Украина: у последнего миллиарда

Искала фразу, которая могла бы охарактеризовать положение дел в экономике. И нашла. Есть такой роман Пикуля об эпохе Николая II – «У последней черты». Он имеет еще и второе название – «Нечистая сила». Тоже в тему: это о чиновниках, которые подлежат люстрации. Могут ли потенциальные люстранты (нынешние и будущие) спасти страну от банкротства? Сложный вопрос, хотя бы потому, что в запасе у власти, точнее у Нацбанка, остался всего один патрон. Вернее, миллиард. А долгов, которые надо погасить за будущий год, в 50 раз больше…

Министр финансов Александр Шлапак, которого пригласил на работу Арсений Яценюк (но журналисты продолжают считать его креатурой проигравшего выборы Тигипко), вчера сказал две важные вещи. Первая – важная исключительно для него: о том, что, видимо, он уйдет из правительства, ибо не хочет работать в нем дальше. Вторая – что Украине необходимо привлечь финансирование в размере около $2 млрд. для докупки 7 млрд. куб. м газа до конца отопительного сезона.

Правда, аналитики уже усомнились в точности подсчетов: "Арифметика у министра хромает: 7 млрд. куб. м примерно по $400 за тысячу кубов никак не дают $2 млрд.», – заметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Впрочем, это уже детали. Два миллиарда, три, четыре, пять. У нас все равно нет ни одного. Не случайно, по словам главы Минфина, Украина ведет переговоры о привлечении средств на закупку газа и оплату долгов с Европейским Союзом, Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией, но пока конкретные результаты не достигнуты.

Думаю, однако, что достигнуты они будут. Депутат Бундестага от проправительственной партии ХДС/ХСС Карл-Георг Вельманн, который считается сейчас большим специалистом по Украине, уверен, что Европа поможет Украине финансово решить газовый спор с Россией.

А тем временем, пока денег нет и газа тоже, НАК начал отбор газа из подземных газохранилищ и в настоящее время довел его до уровня 23-25 млн. куб. м в сутки. Об этом заявил во время заседания правительства первый заместитель председателя правления "Нефтегаза" Сергей Перелома. Он также отметил, что в дальнейшем отбор будет достигать до 50 млн. куб. м в сутки

Кстати, и Путин об этом говорил в Милане. На пресс-конференции по итогам встречи с Порошенко, Меркель и Оландом он так и сказал, что Россия больше не может брать на себя дополнительные риски, связанные с задолженностью Украины по газу. И теперь в этом вопросе "подставить плечо" должны Украине.

Партнеры, в принципе, согласны, ибо всем совершенно очевидно, что если они не заплатят за газ, то не заплатит никто. Американцы, скорее, подарят нам новые бронежилеты, чем дадут денег на бытовые расходы.

Поэтому наши великодушные партнеры сейчас продумывают схему: как бы это поизящнее дать нам денег на газ. И при этом быть уверенными, что мы их не украдем «по дороге».)

Вельманн высказал предположение, что деньги могут поступить из другого источника – посредниками между компаниями "Нефтегаз Украины" и "Газпром" могут стать европейские компании.

А тем временем, пока денег нет и газа тоже, НАК начал отбор газа из подземных газохранилищ и в настоящее время довел его до уровня 23-25 млн. куб. м в сутки. Об этом заявил во время заседания правительства первый заместитель председателя правления "Нефтегаза" Сергей Перелома. Он также отметил, что в дальнейшем отбор будет достигать до 50 млн. куб. м в сутки.

По его словам, реверсные поставки газа из Словакии сохраняются в объемах до 27 млн. куб. м в сутки, из Польши они начали сокращаться в связи с началом в этой стране отопительного сезона. В то же время реверсные поставки из Венгрии, по его словам, по-прежнему заблокированы.

То, что мы стремительно потребляем заготовленный летом газ, это естественно, но не очень хорошо. Потому как купить новый будет очень проблематично. Конечно, если Европа даст денег, проблема отпадет сама собой. Но даже если она даст, то раз-два, может, три, не больше. А как жить дальше?

Дальше надо зарабатывать самим, что у нас пока никак не получается. Или брать деньги из резервов Нацбанка, что, напротив, получается отлично, но… деньги уже заканчиваются.

Я не случайно пишу именно про ДЕНЬГИ, а не резервы в целом. Поскольку в составе валютных резервов Национального банка, вопреки общепринятому стереотипу, денег как раз меньше всего. Достаточно зайти на сайт НБУ http://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?showHidden=1&art_id=72631&cat_id=45692, где, по требованию МВФ, обнародованы данные о состоянии финансового загашника страны, чтобы испытать чувство, похожее на шок.

Читайте внимательно: по данным на сентябрь 2014 года, всего резервов у нас – $16,3 млрд., из них в валюте на счетах (будем полагать, что в надежных иностранных банках) – $4,866 млрд. Остальное – $9,948 млрд. – ценные бумаги.

То есть валюты у нас всего $4,8 млрд., а остальное – это какие-то бумаги. Из $4,8 млрд., как сказал 24 октября во время визита во Львовскую область премьер-министр Арсений Яценюк, $3,1 млрд. зарезервировано под платежи за российский газ. «Эти деньги будут выплачены, как на счет долга, так и на новые поставки», – заявил он.

Итого: если из $4,866 млрд. вычесть $3,1 млрд., остается… последний миллиард. При этом не забывайте, что данные Нацбанка приведены за сентябрь. В октябре имели место валютные интервенции, а прихода «зелени» из-за рубежа почти не было. Таким образом, названная цифра могла уменьшиться еще больше.

Насчет ценности ценных бумаг (пардон за каламбур) – тут еще нужно разбираться, насколько они ликвидны и почему Нацбанк их не продал при такой нынешней ситуации? Может, у них срок погашения через 300 лет?

Хотя тут я не совсем справедлива, ибо то, что можно, скорее всего, уже продали. Год назад, в октябре 2013 года, ЗВР Украины насчитывали $21,6 млрд., из них $16 млрд. – тоже были ценные бумаги. И, как допускала газета The Kiev Times, «кроме всех привычных облигаций Федерального Казначейства США, ЗВР Украины могли храниться и в ценных бумагах высокой степени надежности с высоким доходом. Например, в облигациях почивших в бозе в 2008 году финансовых гигантов вроде Lehman Brothers, Fannie Mae и Freddie Mac. Ведь перед кризисом 2008 года ЗВР Украины насчитывали почти $38 млрд. Но сколько насчитывалось ценных бумаг, в один момент ставших «мусорными», никто так и не рассказал. А ведь потери могли достигнуть миллиардов долларов!» (конец цитаты).

Безусловно, вины нынешнего руководства в том, что предыдущее закупило ценные бумаги обанкротившихся банков, нет. Как, честно говоря, и особой вины тех, кто затоваривался облигациями (или чем-то подобным) Lehman Brothers. Ни один выдающийся экономист мира не предсказал финансового «цунами» в Штатах 2008 года.

Но факт остается фактом: денег у нас в закромах осталось не больше миллиарда. Правда, судя по таблице, есть еще золото – эквивалент $1,5 млрд. В той же статье в The Kiev Times год назад утверждалось, что большая часть этого золота находится в Киеве, на левом берегу Днепра – на Троещине, рядом с банкнотно-монетной фабрикой Нацбанка Украины. Но что характерно: тогда речь шла о $1,765 млрд. Как видно, за год спустили еще и немного золотого запаса.

А тем временем консолидированный долг Украины (как государства) и предприятий (как частных заемщиков) перед иностранными кредиторами, который нужно будет выплатить до лета 2015 года, составляет $58 млрд. Безусловно, как в этом году, так и в следующем, 90% долга удастся реструктуризировать. Банки, корпорации и прочие над этим уже работают. Ведут переговоры с зарубежными партнерами. Но что-то все равно придется заплатить. Из каких средств? Ведь один миллиард, как и один патрон, можно использовать только раз…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам