«Фата Morganа» и мистер Иксель

Вчера появилась информация, что прокуратура Нью-Йорка предъявила обвинения двум бывшим сотрудникам JP Morgan, которые пытались скрыть потери сотен миллионов долларов при неудачных сделках. Это уже второй громкий скандал вокруг одного из крупнейших американских банков после роковой легендарного трейдера Бруно Икселя по прозвищу «лондонский кит». В прошлом году его рискованная игра обошлась банку официально в $6 млрд., а по экспертным оценкам — в $9 млрд. Похоже, нынешнее дело является продолжением прошлогоднего…
Как сообщает The Associated Press, обвинение в мошенничестве официально предъявлено двум бывшим трейдерам JP Morgan Chase. Испанец Хавьер Мартин-Артахо и гражданин Франции Жюльен Гру подозреваются в искусственном увеличение рыночной стоимости ценных бумаг с целью скрыть масштабы убытков, которые понес банк в ходе торговли деривативами. Потери в результате неправильно разработанной стратегии составили $6,2 млрд.

Сотрудники ФБР в Нью-Йорке начали расследование по факту убытков в торговом портфеле JP Morgan в мае прошлого года. Кроме того, отдельную проверку в отношении банка производит Комиссия по ценным бумагам и биржам. Из-за действий ряда трейдеров в Лондоне JP Morgan понес в прошлом месяце колоссальные убытки по ряду инструментов.

Согласно документам, поданным в федеральный суд района Манхэттен, экс-трейлеры Жюльен Гру (Julien Grout) и Хавьер Мартин-Артахо (Javier Martin-Artajo) пытались скрыть потери сотен миллионов долларов при неудачных сделках, списав их в портфель кредитных деривативов. Оба обвиняемых настаивают на своей невиновности.

Любопытно, что обвинения Хавьеру Мартину-Артэджо и Жюльену Гру были оглашены буквально в тот же день, как стала известна не менее ошеломляющая новость: «лондонский кит» заключил сделку с федеральными властями, избежав уголовного преследования за торговый убыток в размере $6 млрд. Не исключено, что мистер Иксиля благополучно сдал следствию двух своих коллег, рассказав конфиденциальную информацию о их работе.

Это заставило финансовых наблюдателей еще раз усомниться в том, что Бруно Иксель действовал по своему сценарию. На форумах, где общаются профессионалы, пишут, что Иксель играл в интересах верхушки конгломерата и теперь бывшие клиенты отмазывают его от судебной ответственности, подбирая «козлов отпущения».

Любопытно, что обвинения Хавьеру Мартину-Артэджо и Жюльену Гру были оглашены буквально в тот же день, как стала известна не менее ошеломляющая новость: «лондонский кит» заключил сделку с федеральными властями, избежав уголовного преследования за торговый убыток в размере $6 млрд.

Вообще, история «лондонского кита» достойна экранизации в Голливуде. Мы достаточно подробно рассказывали о ней летом прошлого года, в публикации «Иксель, Morgan и вторая волна кризиса» http://versii.com/news/256536/. И сейчас лишь напомним суть.

Если коротко, то 10 мая 2012 года глава JP Morgan Chase Джейми Даймон внезапно объявил, что банк понес в апреле убытки в размере $2 млрд. по своему торговому портфелю из-за ошибок в инвестиционной деятельности лондонского подразделения. Финансовые наблюдатели подсчитали, что убытки съели почти половину квартальной прибыли. Но пока сам банк об этом не объявил, проблем никто не замечал. С чего это вдруг такая откровенность в ущерб репутации?

Ответ напрашивался сам собой: появились предположения, что реальные убытки лондонских трейдеров JPMorgan гораздо выше объявленных. Всполошился даже президент США Барак Обама. Он заявил о целесообразности принятия закона о финрегулировании, который даст возможность провести расследование инцидента. Ибо нельзя допустить падение банка, в котором вкладчики держат более $1 трлн.

Для справки. JPMorgan Chase – один из старейших и самых влиятельных финансовых конгломератов на планете. Его активы составляют $2,3 трлн. (!), что ставит JPMorgan Chase на первое место среди крупнейших банков в США. К слову, раньше вторым банком США был Lehman Brothers с активами $639 млрд. (при обязательствах $760 млрд.), разорившийся во время кризиса 2008 года, который он сам же и спровоцировал своим обвалом.

Довольно скоро подозрения в том, что реальные убытки намного выше заявленных $2 млрд., подтвердились. Через несколько месяцев The New York Times сообщила, что торговый убыток JP Morgan может вырасти до $9 млрд. На момент, когда появилась эта публикация, банк официально признавал потери в размере $4 млрд.

Заметим, что сегодня уже достоверно установлено, что сумма больше названной тогда на $2 млрд. и составляет $6 млрд. Точнее, $6,2 млрд. — именно такую сумму «вешают» на двух бывших сотрудников: испанца и француза. Хотя, судя по всему, виновником этих убытков является Бруно Мишель Иксиль — тот самый человек, о котором мы писали в еще статье «Синдром Кервьеля» 4 мая 2012 года. Приведем небольшой фрагмент этой публикации.

После оглашения информации о соглашении Икселя со следствием и предъявлении обвинений двум другим сотрудникам, подозрения, что "лондонский кит" был лишь элементом большой игры банковских воротил, приобретают черты очевидного

«В настоящий момент на мировом финансовом рынке действует трейдер, который открыл позицию по деривативам на 100 миллиардов долларов (!). Это некто Бруно Мишель Иксиль, который работает с согласия и под контролем банка JP Morgan.

Как пишет The Wall Street Journal, Бруно Иксиль – скромный француз, живущий в Париже, но работающий в Лондоне, где он осуществляет сделки вместе со своим маленьким аппаратом из двух помощников. Он носит джинсы и выглядит абсолютно заурядным. Но то, что в его руках находится объем пусть условных, но все же средств на $100 млрд., что сравнимо с бюджетами нескольких стран одновременно, делает его в настоящий момент самым крупным игроком в истории финансов.

Формально ничего незаконного Иксиль не делает. Его деятельность расценивается банком как защита от рисков и вложение свободных средств в перспективные бумаги. Однако стоит ему крупно ошибиться, как Кервьелю, реакцию и поведение JP Morgan предсказать будет трудно. Кое-кто из аналитиков считает, что фиаско Бруно Иксиля, если оно вдруг случится, может спровоцировать вторую волну кризиса, но уже с эпицентром не в Штатах, как было в 2008-м, а в Европе…».

Месяц не прошел с той публикации, как имя Бруно Иксиля стало нарицательным, а сам он затмил ущерб Societe Generale в $4,9 млрд, нанесенный трейдером Жеромом Кервьелем. В чем был смысл игры Бруно и почему он проиграл, объяснить достаточно сложно: нужно быть цзким специалистом в финансовой сфере. Я таковым не являюсь и потому могу цитировать лишь опубликованные факты.

Итак, весной прошлого года стало известно, что некий трейдер Иксиль аккумулировал позиции на десятки миллиардов долларов на рынке кредитно-дефолтных свопов, за что участники рынка прозвали его «лондонским китом». Он через индекс CDX IG 9 ставил на улучшение кредитного качества входящих в него 125 компаний инвестиционного уровня, однако хедж-фонды начали играть на этом рынке против JP Morgan. И в итоге банк проиграл.

Впрочем, самым любопытным являлся вопрос: кто позволил загадочному французу в потертых джинсах ставить под удар благополучие вкладчиков крупнейшего в мире финансового учреждения?

Тогда же и появились слухи, что за Бруно стоял топ-менеджмент транснационального банка и разные влиятельные фигуры, которые на подобных играх зарабатывали миллионы неофициальных бонусов. И «доигрались» до убытков, когда против них ополчились конкуренты. Не исключено даже, что возник некий заговор против гиганта, точнее его должностных лиц, которых таким образом наказали за злоупотребление «служебными финансами».

И если до последнего времени все эти рассуждения были просто слухами, то после оглашения информации о соглашении Икселя со следствием и предъявлении обвинений двум другим сотрудникам, подозрения, что "лондонский кит" был лишь элементом большой игры банковских воротил, приобретают черты очевидного.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам