Разрывая круг…

Посетивший на днях Киев еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил: у него сложилось такое впечатление, что юстицией в Украине вертят, как цыган солнцем. «Если речь идет о впечатлении, то я действительно разделяю такое впечатление и поднимал этот вопрос в разговорах со своими собеседниками, в частности и с президентом Украины», – сказал он. И сделал это действительно после встреч с президентом Украины Виктором Януковичем и главой ее МИД Константином Грищенко, которые пытались разубедить гостя и доказать, что борются с преступностью и коррупцией в исполнении власть предержащих. Бывших и – это очень важно! – нынешних.
Но еврокомиссар не поверил. Потому что так уж получилось сегодня в Украине, что на скамье подсудимых и на разных стадиях уголовного расследования пребывают в основном представители политических сил, проигравших недавние президентские выборы и оказавшихся в оппозиции. Речь идет, конечно же, о Блоке Юлии Тимошенко (БЮТ) и о самой «нашей Юле» сотоварищи. Она вместе со своей правой рукой и бывшим первым вице-премьером в ее кабинете Александром Турчиновым ходит в Генпрокуратуру на допросы, как на работу. А в СИЗО под арестом находятся еще три министра кабинета Тимошенко (причем один в Чехии получил политическое убежище) и до десятка высокопоставленных чиновников, заподозренных во всех страшных грехах, которые можно только совершить с госбюджетом и госсобственностью, пребывая у власти. Сидят они в соседних камерах и с представителями уже нынешней власти, но последних неизмеримо мало…

Параллельно начался самый, пожалуй, резонансный судебный процесс последних лет. Уже по чистой уголовке, без примеси политики. Над бывшим нардепом-«бютовцем» Виктором Лозинским, который летом 2009 года в своих охотничьих угодьях вместе с районными начальниками милиции и прокуратуры устроил охоту на человека и успешно его «замочил», давя бампером своей машины и расстреливая фактически в упор. Статью Уголовного кодекса убийце, тоже, наверное, кичащемуся своей оппозиционностью, подгадали правильную – 121, часть 2: преднамеренное тяжкое телесное повреждение, совершенное способом, имеющим характер особенного издевательства, или совершенное группой лиц, а также с целью запугивания пострадавшего либо других лиц, либо совершенное на заказ, либо повлекшее смерть пострадавшего. Признанный виновным по такой статье наказывается лишением свободы на срок от 7 до 10 лет.

Однако у власти совсем иной взгляд и на происходящее, и на оценки его в Европе и дома. Глава МИД Украины Константин Грищенко всем дал четкий совет, как бороться с «преследованиями за политическую деятельность», если в ней присутствует уголовный душок: «Я хотел бы также подчеркнуть, что самый лучший способ избежать любых проблем с правоохранительными органами – это не нарушать законы как тогда, когда ты находишься в правительстве, так и тогда, когда ты находишься не в правительстве. Я думаю, что это один из основных принципов, на которых базируется ответственная демократия».

Другими словами, суть происходящего сейчас в ГПУ и СИЗО сводится к тому, что нынешняя власть пытается разорвать самый порочный круг в жизни страны и общества. А именно – наказать не просто совершивших преступления, а совершивших их во время пребывания у власти. Людей, которые сидели в самых высоких властных кабинетах, мухлевали с госбюджетом, всячески обогащались за госсчет, совершали другие противоправные деяния и надеялись уйти от ответственности по старым принципам «рука руку моет» и «ворон ворону глаз не выклюет». Так в Украине, увы, всегда было: проигравших власть никто из победителей не преследовал и не наказывал, ибо понимал, что через какое-то время может оказаться на его месте. Власть и оппозиция менялись у «корыта» местами и по умолчанию черпали из него себе во благо, порождая в народе самое страшное по последствиям представление о политиках – «все они одинаковые»…

Нынешняя власть, повторяю, задекларировала, что она покончит с такой практикой и будет бороться с преступностью и коррупцией, невзирая на лица и партийную принадлежность провинившихся.

Вот что сейчас происходит с Тимошенко? Она утверждает, что ее преследуют по политическим мотивам и за оппозиционность, а не за совершенные манипуляции с деньгами, полученными от продажи Японии квот на выбросы парниковых газов и пущенными Тимошенко не на программы по защите окружающей среды, а на выплату пенсий. Тимошенко заявляет, что она действовала по обстоятельствам и делала людям добро. А следователи утверждают, что она не имела права этого делать, так как и использовала госсредства не по назначению, и тем самым подставляла репутацию страны и ее властей. И о политическом заказе на устранение Тимошенко с политической же арены говорить, конечно, можно. Но есть и ее реальное преступление. И это, с точки зрения нравственности и верности законам, гораздо важнее…

Точно такая же картина и с чиновниками «Нефтегаза Украины», которые, выполняя указание Тимошенко, отобрали миллиарды кубов природного газа у олигарха Дмитрия Фирташа. «Наша Юля» утверждает, что она действовала в интересах страны: ей, мол, нужен был этот газ. Никто с этим и не спорит: дармовщина всегда «полезна». Но и украинские следователи, и арбитражный трибунал в Стокгольме говорят, что сделано это было незаконно, что частная собственность – неприкосновенна, и посягать на нее нельзя, ибо так записано и в Конституции Украины, и в ее законах. А за совершенные преступления надо отвечать. По закону…

Еще отчетливее эта тенденция в деле Лозинского. Он всеми силами надеется и пытается если и не доказать свою полную невиновность, то во всяком случае переквалифицировать статью обвинения, смягчить ее. Но если он вместе с высокопоставленными подельниками будет осужден по полной, то чуть ли не впервые сядут в тюрьму – и это очень важно! – дома, в Украине, а не за океаном чиновники высокого ранга. В том числе, первый бывший депутат парламента. А значит, круговая порука так называемой «украинской политической элиты», ее пресловутая корпоративная солидарность будут разорваны. Хоть частично…

И несмотря на все изъяны и издержки, власть действует правильно. Как минимум, по трем причинам. Во-первых, преступления имеют место быть, и остается их только правильно доказать, а не уступить различным группам влияния, которые утверждают, что «не надо раскачивать лодку» или «подрывать авторитет власти».

Во-вторых, если наказание все же свершится, то будет поставлен заслон перед использованием власти для свершения и сокрытия преступлений на будущее. Всем приходящим во власть будет показано, что с ними сделают, если они начнут использовать государственные должности не по назначению. Грубо говоря, если сядут нынешние подследственные, то другим неповадно будет.

В-третьих, очищение политикума вообще и самоочищение власти от преступников и коррупционеров окажут ни с чем на сравнимое нравственное воздействие на украинское общество, которое с каждым годом все меньше и меньше верит в справедливость, в законы, в равенство перед ними, в возможность защитить свои права наравне с сильными мира сего. Уровень негативного отношения граждан Украины к органам власти таков, что ставит под сомнение саму правомерность и оправданность существования ТАКОГО государства.

Я понимаю всю условность и банальность этих рассуждений, но это было осуществлено во многих странах мира, где политики поняли, что без их нравственного самоочищения невозможно и очищение всего общества. Кому больше дадено, в том числе, и народного доверия, с того и спрашивать надо строже.

Нынешняя власть задекларировала такой спрос и сейчас пытается внедрить в жизнь. Хочется искренне пожелать ей удачи…

P.S. Сравнительная информация. В мире, который сегодня пытается усиленно учить Украину «верности законам», достаточно примеров того, как власть предержащие уходят от ответственности. Одна эпопея итальянских правоохранителей, которые много лет пытаются привлечь к ответственности премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, а он не «привлекается», чего стоит.

Но есть и другие примеры. И Южная Корея тут по праву впереди планеты всей.

– Экс-президентов этой страны Чон Ду Хвана и Ро Де У после ухода их из власти за совершенные преступления осудили на смерть и на 22 года тюремного заключения соответственно. Потом их, правда, помиловали. Но сам эффект наказания «великих» был просто потрясающий. Их последователь на посту президента Но Му Хен в 2009 году покончил жизнь самоубийством – спрыгнул со скалы в расщелину. Чтобы уйти от ответственности за получение взятки от американской компании в его бытность президентом. В предсмертной записке он написал: «…Я переживаю тяжелые времена. Я усложнил жизнь слишком многим людям».

– Ким Хон Уп, сын еще одного президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна, вместе с младшим братом Ким Хон Гулем немало потрудился, чтобы папа потерял свой пост. В ходе рутинного для страны уголовного расследования в одной из крупных корпораций обнаружилось, что владельцы фирмы регулярно давали взятки сыновьям президента. Дело против них началось в 2002 году. В суде было доказано получение ими взяток на сумму 5 млн. долл. Гуль был приговорен к условному сроку, Уп – к двум годам тюрьмы, а Ким-папа больше в президенты не пошел.

– Ныне покойный американский сенатор Эдвард Кеннеди, младший брат президента США Джона Кеннеди и кандидата в президенты Роберта Кеннеди, мог, по оценкам многих наблюдателей, легко стать главой Штатов. Но не стал. Ибо сам себе подмочил репутацию, когда в 1969 году не оказал помощь своей молодой секретарше, с которой он в авто рухнул с моста. Сенатор выбрался из воды, а девушка погибла. Вместе с репутацией Эдварда. От ответственности уголовной он ушел, отвертелся, но от нравственной – никогда. После этого случая Эдвард и думать не хотел о президентстве. Понимал: американцы вряд ли простят ему убийство…

– К общественным работам трижды приговаривался Альберт Гор III, сын бывшего вице-президента США Эла Гора. В 2000 году полиция штата Северная Каролина арестовала Гора-младшего за превышение скорости (180 км/ч). В 2002-м он попал в участок за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. В 2003-м у него нашли марихуану.

– Сидели в кутузке и «первые близнецы Америки» – сестры Дженна и Барбара Буш, дочери президента США Джорджа Буша-младшего, рано пристрастившиеся к «зеленому змию», что запрещено законами США. За это их ловили по всем барам и штрафовали немилосердно, невзирая на папашу.

– Сели на скамью подсудимых и получили условные или реальные тюремные сроки Жан-Кристоф Миттеран, сын покойного президента Франции Франсуа Миттерана, Марк Тэтчер, сын «железной леди» Великобритании, ее премьера Маргарет Тэтчер, Омри Шарон, сын премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Все пострадали либо за коррупцию, либо за неуплату налогов. А отпрыск «железной леди» – еще и за попытку госпереворота в Экваториальной Гвинее, где наши нефть. Громкие фамилии и не менее громкое заступничество наказание сынков смягчили, но от тюрьмы не спасли.

– Хутомо Мандала Путра, сын экс-диктатора Индонезии Сухарто, в 2001 году был осужден на 15 лет за организацию убийства члена Верховного суда страны. Судья вел процесс, на котором Путра выступал в роли обвиняемого в коррупции и неуплате налогов.

– Марко Милошевич, сын покойного президента Югославии, а потом Сербии Слободана Милошевича, обязательно сядет в Сербии, если туда вернется. Он там осужден заочно за коррупцию.

— Дочь Рональда Рейгана Пэти Дэвис через газету The Los Angeles Times обратилась к Дженне и Барбаре Буш, когда тем исполнился 21 год: «Вы – неподвижная мишень, и нет такого выключателя, который позволил бы отключить направленный на вас прожектор, пока не будет избран новый президент». Удивительный совет всем отпрыскам вершителей судеб. Буш-папа уже переизбран, но его дочери все равно вряд ли смогут безнаказанно бузить…

А в Украине все не так. Ответственность удивительным образом обходит сильных мира сего даже рангом пониже.

– Почти два года понадобилось, чтобы «ввести в рамки» Андрея Ющенко, «сына бога» и президента Виктора Ющенко. Сынуля и роскошествовал не по средствам, и по прокурорам палил, и ПДД нарушал, как хотел, и все торговые брэнды продукции так называемой «оранжевой революции» на себя переписал и жил с этого. Унять его смогло, наверное, только то, что папа из-за собственной бестолковости стремительно терял власть, и сынулю вполне могли упечь в СИЗО.

– Вместе с мужем навеселе лупила милиционеров Евгения Карр, дочь премьер-министра Юлии Тимошенко, и ей это сошло с рук. Кто же тронет дочь «багини»?

– В 2003 и в 2009 годах сбили насмерть пешеходов мэры Киева и нардепы Леонид Черновецкий и Александр Омельченко. И что? Один боится машин, а второй отделался нервным перекуром над трупом убитого. Судов над ними не было.

– Замяли дело Сергея Калиновского, пасынка уже упомянутого олигарха Дмитрия Фирташа, который на авто во хмелю в 2007 году убил в Киеве двух человек, а потом из больницы скрылся от следствия.

– Виталий Файнгольд, сын депутата Симферопольского горсовета миллионера Иосифа Файнгольда, в 2008 году насмерть сбивший 25-летнюю мотоциклистку Анну Мишуткину, приговорен к трем годам лишения свободы… с двухлетней отсрочкой.

– Не совсем понятна ситуация с Дмитрием Рудем, следователем одного из райотделов милиции Днепропетровска, который сбил насмерть трех женщин и гордо заявил всем: «А что, мне все равно ничего не будет». Сейчас он сидит в СИЗО в Запорожье, потому что в Днепропетровске его судить нельзя – точно «отмажут». Земляки в этом уверены. У него папа – прокурор.

– Отпущен на подписку о невыезде сын народного депутата Украины от Партии регионов Владимира Демишкана Сергей, который признался в убийстве и рэкете. В 2007 году он выкрал своего подельника по бизнесу и утопил его в канале под Вышгородом, привязав к спине чугунную батарею и крикнув на прощание еще живой жертве: «Передавай привет Кусто!». Сейчас этот «гуманист-подводник» типа активно сотрудничает со следствием, во всем признается и, оказывается, для суда опасности не представляет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам