Крадущийся тигр: бояться ли нам китайских инвестиций?

Опубликованная на днях новость о том, что китайцы отхватили 3 млн. га нашей земли, оказалась «уткой». Но нет дыма без огня. Пока политики спорят, что нам выбрать – Россию или Европу, Китай становится стратегическим инвестором, кредитором и партнером Украины. И этот процесс уже не остановить. Чиновники с оптимизмом говорят, что Поднебесная может стать безграничным рынком сбыта отечественных товаров. Но пока все наоборот: это мы для них рынок сбыта и заодно окно в Европу. Поэтому именно китайцы больше других заинтересованы в подписании соглашения об ассоциации.
23 сентября ряд информационных агентств сообщил со ссылкой на китайские СМИ, что Китай взял в Украине 3 млн. га сельхозугодий в аренду сроком на 50 лет. Соответствующее соглашение якобы было подписано между Xinjiang Production and Construction и украинской компанией KGS Agro.

В новостях говорилось, что на первом этапе китайской стороне будут переданы в аренду 100 тыс. га в Днепропетровской области. В дальнейшем площадь арендованных территорий, в том числе в Херсонской области и в Крыму, достигнет 3 млн. га. Земли будут использованы для выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства.

Позднее стало известно, что источником сенсации была газета «Хуаньцю шибао». То ли это «шибао» ошиблось (почти тавтология, однако, вышла), то ли переводчики с китайского неправильно разобрали иероглифы, но в итоге выдали желаемое за действительное. На следующий день агрохолдинг KSG сделал спешное заявление для прессы, что, согласно действующему законодательству, речь может идти не о покупке и даже не о субаренде земли, а о только совместной деятельности. И что KSG Agro и Xinjiang Production and Construction всего лишь подписали протокол о намерениях, да и то еще 31 мая 2013 года. «Это рамочный документ, в котором предусматривается будущее сотрудничество в области производства продуктов питания, – сказали в KSG. – Его реализация начнется с установки систем капельного орошения на землях, которые арендует холдинг».

Позднее стало известно, что источником сенсации была газета «Хуаньцю шибао». То ли это «шибао» ошиблось (почти тавтология, однако, вышла), то ли переводчики с китайского неправильно разобрали иероглифы, но в итоге выдали желаемое за действительное

Для справки. KSG Аgro – вертикально интегрированный холдинг, который арендует 96 тыс. га в Крыму, в Днепропетровской и Херсонской областях. Его контролирует бывший депутат ВРУ Сергей Касьянов, с февраля по март 2005 года занимавший пост губернатора Днепропетровской области. По данным СМИ, в рамках сотрудничества с Xinjiang Production and Construction со следующего года планируется установить системы капельного орошения на 3 тыс. га земли, арендуемой холдингом, с поэтапным увеличением площадей.

Эта история – всего лишь фрагмент общей картины украино-китайского сближения в экономике, где сельхозсектор играет ключевую роль. Не так давно министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк заявил, что Китай может стать для Украины стратегическим рынком сбыта. «Мы можем предложить сахар, подсолнечное масло, пшеницу, а также технические культуры, которые используются для приготовления комбикормов. Вместе с китайскими партнерами изучаем также возможность поставки товаров мясной группы, прежде всего говядины», – заявил министр.

По оценке Присяжнюка, Украина производит в 2,5-3 раза больше сельхозпродукции, чем потребляет. Поэтому доля аграрной продукции в общем товарообороте с Китаем может вскоре достигнуть 25%. И это не только «парадные слова» по завершении переговоров, которые обычно страшно далеки от реальности. Проекты с Китаем действительно продвигаются, причем семимильными шагами.

В начале сентября Украина получила разрешение экспортировать в Китай пшеницу, сою и ячмень. Ранее Минагрополитики заявляло о завершении сертификации мясной продукции для дальнейшего ее экспорта в Китай и прогнозировало начало экспорта с января 2014 года. К концу 2013 года должен быть также подписан протокол фитосанитарных требований, позволяющий начать поставки в Китай пшеницы и рапса.

Но самый главный проект в аграрной сфере – это кукурузный, который может вывести Украину на второе место в мире по экспорту «царицы полей». В прошлом году статья в Financial Times о том, что Украина подпишет с Китаем соглашение о поставках кукурузы взамен на кредитную линию в размере $3 млрд., сильно напугала мирового лидера «кукурузопроизводства» – США. А также других ведущих игроков на этом рынке – Аргентину и Бразилию.

Примечательно, что первый транш кукурузного кредита в размере $1,5 млрд., по словам Присяжнюка, уже разошелся «на поддержку аграрного сектора»: 8 млрд. грн. – на форвардные закупки зерна, а 4 млрд. грн. – на поставки кукурузы.

Примечательно, что первый транш кукурузного кредита в размере $1,5 млрд., по словам Присяжнюка, уже разошелся «на поддержку аграрного сектора»: 8 млрд. грн. – на форвардные закупки зерна, а 4 млрд. грн. – на поставки кукурузы

На подходе проекты по строительству сельскохозяйственного комплекса, включая зерновой элеватор, комбикормовый завод, холодильные помещения, завод по производству биотоплива, биогазовые электростанции, фрукто- и овощехранилища. Рассматриваются возможности переоборудования украинских спиртзаводов на заводы по производству биотоплива. Китайцы даже оплатили пиар-сопровождение проектов сотрудничества под лозунгом "Накормим мир вместе".

Аграрная сфера – не единственная, где китайцы начинают замещать российских и западных инвесторов. Уже подписан договор о сотрудничестве между «Южмашем», Citic International Corporation Сo. Ltd. и CHAINA YTO International по производству и поставке в Украину тракторов YTO-ЮМЗ. Таким образом, отечественное тракторостроение обретет «китайский разрез глаз» и будет отдаленно напоминать «роман» Запорожского автомобилестроительного завода с южнокорейской корпорацией ДЭУ, результатом чего стало наводнение страны одноименными легковушками.

Продвигается институциональный проект (как сейчас модно говорить) по строительству железнодорожной ветки «Воздушный экспресс» Киев – Борисполь. А 13 июля 2012 года между Государственным банком Китая и Министерством угольной промышленности Украины было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Украина может получить кредит в размере $3,6 млрд. на развитие энергетического сектора, а именно на комплексное переоборудование национальных ТЭЦ с газа на уголь.

Скептики говорят, что, пытаясь уменьшить газовую зависимость от России, мы попадаем в технологическую и кредитную зависимость от КНР. Китайское оборудование для ТЭЦ является обязательным условием предоставления нам кредитов. Я ничего не имеют против китайского высокотехнического оборудования, но… Знаете, почему нет старых китайских машин типа 30-летнего «Фольксвагена» или 20-летнего «Мерседеса» на ходу? Нет, не потому, что китайская автомобильная промышленность очень молода. Просто ее продукция, то есть китайские машины до «старости» не доживают, они «умирают» молодыми. Нередко рассыпаются, как карточный домик. Многие профессиональные краш-тесты демонстрируют это очень зрелищно.

Проблема в том, что китайские технологии в промышленных масштабах в Украине до сего момента не применялись. Сказать, что Китай является лидером по внедрению всяких штучек типа водоугольного топлива или газификации угля, это несколько погрешить против истины. А вот то, что заводы по производству синтетического и синтез-газа по китайским технологиям будут строить их же рабочие, которых хрен потом соберешь в степях Украины с целью вернуть на родину, так это почти вне сомнений.

Импорт товаров из Китая в Украину в 2012 году, по данным Госстата, вырос на 26% и достиг $ 7,9 млрд., экспорт, напротив, сократился на 18% – до $1,8 млрд. Отрицательное сальдо, таким образом, составило $6,1 млрд. Ну, и кто кому рынок сбыта?!

К тому же китайцы – это «естественное зло» для нашей металлургической промышленности. Они так расшатали рынок стальной продукции, что он полностью зависит от их аппетитов. Китайцы больше импортируют и меньше экспортируют – цены растут. Активизировали экспорт – нам хоть заводы останавливай. При этом, учитывая колоссальные правительственные резервы КНР, их производители могут балансировать на грани рентабельности. А для наших компаний такая роскошь непозволительна.

Поэтому сближение с Китаем – процесс непростой. Все равно, что сближение «Титаника» с айсбергом. Впрочем, учитывая наши масштабы, это сравнение корректно, скажем, для немецкой экономики. Для нас было бы правильнее рисовать картину приближения айсберга к весельной лодке. Тут не вопрос, кто кого задавит, тут проблема, как проплыть мимо и зачерпнуть немного снега. Не повредив при этом плавсредство.

К тому же то и дело раздаются встревоженные голоса, преимущественно российских аналитиков, предупреждающие о том, что Китай – это не благотворительная организация и его геополитические интересы четко выражены. Так, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский в беседе с «Независимой газетой» высказал сомнение относительно острой потребности Китая в украинской сельхозпродукции. «Зерновую проблему Китай давно решил, мясом обеспечивает себя на 100%. Сомнительно, чтобы он намеревался перевозить зерно или свинину домой с Украины. Китай делает то, что ему выгодно. Цель его экономической экспансии в СНГ – получить финансовые дивиденды и влияние на местные политические круги. Он укрепляет связи с членами Шанхайской организации сотрудничества, а теперь и с Украиной и Белоруссией», – заявил востоковед.

Он также предположил, что Китай развивает подобную активность в ожидании, что Киев в ноябре все-таки подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, и европейские сельскохозяйственные товары задавят украинскую продукцию. В этой ситуации китайцы смогут конкурировать на нашей территории с импортом из Европы.

Не факт, что высказанные опасения стопроцентно верны. Россия сейчас бьется в истерике, наблюдая наше продвижение в сторону Запада. И предостережения о «китайской угрозе» могут быть частью «разъяснительной кампании» о вреде евроинтеграции, которая массированно проводится российскими СМИ.

Однако справедливости ради нужно отметить, что в сказанном есть доля правды, и она немалая. Ибо когда наши чиновники заявляют, что «отношения между Китаем и Украиной вышли на новый уровень развития» и мы закидаем их своей продукцией, а они нас – своими инвестициями, они случайно (или нет) забывают один факт.

Импорт товаров из Китая в Украину в 2012 году, по данным Госстата, вырос на 26% и достиг $ 7,9 млрд., экспорт, напротив, сократился на 18% – до $1,8 млрд. Отрицательное сальдо, таким образом, составило $6,1 млрд. Ну, и кто кому рынок сбыта?!

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам