О тупике, в котором находится политика сосуществования общин с разными культурами, лидеры европейских стран высказываются регулярно и все более однозначно. И касается это, разумеется, не одной Франции, а всех стран ЕС. Об этом говорит канцлер Германии Ангела Меркель, признает это премьер Британии Дэвид Кэмерон. Однако действующих рецептов никто предложить не может.
Разумеется, растущее отчуждение и ненависть — это улица с двусторонним движением. Не так давно публика удивлялась, откуда в Норвегии возник феномен Брейвика. А удивляться нечему: у этого феномена глубокие корни (в Норвегии ультраправые, неоязыческие и тому подобные группировки наделали достаточно шума еще в 80-х годах прошлого века), и современная атмосфера вводит его в актуальную повестку для молодых, активных людей. Так же как и феномен Мера, которого даже начали было называть «новым Брейвиком», пока не обнаружилось, что он вроде бы является анти-Брейвиком. Однако противоположности сходятся. Между Мера и Брейвиком, несомненно, больше общего, чем между ними и их жертвами.
При этом западные демократии не могут определить какую-либо последовательную линию поведения, то устраивая разбирательства вокруг запретов на ношение хиджаба, то предпринимая умиротворяющие действия в духе терпящего крах мультикультурализма, как в случае с решением британского парламента позволять работодателям ограничивать своих сотрудников в праве на демонстрацию христианской символики. По всей видимости, никакая последовательность здесь и невозможна.
Реалии глобального хозяйства, стимулирующего переток человеческих ресурсов, невозможность отказаться от системы универсальных ценностей сталкиваются с архаичным мировоззрением, прибывающим в Европу с юга и востока. Ограничивать миграционные потоки — вступать в противоречие с устоями современных демократий, да и поздно уже это делать.
И во Франции, и в Германии, и в Британии уже сформировались общины чуждой культуры, которые будут увеличиваться в численности и без подпитки из-за пределов ЕС. И периодически такая ситуация будет выливаться в насилие — в форме ли терактов или даже массовых беспорядков и погромов, как это уже было в той же Франции в 2005-м.
Ситуация в России не менее, а то и более сложна. Разница в устоях и основных ценностях между различными регионами здесь была велика изначально и, похоже, будет только усугубляться вместе с разнонаправленными телодвижениями властей, пытающихся «купить лояльность» то одних, то других общин.
Все это означает, что ни полицейскими мероприятиями, ни щедрыми финансовыми вливаниями ни одной стране от назревших национальных, а скорее, культурных проблем не избавиться. Надо учиться существовать в мире, преимущества комфортабельной жизни в котором портят кровавые эксцессы наподобие тулузского теракта, а правые настроения получают все большую поддержку обывателей.