Скоро на экранах: блокбастер «Украина против России. Санкции»

На прошлой неделе Верховная Рада приняла законопроект о международных санкциях за поддержку и финансирование терроризма в Украине. Все время, пока шло обсуждение этого документа, говорилось, что Украина введет санкции конкретно против России. Но как оказалось, законопроектом создается правовой фундамент в целом, который позволит Украине вводить санкции против любой другой страны. И тем более важно оценить все «за» и «против» этого шага.

Справедливости ради стоит сказать, что законопроект №4453а не является «пактом о нападении», это, скорее, оборонительный закон, который позволит Украине нанести ответный удар, если ей будут угрожать торговыми войнами. Авторы закона настаивают, что он станет важным инструментом защиты национальных интересов, безопасности, суверенитета, территориальной целостности и экономической самостоятельности страны Однако, как все обстоит на самом деле?

Еще до обострения ситуации в Донбассе, когда Киев колебался в выборе между Европейским и Таможенным союзами, Россия то и дело меняла «правила игры» на таможне или «вышвыривала» со своего рынка целые сегменты экспортируемой нами продукции. Запрет на ввоз молочных продуктов, сои, подсолнуха и кукурузной крупы, соков и детского питания, овощных, рыбных, фруктовых консервов, водки и пива, изготовленных в Украине – это лишь некоторые из большого списка продуктов, импорт которых Россия ограничила за последнее время.

В то же время украинское правительство почти никак не отвечало на торговые демарши соседей (не только России). Фактически до появления вышеуказанного закона не существовало никаких нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос. И Украина практически ни разу за свою историю не вводила радикальных запретов на импорт продукции зарубежного производства и не требовала от своего бизнеса расторжения партнерских отношений с кем-либо. Возможно, этим объясняются некоторые существенные огрехи законопроекта №4453а.

Украинское правительство почти никак не отвечало на торговые демарши соседей (не только России). Фактически до появления вышеуказанного закона не существовало никаких нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос

В документе, вынесенном на первое чтение, по мнению экспертов, было довольно много спорных моментов. Так, депутаты и международные обозреватели в первую очередь обратили внимание на то, что санкции могут ввестись по решению СНБО и президента Украины. То есть, президент Украины наделяется дополнительными большими полномочиями. В то же время специалисты рекомендуют разделение ответственности за применение санкций между ведомствами, которые руководят в данной сфере (скажем, Министерством культуры, НБУ, СБУ). Также многие отечественные и зарубежные общественные структуры выразились против запрета на ограничение деятельности СМИ, теле- и радиотрансляций, поскольку такие решения должны приниматься в судах Украины.

Приняв необходимые поправки (указ президента о санкциях теперь должен быть утвержден Верховной Радой Украины) и изъяв некоторые спорные моменты (возможность ограничения почтовой связи, прекращение телетрансляций, закрытие СМИ), Верховная Рада 14 августа проголосовала за данный законопроект во втором чтении. Если же все-таки санкции будут введены в действие, каков будет их эффект?

Прежде всего, стоит еще раз уточнить, что принятие данного закона не означает автоматического введения санкций против России. Но вероятность такого шага довольно велика. Однако, прежде, чем вводить санкции по отношению к России, необходимо просчитать экономические последствия, которые вытекают из данного решения.

Так, среди мер, которые могут применяться в рамках санкций против какой-либо страны, есть ограничение торговых операций, ограничения транзита ресурсов, полетов и перевозок по Украине, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств, аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, запрещение инвестиций в иностранное государство.

Но введение санкций против российских банков существенного влияния на банковский сектор России это не окажет. Большего эффекта стоит ожидать от самого факта сообщения о введении санкций против российских банков. Так, реакцией многих вкладчиков, в том числе и украинских (если банки имеют филиалы тут), будет снятие депозитов или перевод средств в другие учреждения. Таким образом уменьшатся денежные ресурсы банков.

Впрочем, это будут весьма незначительные потери, которые российские банки смогут со временем восполнить на территории Российской Федерации. А вот Украина может лишиться одного из главных стабилизирующих сегментов финансового рынка.

Решение о введении санкций против России должно быть принято весьма взвешено и обдумано, с минимальными потерями для нашего государства. Нужно помнить, что экономика Украины тесно переплетена с экономикой соседнего государства

Нельзя забывать, что российские банки у нас практически не привлекают капитала внутри Украины, работая за счет денежных ресурсов из России. И на сегодняшний сложный момент показывают результаты работы лучше, чем их украинские коллеги. Характерная деталь: за весь текущий год, украинские банки с российским капиталом ни разу не обращались за дополнительным финансированием к НБУ.

Если же ограничения будут введены на кредитование предприятий, поставку технологий и оборудования, то существенно они на российских компаниях опять-таки не скажутся, поскольку в Украине кредитных ресурсов практически нет, а обмен технологиями – несущественный. Поэтому запрет на поставку оборудования ударит больше по украинским компаниям, так как некоторые виды оборудования, которые подходят нам, производятся только в России. Их заводы осуществляют также ремонт и реконструкцию данных моделей.

То же самое касается и многих товаров, выпускаемых на украинских заводах и фабриках: они востребованы только в России, и нередко их производство было налажено под нужды РФ. А европейские рынки, хоть и открыли сейчас двери для украинских товаров, особого спроса на украинские технологии не демонстрируют.

Отдельная тема, волнующая Европу: это газ. Если Украина решится ввести запрет на транзит энергоресурсов через свою территорию, то вызовет огромное недовольство ЕС, что в нынешней ситуации крайне нежелательно. Этот факт будет означать, что Украина нарушила контракты и не выполнила обязательств перед своими партнерами. К тому же наши убытки, которые несет за собой данный поступок, огромны: плата за транзит газа ежегодно приносит Украине $3 млрд., нефти – $200 млн. Терять такие доходы, учитывая размер государственного долга ($69,5 млрд.), Украине непозволительно. Вдобавок, такое ограничение позволит России активизировать переговоры о строительстве «Южного потока», который откроет прямой путь энергоресурсов из России в Европу. Мимо Украины.

Еще одна интересная тема – возможный запрет на функционирование сети автомобильных заправок «ТНК», принадлежащей «Роснефти». Для российского гиганта закрытие нескольких сотен заправок практически ничего не значит, к тому же им ничего не стоит перерегистрировать заправки на компанию в другой стране, и таким образом, продолжить свою работу в Украине (по примеру АЗС «Лукойла»). А гипотетическая конфискация Лисичанского и Одесского НПЗ, которые переживают не лучшие времена, потребует большого количества расходов для восстановления их мощностей до предыдущего уровеня. То есть, санкции в топливно-энергетической не принесут никакой пользы, а скорее даже навредят экономике нашего государства.

Исходя из всего вышесказанного, мы может сделать следующие выводы. Во-первых, решение о введении санкций против России должно быть принято весьма взвешенно и обдумано, с минимальными потерями для нашего государства. Нужно помнить, что экономика Украины тесно переплетена с экономикой соседнего государства. За 2013 год сумма экспорта товаров в Россию составила 15 млрд. дол., что составляет 23,8% всего экспорта товаров из Украины. В то же время, сума импорта товаров за 2013 год – $23,2 млрд. что составляет 30,2% от украинского импорта. Объем прямых иностранных инвестиций из России в Украину составляет $4,3 млрд.(7,3% от всех инвестиций), а инвестиции из Украины – $362,4 млн. (5,5%).

Во-вторых, если мы уже точно собрались наказывать Россию, необходимо развивать партнерские отношения с другими странами. Попытки делать это демонстрирует наше правительство. Так, ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял о плане освоения рынков Ближнего Востока, Африки, Китая, создания Офиса торгового представителя с представительствами в странах с перспективными для Украины рынками. Кроме того известно, что уже началось формирование участников украинской части Украинско-Африканского делового совета при Торгово-промышленной палате Украины, ведется подготовка к созданию зон свободной торговли с Канадой и Узбекистаном.

На первый взгляд, вся эта суета выглядит обнадеживающе. Но планы украинских властей относительно поиска новых партнеров и механизмы реализаций договоренностей с ними пока носят декларативный характер. Хотя есть надежда, что в будущем эти шаги принесут необходимые результаты.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам