Немного инвестиций для воюющей Украины

13 мая в Брюсселе Украина и ЕС подписали меморандум о выделении 1 млрд. евро на поддержку экономической стабилизации и структурных реформ. За день до этого Кабмин объявил о приостановлении на полгода финансирования капитальных расходов промышленности и о планах подготовки инвестпрограммы для развития восточных регионов. Приглашать инвесторов на территорию, где, согласно официальной пропаганде, хозяйничают иностранные террористы и ведется партизанская война, – это что-то новенькое. Но даже в спокойные места Украины деньги пока не везут. Инвестпривлекательность страны упала ниже плинтуса. При отсутствии бюджетных ресурсов это – катастрофа…
Основное отличие украинской экономики от российской заключается в том, что мы не можем позволить себе роскошь «государственного капитализма». Россия вкладывает в развитие страны так называемую ренту от газа и нефти. Украина такой рентой не располагает ввиду отсутствия и газа, и нефти. Поэтому наша модель – это частно-капиталистическая форма инвестирования. За счет средств негосударственных инвесторов.

Но в отличие опять-таки от казенных корпораций типа «Роснефти» или «Газпрома», которые периодически по команде Кремля подбрасывают деньги на стратегические цели, частные инвесторы имеют право выбора: строить им новый технопарк под Славянском или не строить.

Коренным образом от российской отличается и система взаимоотношений украинской власти с олигархами. Российские олигархи не спорят с Путиным. Он им сказал: «Пойти и привести в порядок Крым», и они толпой ринулись выполнять задание. В итоге все акции экономического мщения полуострову со стороны Украины в виде отключения света, воды и проч. превратились в безобидные шалости старушки Шапокляк и не нанесли желаемого урона крымской экономике.

Наши олигархи – это самостоятельные феодальные единицы. На центральную власть они плевать хотели. Всегда. А теперь, когда самым матерым из них официально раздали на кормление территории, они и вовсе озаботились главной проблемой животного мира: как обезопасить ареал своего обитания от других особей аналогичной породы

В то же время наши олигархи – это самостоятельные феодальные единицы. На центральную власть они плевать хотели. Всегда. А теперь, когда самым матерым из них официально раздали на кормление территории, они и вовсе озаботились главной проблемой животного мира: как обезопасить ареал своего обитания от других особей аналогичной породы. В результате у нас появились олигархические армии, воюющие друг с другом по заданию своих хозяев и в упор не замечающие столичную власть, которая тем временем готовит замечательные предложения для иностранных инвесторов.

В частности, упомянутую выше инвестиционную программу для развития восточных регионов. Как сообщил журналистам министр экономического развития и торговли Павел Шеремета на презентации Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов Украины, программа коснется около десяти отраслей, включая металлургию, угольную и пищевую отрасли.

«Если создать хороший инвестиционный план, хорошую картинку инвестиционных возможностей в стране, мы можем предлагать эти возможности частным инвесторам из всех стран мира, в том числе и с Украины. Нужно привлекать частный капитал максимально», – подчеркнул Шеремета.

Золотые слова. Но уж очень смешно они звучат на фоне референдума о ДНР, выстрелов под Славянском, заварухи в Мариуполе и «одесской Хатыни». Картинка уже создана. Чтобы показать очумелым от увиденного инвесторам что-то более подходящее для инвестирования, нужно, наверное, сначала урегулировать ситуацию на востоке. Но власть, как мне иногда кажется, живет в каком-то своем, уникальном мирке. Она этого не понимает. И, проводя как бы между прочим, для успокоения иностранных наблюдателей так называемую АТО (с танками, пушками и самолетами), все свободное время посвящает… разработке новой редакции Налогового кодекса, который намеревается ввести в действие к 2016 году.

Конечно, думать о завтрашнем дне никогда не помешает. Но при условии, что это «завтра» гарантировано наступит. А корпеть над циферками налоговых ставок и обсуждать, нужно ли вводить налог на торговлю и сохранять на недвижимость, полагая, что это и есть основа привлекательности страны для инвесторов, по меньше мере наивно.

Для справки. Инвестпривлекательность Украины, по данным последних опросов, например, опроса австрийских компаний, которые обнародовал Австрийский контрольный банк, только в апреле снизилась на 13,8 пункта по сравнению с показателями начала года (когда на майдане еще шло противостояние).

Думаю, что в докладе австрийского банка сказано почти все, что можно сказать на данную тему. Украина, по сути, оказалась в двойной ловушке. С одной стороны, она пока не получит новые зарубежные инвестиции. С другой – лишилась внутренних инвестиций собственных олигархов, замаскированных под внешние

Если еще в январе инвесторы отмечали, что их планы в стране являются стабильными, то данные их опроса в апреле свидетельствуют о сокращении инвестиций. Индекс инвестиций упал по сравнению с январским на шесть пунктов и показал самую низкую готовность опрошенных к дальнейшему инвестированию в Украину среди стран региона.

Сейчас он составляет 61,3 пункта и является самым низким среди стран Центральной и Восточной Европы, маркетинговые расчеты по которым проводит АКБ. А банк (на секундочку!) оценивает инвестиционный климат в странах Центральной и Восточной Европы по базовым показателям 2007 года в 100 пунктов.

Участники опроса определили нынешнюю ситуацию в Украине с точки зрения ее экономической привлекательности скорее как негативную. Так считают почти 50% опрошенных австрийских компаний, имеющих представительства или инвестиции в Украине. То касается прогнозов на второй и третий кварталы, то ситуация будет ухудшаться.

Индекс бизнес-ожиданий снизится, по прогнозам, на 17,3 пункта и достигнет 59,5 пункта – самого низкого показателя с 2009 года. Индекс конъюнктуры, который отражает макроэкономические преобразования страны в следующие 12 месяцев, упал на 16,7 пункта и остановился на отметке 54,5.

В конкретном выражении: только 4% фирм планируют увеличивать размер инвестиций в следующие 12 месяцев. Между тем пятая часть предприятий будет сокращать проекты в Украине. Среди них и крупные австрийские банки, которые имели в Украине "дочек" или инвестиции в украинских кредитных учреждениях.

Свои бизнес-опросы АКБ проводит четыре раза в год среди 400 австрийских предприятий, которые в целом имеют в странах Центральной и Восточной Европы около 1900 представительств или доли в других компаниях.

Думаю, что в докладе австрийского банка сказано почти все, что можно сказать на данную тему. Украина, по сути, оказалась в двойной ловушке. С одной стороны, она пока не получит новые зарубежные инвестиции. С другой – лишилась внутренних инвестиций собственных олигархов, замаскированных под внешние. Это тот ресурс, который сначала убегал отсюда в виде коррупционных платежей и минимизации налогов, прятался в оффшорах, потом возвращался от «имени и по поручению» иностранного субъекта и постоянно «держал в тонусе» официальную статистику. Так, чистый приток прямых иностранных инвестиций в Украину в 2013-м составил $2,9 млрд., что вдвое меньше показателя 2012 года – $6,013 млрд. В первом квартале этого года притока не было вообще, но был отток. Он составил $543 млн., в частности, в марте – $359 млн., тогда как за аналогичный период прошлого года был зафиксирован прирост инвестиций объемом $821 млн. и $346 млн. соответственно.

Справедливости ради нужно констатировать, что инвестиционную привлекательность наша страна утратила не сегодня. А с тех пор, как поставила во главу угла теневые схемы государственного управления и полное отсутствие гарантий неприкосновенности частных капиталов и активов

Справедливости ради нужно констатировать, что инвестиционную привлекательность наша страна утратила не сегодня. А с тех пор, как поставила во главу угла теневые схемы государственного управления и полное отсутствие гарантий неприкосновенности частных капиталов и активов. То есть она УЖЕ выбыла из списка тех стран, которые прежде всего рассматриваются аналитиками транснациональных корпораций, когда речь идет о потребности выгодно пристроить крупный объем инвестиций. А сейчас, чтобы «заловить» хотя бы небольшой процент свободных денег, нам нужно как минимум явить миру политическую стабильность. Но на фоне проведения АТО эта задача, сами понимаете, решается слабо.

Для справки. Согласно последним исследованиям, в 2014-м объем вложений от транснациональных корпораций в мировую экономику может составить $1,6 трлн., а в 2015 году – $1,8 трлн. По результатам 2013 года более 52% от общего притока прямых инвестиций получили именно развивающиеся страны, что составило $759 млрд. Среди приоритетных регионов – Азия и Латинская Америка.

В итоге складывается несколько парадоксальная картина. Жить за счет бюджетных ресурсов Украина не может, так как эти ресурсы у нее, в отличие от России, крайне ограничены. Жить за счет ресурсов внутренних инвесторов тоже не может, так как мелкие «загнаны под лавку», а крупные заняты войной друг с другом за контроль над территориями. Внешние ресурсы не поступают, потому что нужно быть идиотом, чтобы вкладывать деньги в страну, которая, по заявлениям ее руководства, подвергается прямой террористической атаке со стороны более мощного соседа.

В итоге у нас остается один выход: хватить любые заемные деньги международных финансовых институций и перебиваться с хлеба на воду за их счет. Кредит МВФ – это раз. Меморандум с ЕС – это два. Кстати, не понимаю, почему «европейский миллиард» назвали финансовой помощью. Никакая это не помощь, а кредит. Срок погашения составляет 15 лет. Первый транш в размере 250 млн. евро поступит уже в ближайшее время.

Этих денег хватит, чтобы перебиться короткое время. А что дальше? В попытке найти ответ на этот вопрос мы опросили представителей как независимых финансовых структур, так и аналитиков, обслуживающих власть. Те и другие единодушно заверили, что есть хорошая новость: инвесторы хотят вкладывать деньги в Украину. Теоретически. Хотят, но боятся.

Как сказал председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, западные фонды и финансовые учреждения потенциально готовы инвестировать в нашу страну от $300 до $700 млрд. на 20-30-летние программы, но ждут новой легитимной власти, прежде всего избранного на всеобщих выборах президента.

Специалисты, консультирующие правительство, тоже настроены оптимистически, но в гораздо более скромных масштабах. Как сказал нам один из них, уже сейчас рассматриваются проекты строительства здесь «грязных» производств (например, по выпуску химии и стройматериалов), для выпуска полуфабрикатов для Европы. Потребительский спрос внутри Украины пока умер, поэтому вкладывать большие деньги с прицелом на внутреннего потребителя иностранные инвесторы не будут. Но есть «вечные темы», типа хлеба, лекарств или женских прокладок, которые будут находить спрос при любой ситуации. И здесь есть надежда поймать маленькие инвестиции. Даже в условиях войны.

В качестве примера собеседник привел завод по производству Coca-Cola, который был открыт в воюющем с талибами в Афганистане в 2006 году. Правда, на мой взгляд, пример не совсем удачный, если говорить о перспективах Украины. Дело в том, что, как пишут в западной прессе, это был подарок не столько местному населению, сколько межнациональным вооруженным силам, прежде всего американским солдатам, которые воевали с талибами. Оказалось, что возить Coca-Cola издалека накладно. И проще было построить завод непосредственно возле зоны боевых действий, чтобы напитки попадали на передовую еще холодненькими. Так сказать, «з лану до столу». Шутка…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам