экспорта и 70% доходной части государственного бюджета. Нефть и газ сделали Катар второй страной в мире по ВВП на душу населения после Лихтенштейна. Даже в кризисный 2008 год страна заработала на экспорте $55 млрд. А в этом году ожидается значительно больший наплыв денег. И это тем более удивительно, поскольку макроэкономические показатели других экспортеров газа и нефти – России, Норвегии, Алжира, Венесуэлы, Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ – не блещут.

По мнению МВФ, если реальный рост ВВП Саудовской Аравии в этом году составит 3,7%, а в 2011-м – 4,0%, в ОАЭ соответственно 1,3% и 3,1%, в Кувейте – 3,1% и 4,8%, то в Катаре по итогам 2010 года ВВП увеличится на 18,5%, а в 2011-м – на 14,3%. Учитывая одну из самых низких на Ближнем Востоке инфляций всего 1% в год (у нас – почти 20%).

Неудивительно, что Международный валютный фонд порекомендовал правительству Катара больше тратить денег на развитие инфраструктуры страны и снижение зависимости от нефти и газа. Но Его Высочество Эмир, похоже, и без подсказки МВФ давно собирался переориентировать страну с нефтегазового центра на инвестиционный.

Для этого в нынешнем году проводится радикальная налоговая реформа. Прогрессивную ставку так называемого корпоративного налога в 10-35% заменит единая ставка в 10%. Это должно стать стержнем для привлечения иностранных инвестиций.

Свои деньги, которых у Катара с избытком, он тоже собирается инвестировать более активно. Прежде всего, в сельское хозяйство и культурное развитие страны. Как мы уже сказали, жестокий климат не располагал тут ни к развитию агросектора, ни к всплеску искусства. Поэтому и то, и другое Катар импортирует.

В частности, как сообщил руководитель Катарской национальной программы продовольственной безопасности Махендра Шах, сейчас ведутся переговоры с властями Аргентины, Бразилии, Австралии и Украины относительно покупки сельскохозяйственных земель для выращивания зерновых культур. Это является частью плана эмирата по инвестированию средств в сельхозпроекты за рубежом для обеспечения своих жителей продуктами питания. По словам министра, каждая из сделок с Аргентиной и Украиной оценивается в $100-200 млн. Детали пока неясны.

С другой стороны, в Катаре хорошо понимают, что нестандартный для региона либерализм местной монархии может сделать страну центром культурного развития мусульманского мира. Часть средств от продажи энергоносителей катарские власти вкладывают в произведения искусства, для которых уже строятся новые галереи и музеи. Уже в декабре нынешнего года перед жителями эмирата откроет двери Музей современного арабского искусства – грандиозный проект, не имеющий аналогов в истории.

Для того чтобы наполнить Музей стоящими экспонатами, Катар готов приобрести даже ведущий аукционный дом мира – Christie’s, который ввиду кризиса переживает не лучшие времена. Об этом эмир Катара шейх Хамад бин Халифа ас-Сани сказал в интервью газете Financial Times.

Несмотря на то, что Christie’s показал неплохие коммерческие результаты (за первую половину 2010 года он продал лотов на общую сумму $2,57 млрд.), с ним то и дело происходят репутационные скандалы. Например, недавно российский миллиардер Виктор Вексельберг подал в Высокий суд Лондона иск против аукционного дома Christie's, обвинив его в торговле поддельными картинами. В своем иске бизнесмен утверждает, что приобретенная им в 2005 году за $2,9 млн. картина Бориса Кустодиева «Обнаженная в интерьере» («Одалиска») является подделкой. И это не единственный «прокол», связанный с именем Christie’s.

Безусловно, при желании богатая природными ресурсами и промышленным потенциалом Украина могла бы гораздо активнее участвовать в инвестиционных планах Катара. Но наши отношения пока ограничивались темой долга: Доха фигурировала в числе тех 14 стран, у которых Украина год назад просила денег взаймы.

Под этим соусом в Катаре даже проходили политические консультации между МИД двух стран на уровне заместителей министров иностранных дел, в ходе которых обсуждалось «привлечение инвестиционного потенциала Катара для преодоления финансово-экономического кризиса». Между министерствами иностранных дел двух стран был подписан меморандум о взаимопонимании по политическим вопросам. В Украину была приглашена большая группа должностных лиц и бизнесменов для обсуждения возможности нашего торгового сотрудничества. Но… Судя по всему, дальше скромного выклянчивания кредитов дело не пошло.

А вот Греции, сильно пострадавшей от глобальной стагнации, удалось заинтересовать Доху. Не так давно главным успехом греческого правительства назвали достигнутую с Катаром договоренность об инвестициях на сумму около $5 млрд. в долгосрочные инфраструктурные проекты.

В этом плане информация о возможном совместном сельхозпроекте обнадеживает. Тем более что в плане поисков альтернативных источников поставки энергоносителей Катар – идеальный партнер. Одна из его основных долгосрочных стратегий заключается в том, чтобы стать главным экспортером природного газа в Европу, обойдя Россию. В отличие от Москвы, Доха предлагает строить не трубопроводы, а терминалы по регазификации, причем по периметру всей Европы, и поставлять на них сжиженный газ. Уже сейчас в сфере поставок сжиженного газа Катар вышел на первое место в мире. Но знают ли об этом украинские чиновники?..

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам