Свобода слова на линии фронта?

Как и следовало ожидать, псевдовойне с Россией предшествует война настоящая – информационная. Пиком ее вполне можно считать обмен призывами «быть объективными» и «не нагнетать» на уровне самого высокого телевизионного начальства двух стран. Руководители крупнейших украинских медиа-групп («Украина», Inter Media Group, Starlight Media, 1+1 Media) обратились с открытым письмом к генеральному директору ОАО «Первый канал» Константину Эрнсту, генеральному директору ФГУП «ВГТРК» Олегу Добродееву и к генеральному директору ОАО «НТВ» Владимиру Кулистикову.
И попросили их «понять и поддержать позицию всех центральных украинских телеканалов», потому как «мы не имеем права разжигать вражду между братскими русским и украинским народами, выдавать в эфир непроверенную или искажающую действительность информацию». «Мы уверены, что если существующее противостояние перерастет в военные действия – победителей не будет, проиграют все», – резюмировали украинцы.

Затем с аналогичным письмом выступили российские визави. «Что касается объективности и ответственности, то хотели бы и к вам обратиться с аналогичным призывом», – написали в своем письме Эрнст, Добродеев и Кулистиков. Но обратили внимание на следующее: «И если в этом пространстве заходит речь о войне, то важно отметить, с какого момента это страшное слово стало актуальным. Не с того ли момента, как новые люди попытались дискриминировать русский язык, на котором мы с вами общаемся и вещаем? …В Киеве и других регионах, которые контролирует новая власть, нашим журналистам в последнее время стали постоянно угрожать – даже не расправой, а какой-то мелкобандитской резней. …Все те вынужденные меры, на которые пошла Российская Федерация, как раз направлены на то, чтобы избежать подобного сценария в большом и малом».

Диалог, как видим, вылился во взаимные претензии. И привел к тому, что состоянием свободы слова заинтересовалась представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович, которая призвала в понедельник все стороны конфликта в Украине воздержаться от давления на СМИ. «Я призываю все стороны воздержаться от ограничительной и насильственной практики в отношении СМИ. Затыкать рот СМИ неприемлемо ни в какое время, а особенно в момент кризиса», – заявила она. И ее слова наиболее точно выражают то, что происходит и еще может произойти в Украине с масс-медиа. В ход пойдут кнопки «Откл.» и самые разнообразные кляпы на рты журналистам, которые освещают события то ли не достаточно «расово правильно», то ли не совсем пророссийски.

«Я призываю все стороны воздержаться от ограничительной и насильственной практики в отношении СМИ. Затыкать рот СМИ неприемлемо ни в какое время, а особенно в момент кризиса», – заявила она. И ее слова наиболее точно выражают то, что происходит и еще может произойти в Украине с масс-медиа

ОБСЕ, ясное дело, возмутило сообщение о том, что Совет министров Крыма якобы собирается ограничить вещание украинских телеканалов на полуострове. «Многие СМИ… оказались втянутыми в информационную войну, направленную на достижение двух целей: создание паники среди населения Крыма и навязывание жителям Украины неверного представления о ситуации, сложившейся в общественно-политической жизни республики. События, происходящие в Крыму, освещаются однобоко. …В случае, если негативная информационная кампания не прекратится, власти Крыма будут вынуждены перекрыть потоки лживой и необъективной информации, дабы уберечь население», – говорится в заявлении крымских министров.

В ответ украинская сторона приняла решение о мобилизационной подготовке Гостелерадио Украины к полномасштабной информвойне. По информации ряда СМИ, в связи с этим вещание готовятся перевести на запасные пункты в трех областях Украины, которые были созданы сразу после развала СССР. Гостелерадио ждет монополизация и жесткая централизация – слияние центральных государственных телерадиокомпаний в единое, малочисленное по штату, подразделение, превращение областных телерадиокомпаний в корпункты этого подразделения. Принято решение о круглосуточном дежурстве в приемных телерадиоорганизаций с регулярными докладами в Гостелерадио. Рядовые работники Гостелерадио будут распределены по спискам призывников, а также невоеннообязанных, которые будут отправлены на гражданские работы (рыть окопы и т.п.). А 6 марта 2014 года должно быть сменено все руководство ведомства и назначено «расово правильное» – стоявшее на майдане, его воспевающее или с него «кормящееся». Чтобы, значит, и интерес личный был, а «правильность» позиции подкреплялась материально…

Еще дальше предложила пойти депутат парламента от ставшей партией власти «Батькивщины» Леся Оробец. По ее мнению, уже сейчас следует:

– обратиться в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания относительно временного ограничения вещания российских каналов, которые поддерживают вооруженную экспансию на территорию Украины;

– составить список и объявить бойкот интернет-изданиям и агентствам, которые поддерживают русскую экспансию на территорию Украины. При этом поощряется элементарное «стукачество»: депутат взывает к общественности, чтобы та сама составляла репрессивные списки и таким образом демонстрировала свой патриотизм и сплачивалась перед лицом врага;

Составить список и объявить бойкот интернет-изданиям и агентствам, которые поддерживают русскую экспансию на территорию Украины. При этом поощряется элементарное «стукачество»: депутат взывает к общественности, чтобы та сама составляла репрессивные списки и таким образом демонстрировала свой патриотизм и сплачивалась перед лицом врага

– блокировать в социальных сетях пользователей, которые пропагандируют вооруженную экспансию и призывают к насильственному присоединению территории Украины к России;

– доносить (так и предлагается, чтобы никто и не сомневался в полицайщине решения. – Авт.) международному сообществу насчет информации о правдивой ситуации в Украине.

Это все, разумеется, названо противодействием информационной войне, развязанной Россией против Украины, и Россия обвинена во всех страшных информационных грехах по «очернению Украины» и ее новых революционных властей. «Оборона нашего информпространства – обязанность каждого украинца, где бы он ни жил», – эпистолярно возопила суперпатриотичная пани Оробец.

Но вот что действительно удивительно: ОБСЕ заметила, что именно украинская сторона после победы оппозиции начала проводить политику, направленную на сочетание активной и наступательной пропаганды своей позиции с жесткой цензурой против «неправильных взглядов». Г-жа Миятович, как известно, уже направляла письмо назначенному Верховной Радой и.о. президента Украины Александру Турчинову с осуждением ряда украинских депутатов от «Свободы», которые уже 22 февраля сего года, в день переворота, предложили запретить трансляцию некоторых ТВ- и радиопрограмм в стране.

А потом «выстрелило» движение «Стоп цензуре!». Эта грантоедческая структура, которая освоила огромное количество западных денег, отпущенных Украине якобы на борьбу с цензурой «антинародного режима Януковича», первой в новой постмайданной Украине предложила составить списки журналистов, которых нужно люстрировать и объявить «персонами нон-грата на информационном поле Украины». И таким образом Украина после майдана явила миру еще один парадокс: лучшими и самыми активными цензорами оказались… борцы с цензурой. Они просто плюс поменяли на минус, и все встало на свои места: теперь они надеются на финансирование со стороны уже новых украинских властей. А щедрый на гранты и падкий на демократию в чужих странах Запад это, как говорят тинэйджеры, «схавал» – «свои» же бузят, а значит все правильно, все работает на демократию…

Известно же, что ранее в описании власти и ее деятельности расово правильные журналисты не жалели ни черной краски, ни лжи, ни манипуляций, ни откровенного передергивания фактов и спекуляций. И вот сейчас такие же методы кураторы украинских «демократов» предлагают использовать и в противостоянии с Россией. Например, некто Эрик Найман, партнер инвестиционной компании Capital Times, в своем блоге на сайте компании предлагает буквально следующее: «3. Высмеивать политику Кремля и кремлевской пропаганды. Сейчас в руках художников-карикатуристов, писателей и музыкантов находится более грозное и действенное оружие, нежели армия и танки. Превратите поведение российских властей в анекдот. 4. Призвать весь мир бойкотировать мероприятия, которые помогают Кремлю «отмывать» свою репутацию и в первую очередь сочинскую паралимпиаду».

И что тут можно сказать? С 4 по 7 марта г-жа Миятович и Верховный комиссар ОБСЕ по нацменьшинствам Астрид Торс проведут в поездке в Украине, чтобы, как они говорят, послужить деэскалации напряженности в стране. И остается только надеяться, что хоть они увидят, что, во-первых, информационной войной в Украине руководят страх и истерия, нисходящие с самых высоких властных верхов, которые уже сейчас боятся ответственности и хотят скрыть собственное профанство в управлении страной новыми витками войны информационной, которая и должна отвлечь от плачевного состояния дел. А также перевести внимание людей в область патриотизма и борьбы с врагами. И если врагов нет, то их нужно срочно найти. А тут как раз – Россия под рукой, ее и можно обвинить.

Во-вторых, политика новых украинских властей в области СМИ натолкнулась на ответные зеркальные меры. Сейчас началось не только «фехтование» не совсем правдивыми словами, очень похожее на взаимное оплевывание, но и на очереди встала полномасштабная война, когда устное запретительство дополнится техническими средствами. То есть на очереди встал новый виток информационной войны и противостояния в борьбе информации и идей – жесточайшая целенаправленная по одному вектору агитация и пропаганда в сочетании с чисто техническими запретительными мерами.

Политика новых украинских властей в области СМИ натолкнулась на ответные зеркальные меры. Сейчас началось не только «фехтование» не совсем правдивыми словами, очень похожее на взаимное оплевывание, но и на очереди встала полномасштабная война, когда устное запретительство дополнится техническими средствами

В-третьих, нынешняя истерия украинских властей в информационном пространстве страны и в журналистской среде – это не ноу-хау «предвоенной поры». Это всего лишь продолжение прежнего поведения еще во времена борьбы за власть. Уже тогда на майдане рвущейся к власти оппозиции и прикормленным грантами агентам влияния и так называемым активистам гражданского общества нужно было не информирование населения, а информационное сопровождение своей деятельности. Причем только деятельность оппозиции называлась «правильной» и «демократичной», а следовательно, только информация об оппозиции считалась «свободной» и «объективной», предоставленной в соответствии с «международными журналистскими стандартами».

И как тут жить простым людям, когда им могут даже не предлагать читать между строк и разбираться в Эзоповом языке радио- и телеведущих, а вообще вырубят неугодные СМИ? Я не знаю, наверное, уповать на Интернет. Пока и его не «вырубят». А они, увы, могут.

Однако утешает другое: РИА «Новости» поместило у себя реакцию на происходящее одного из комментаторов на сайте украинской газеты «Сегодня». Блестяще человек разобрался: «Достали эти двойные стандарты! Когда лгут наши СМИ, то это «честное» освещение событий, когда преувеличивают российские, то это ложь. Когда майдановцы забрасывают «коктейлями Молотова» безоружное оцепление, то это борьба за свободу, когда собирается митинг против майдана, то это титушки и быдло. Когда западные области отказываются платить налоги в Киев и не признают законно избранное правительство, то это борьба с «диктатурой», а когда в Крыму происходит то же самое, то это сепаратизм и преступление».

…А значит, свобода слова таки существует. Как бы кто за нее ни «боролся» за гранты. И следовательно, надежда есть…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам