Резня по-соседски

…Когда я в 1986 году впервые попал за пределы СССР, в Венгрию, то это, конечно, было радостью – еще бы, вырвался за «железный занавес». Но было и то, что огорчало. Во-первых, Венгрия тогда была своеобразной «иконой социализма», которой, как и Югославии, позволялись немалые вольности и отступления от «генеральной линии» на «строительство коммунизма». Социализм там был с более человеческим лицом, не в пример советской гримасе великодержавного и высокомерного, но откровенно примитивного жлобизма. Как же!

При своих ядерных ракетах мы отходили от наземной танковой демократии, но все равно могли руководить даже союзниками только силой страха. Страха перед ответным воздушным «ядерным возмездием». Но и танки хранили в несметном количестве. Для соседей и «сестер» по социалистическому лагерю…

…От былого морального авторитета «светлого будущего человечества – коммунизма», ранее волнующего мировых интеллектуалов и заставляющего их симпатизировать СССР, мало что осталось. Все было съедено брежневским застоем с его партхозноменклатурным чванством, моральным разложением руководящей элиты, ее двойными стандартами и вообще двойной моралью, равенством в нищете подавляющего большинства населения и низкопоклонством перед капиталистическим обществом потребления, скрыто разлитым в народе, как метастазы рака в начальной стадии. А еще «звериным оскалом социализма», который периодически демонстрировался с танковой брони…

Во-вторых, о Венгрии рассказывали, что там популярна поговорка: мол, встретишь русского – не трогай его, обойди. Вариант: поздоровайся, пожми руку, но все равно – не трогай, обойди стороной. Это откровенно раздражало – кому понравится, если к нему относятся как к прокаженному. Но так было, потому что венгры помнили события 1956 года, когда советские (точнее, русские, мы ведь для них все были «русскими») танки раздавили их «революцию» – тягу к свободе от сталинского «социализма». И сейчас, увы, помнят. Но комплексуют меньше – они теперь типа защищены зонтиком НАТО и щитом ЕС…

Памятник восстанию 1956 года

В-третьих, пребывание в стране, которая рядового совка, попавшего на ее территорию, «убивала» наповал своим набором доступных товаров в любом магазине, омрачала информация о том, что «русскими», раздавившими венгерское восстание 1956 года, были… украинцы. Части Советской армии, в основном дислоцированные в Украине. Венгры это хорошо знали и помнили «помощь братьев-славян». Украинцы об этом вообще задумывались мало – не до того было, выживали, как могли, а тут еще Чернобыль их «пометил»…

Сегодня уже точно известно, что в 1956 году так оно и было: армада «освободителей-бис» пришла второй раз с Украины. Вот только некоторые части, «утюжившие» восставших венгров: 2-я гвардейская механизированная дивизия (Николаевско-Будапештская); 17-я гвардейская механизированная дивизия (Енакиевско-Дунайская); 33-я гвардейская механизированная дивизия (Херсонская); 8-я механизированная армия Прикарпатского ВО (после 1957 года – 8-я танковая армия); 38-я армия Прикарпатского ВО; 13-я гвардейская механизированная дивизия (Полтавская) (после 1957 года – 21-я гвардейская танковая дивизия); 27-я механизированная дивизия (Черкасская) (после 1957 года – 27-я мотострелковая дивизия) и т. д. Только если в случае с Гитлером вызволяли от фашизма, то теперь освобождали от свободы. Своей собственной, выстраданной на площадях и улицах…

Венгерский парламент на Дунае

А ведь связь между венграми и украинцами (по крайней мере с теми, кто жил на нынешней украинской территории в прежние времена) исчисляется столетиями. Впервые венгры на этой территории появились примерно в I тыс. н. э., когда, теснимые кочевниками, ,перекочевали в бассейн Камы, позже в причерноморские и приазовские степи и попали под власть хазар и булгар. Потом, в 896 году под предводительством Арпада и Курсана они перешли Карпаты и поселились в Трансильвании, откуда овладели Паннонией и впоследствии заняли сегодняшние земли восточной Австрии и южной Словакии. В X-XI веках пришельцы-венгры ассимилировали местное население (в том числе и славян) и, переняв многие их обычаи, культуру, слова их языков, перешли на оседлое проживание. Образовалось Венгерское государство, которое за свою историю имело различные размеры и содержало в себе различные территории. Стала образовываться венгерская нация.

Именно в это же время начала формироваться славянская держава – Киевская Русь – и на украинской территории. Более того, Ярослав Мудрый, так возвеличивший Киев, предположительно в 1038 году отдал свою старшую дочь Анастасию за герцога Андраша, наследника венгерской короны. При помощи Киева они с женой и стали королем и королевой Венгрии в 1046 году.

Вот они, герои Венгрии

Вот, собственно, с XI века и можно сравнивать историю Венгрии и Киевской Руси, а Украине и украинцам – учиться у Венгрии и венгров. В 1240-1241 годах под ударами монголов и татар пали и славянский Киев, и венгерские Буда и Пешт – будущие части города, который и стал единой столицей Венгрии аж в 1873 году. И с тех пор Будапешт – уже неизменная столица Венгрии.

Киев же стал центром Украины во времена освободительной войны Богдана Хмельницкого 1648-1554 годов. Но не надолго: сами же украинские старшины, выторговывая себе лично привилегии и земли у московских царей и императоров, профукали и независимость страны, и столичный статус Киева. Проиграла все украинская элита и в 1917-1920 годах, когда после развала Российской империи у Украины появился еще один шанс обрести независимость. Украина стала тогда социалистической частью новой империи – Советского Союза. Все вернулось на круги независимые своя только в 1991 году, когда украинцам на референдуме предложили узаконить свалившуюся на их головы независимость бывшей союзной республики.


Анастасия Ярославовна, венгерская королева

Но вот с монгольского нашествия судьбы венгров и будущих украинцев удивительно похожи. Венгры тоже недолго сохраняли свою государственную независимость. Их корона перешла сначала Сицилийской династии, потом Османской Турции, а с 1687 года – австрийским Габсбургам. То есть если украинцы вошли в Российскую империю с конца XVII века, то венгры стали частью Австрийской империи с конца XVIII-го. И в обеих империях и венгры, и украинцы играли очень похожую роль. Их шляхта служила императорам и всячески укрепляла империи, а простой народ – служил и тем, и другим в качестве быдла, если хотите, тягловой рабочей скотины.

Но вот тут-то, в составе двух разных империй и при выполнении одинаковых государствообразующих функций и обнаружилась главное отличие между венграми и украинцами. Одни, венгры, хотели своей государственности всегда. Другие – украинцы – думали о ней при случае, если кто-то их к этому подталкивал.

Памятник Анониму, анонимно написавшему историю венгров

Венгры, во всяком случае их элита, всегда помнили о своей государственности и при маломальском удобном случае пытались ее восстановить. Украинцы (элита) же либо верой и правдой служили Москве, а потом Санкт-Петербургу, либо пытались выторговать ценой украинских земель свои личные вотчины. Как, например, Иван Мазепа, отвалившийся от российского императора Петра Первого под власть шведского короля Карла Двенадцатого и польского короля Станислава Лещинского за обещание отдать всю известную тогда Украину Польше и взамен получить в личное владение отдельные земли в Витебском и Полоцком воеводствах с правами герцога Курляндского. Вот, как говорится, и вся мини-независимость имени Мазепы…

В итоге у венгров все получилось. После европейских революций 1848 года, названных «весной народов», у многих европейских народов, изнывающих под властью чужих императоров, окончательно сформировались и окрепли государственнические инстинкты. И Венгрия в этом направлении пошла дальше всех: будучи второй имперской нацией в Австрийской империи, венгры сначала добились в 1860 году созыва своего национального парламента. А потом, в 1867 году, добились от Вены подписания Австро-Венгерского соглашения. В соответствии с этим документом Австрийская империя становилась Австро-Венгрией – конституционной дуалистической монархией, разделенной на Транслейтанию (земли венгерской короны) и Цислейтанию (земли, собственно, австрийской короны). То есть они не просто победили «чужую» империю – они сделали ее своей, став ее полноценным соучастником-строителем. Обе части возглавил бывший император Австрийской империи престарелый Франц-Иосиф Первый. Правил он до 1916 года, а с убийства его племянника Франца-Фердинанда в 1914 году началась Первая мировая война, которая и похоронила обе империи – Австро-Венгерскую и Российскую.

Венгры всегда боролись

И венгры с тех пор начали жить самостоятельным государством, а украинцы, повторяю, ждали до 1991 года.

И, кстати, вот еще один интересный факт: украинцы не только в 1969 году давили восставших венгров. В 1848-1849 годах венгерское восстание за независимость под предводительством Лайоша Кошута в рамках «весны народов» жестоко подавил некто Иван Федорович Паскевич, граф Эриванский – самый выдающийся военачальник Российской империи в XIX веке, который, как и его предшественник Александр Суворов, не проиграл ни одного сражения.

И был этот самый Паскевич чистокровным украинцем – потомком рода Пасько, казацкой старшины времен Хмельницкого, родился в Полтаве в семье помещика, который и определил сына в Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. И в войсках Паскевича, давивших венгров, было много малороссов – и солдат, и офицеров, потомков казацкой шляхты. Но они и не думали ни о собственной Украине в составе Российской империи, ни даже о том, чтобы занять равноправное место вместе с другими строителями империи.

Памятник Лайошу Кошуту рядом с памятником 1956 года…

Впрочем, им это делать и особой-то нужды не было: имперская элита в России формировалась за счет представителей всех покоренных народов и благодаря служению трону. Но и у России были свои «венгры» – финны, поляки, народы Прибалтики, которые хранили свои государственнические инстинкты и смогли их реализовать. Украинцы же, как говорится, прозевали свои взлеты. И когда в средине XIX века формировались национальные буржуазные нации, которым нужны были свои государства или хотя бы их максимальная автономия в составе других стран. И когда в начале века XX-го нужно было объединиться и отстоять независимость.

Зевают украинцы и сейчас. С одной стороны, они типа хотят окончательно оторваться от «империи», но, тем не менее, во всем и все время действуют с оглядкой на Москву («старшую сестру»), искусственно лелея свой «комплекс мэншовартости» (малой стоимости, неполноценности). С другой – не хотят понимать, что, отказываясь от имперского наследия в составе Российской империи, они вгоняют себя именно в этот комплекс, превращают страну из победительницы (в составе империи) в ее вечную жертву. И это в то время, когда не выдерживает критики даже извечный тезис с определением, кто «старшая», а кто «младшая» сестра – Украина или Россия. Украина сама выбрала и продолжает мазохистски выбирать себе роль «младшенькой», забывая, что строго исторически, хронологически, сначала была Киевская Русь, а уже потом – Московская, а значит, и «сестры» по возрасту различаются совсем не так, как принято считать…

Красота будапештских мостов потрясает свое имперской монументальностью

А ведь украинцы могли бы, как венгры, повоевать и силой оружия вытребовать себе статус равноправной имперской нации под скипетром Романовых. Или хотя бы в составе СССР. Так нет же, вечно плачутся. Впрочем, история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Она жестко и безапелляционно течет так, как течет. Но почти всегда туда, куда ее направляют люди…

Вот венгры и Австрию в свое время «нагнули», заставив считаться со своим участием в строительстве совместной империи, и сейчас со своими проблемами разбираются самостоятельно, мало на кого оглядываясь. Может, потому они – уже в НАТО и ЕС, а Украина – только типа хочет туда. А в 1956 году, повторяю, стала плацдармом, с которого тягу венгров к свободе задушили танками с украинскими водителями. По официальным данным, за период с 23 октября по 31 декабря 1956 года погибло 2 652 венгерских гражданина и было ранено 19 226. Потери Советской Армии составили 669 человек убитыми, 51 пропавшими без вести, 1540 – ранеными. И это вряд ли была братская кровь. Но вот ведь страшный парадокс: одни (украинцы) убивали других (венгров), чтобы отсрочить и свою, украинскую, свободу…

Красивейший город

…А Будапешт – город красивый. И вполне имперский, потому что всем своим видом напоминает и имперское прошлое страны, и борьбу за свою же свободу. В составе Австрийской империи ли, в составе ли «пристяжной сестры» империи социалистической. Будапештская Площадь героев вообще увековечивает всех героев: и тех, кто привел венгров в Паннонию и Трансильванию, и тех, кто с турками боролся, и с Габсбургами.

Меня же у парламента Венгрии особо потряс ее флаг времен социализма: восставшие 1956 года, чтобы не отказываться от своих национальных цветов, просто вырезали с полотнища социалистический герб и раненную материю вывешивали над баррикадами. И потом, после падения социализма, на некоторое время водрузили одно из таких знамен у парламента. И я через дыру сфотографировал уже новый флаг на куполе парламента. Одинаковый по цветам, но уже целый, без герба и без дырки от него. Так видели свой флаг восставшие 1956 года, так его видят сегодня и их потомки, которые не комплексуют, что кто-то там жил в какой-то империи. У них теперь родина свободная…

…Чем не пример для украинцев?

Тот самый флаг свободы…

Монументально и красиво во всем


Венгры давно определили направление движени

Фото Владимира Скачко и Ольги Якимович

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам