Металлургия в Украине: никто не хотел умирать…

10 лет назад в мире с удивлением заговорили об «украинском экономическом чуде» и его локомотиве – металлургии. В уже далеком 2004-м экспорт продукции ГМК обеспечил рекордный рост ВВП – 12,1%. Сейчас это кажется чем-то фантастическим и нереальным: с начала нынешнего года показатели производства в отрасли упали до исторического минимума. В денежном эквиваленте снижение экспорта достигло 40%. Как назло не везет и с мировой конъюнктурой: цены падают, спрос не растет. В общем, ГМК потихоньку загибается. А с одним лишь зерновым экспортом страна не выживет. Печалька, однако…

С начала года, по данным объединения «Металлургпром», выплавка стали составила 3,462 млн. тонн – это и есть тот исторический минимум, о котором мы сказали выше. Только в январе 2015 года сокращение производства металла по сравнению с таким же неудачным январем 2014 года составило 25,2%. Всего за прошлый год металлургическая отрасль нарастила убытки (по сравнению с 2013 годом) на 84,4% (!). И это притом, что доллар не стоил 25 грн., рентная плата была ниже, валюту не отбирали «на входе» в страну, в зоне АТО (где находится часть крупных комбинатов) не существовало дебильной пропускной системы, и еще действовали контракты, заключенные ранее, до всех этих событий.

Сейчас с украинскими металлургами работают только самые преданные партнеры. Скажем, в январе зарубежным покупателям отгружено 130 тыс. тонн чугуна. По сравнению с январем 2014 года падение составило 34%. Примерно столько же (33%) по стальной продукции. В денежном эквиваленте за первые два месяца 2015 года падение экспорта ГМК составило 39,5%, до $690 млн. Каким оно будет на конец года, страшно даже представить.

Зарубежных потребителей украинской металлургической продукции можно понять: мировой рынок перенасыщен предложением. Зачем рисковать и подписывать контракты в воюющей стране, а потом нервничать – выполнят или не выполнят? Экономическим обоснованием риска могла бы быть цена, если бы у наших производителей она заметно отличалась от общемировой.

С тех пор, как китайцы с индусами запустили новые огромные заводы, избыток горнодобывающих и металлургических мощностей в мире привел к рекордному падению цен во всех сегментах. В прошлом году только железная руда подешевела почти вдвое – с $136 за тонну до менее чем $70 за тонну. Аналогично падал в цене и металл, а так же изделия из него

Но… С тех пор, как китайцы с индусами запустили новые огромные заводы, избыток горнодобывающих и металлургических мощностей в мире привел к рекордному падению цен во всех сегментах. В прошлом году только железная руда подешевела почти вдвое – с $136 за тонну до менее чем $70 за тонну. Аналогично падал в цене и металл, а так же изделия из него.

Только в феврале, по данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", экспортные цены на стальную заготовку в украинских портах упали на $30-35/тонна, на горячекатаный рулон – в среднем на $25/тонна. Такая цена для отечественного ГМК не просто низкая – она крайне убыточная.

Все разговоры «великих теоретиков» о том, что девальвация гривны выгодна экспортерам, на практике оказались «пшиком». По словам представителей отраслевых объединений, девальвация гривны не приводит к снижению себестоимости производства, поскольку валютные расходы у ГОКов достигают 70%.

Кроме того, говорят металлурги, на рост себестоимости украинского металла влияют: повышение цен на природный газ; на электроэнергию и железнодорожные перевозки (которые с 31 января 2015 года были повышены на 30%, а сейчас идет речь о новом повышение – еще 25%); арендная плата за пользование недрами; проблема с невозмещенным НДС и т.д. и т.п.

Короче говоря, все растет в цене, и только металл на мировом рынке продолжает падать – в этом году ему прогнозируют общее снижение на 12%. «Таким образом, – отмечают в "Металлургпроме", – цены на продукцию украинских предприятий ГМК оказываются зажаты, с одной стороны, падением цен на мировых рынках, а с другой – постоянно растущей себестоимостью, доля налогов в которой значительно увеличилась за последнее время».

Понятно, что «умирать» никто не хочет и некогда передовая экспортная отрасль – ГМК – тоже цепляется за любую возможность выжить. Предприятия кидаются в тот сегмент, который раньше считался низкоприбыльным – экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью, но с более короткой окупаемостью. И продают уже не столько металл, сколько руду. Но если им и удается где-то «оседлать волны» мировой конъюнктуры, то дома ждут очередные «нежданчики» от правительства: то рентную плату за добычу железной руды повысят (как только руда неплохо пошла на рынок), то валютную выручку отберут. А гривны выдадут по такому курсу, что не хватит даже газ с электричеством купить, не говоря обо всем остальном.

В итоге рентабельность даже работающего производства сейчас – минус 15%. И это «без дураков». Раньше этот показатель (если сложить вместе официальную и, скажем так, теневую составляющие) достигал 30%. Правда, это – в хорошие, «жирные» времена

В итоге рентабельность даже работающего производства сейчас – минус 15%. И это «без дураков». Раньше этот показатель (если сложить вместе официальную и, скажем так, теневую составляющие) достигал 30%. Правда, это – в хорошие, «жирные» времена. Поэтому среди представителей отрасли растет убеждение, что неизвестно кому повезло больше: тем, кто работает, но в убыток, или тем, кто стоит.

Кстати, по данным "Металлургпрома", в настоящее время не работают: Алчевский меткомбинат; Донецкий электрометаллургический завод; Донецкий металлопрокатный завод, "Донецксталь" и Енакиевский метзавод.

Уже одного этого перечня достаточно, чтобы понять: металлургия не может быть фаворитом патриотов, ибо от одних только названий комбинатов у некоторых особо буйных товарищей руки зачешутся – дать автоматную очередь. Просто так. Потому что – не в вышиванках. И вообще: сказано было, «Банду геть!». Но вот – за что боролись, на то и напоролись.

Впрочем, специфика психологического устройства наших умников такова, что у них нет четкого осознания причинно-следственной связи. Причем эта опция отключена по умолчанию как для правительственной команды, так и для широких слоев населения.

Доллар на черном рынке стоит 40? Нацбанк не справился, Гонтареву – в отставку. Металлурги просят снижения рентной платы?! Вот сволочи: бойцы в окопах гибнут, цены на все растут, а они свои шкурные интересы защищают!

Не удивительно, что, когда аналитики ГМК нащупали еще одну нишу, куда нашим экспортерам была возможность легко вклиниться, а именно – вернуться к наращиванию старого проверенного экспорта металлолома (тем более что война сырья подкинула, пардон, за черный юмор, – автор), но уже в Евросоюз, в рамках льгот по Соглашению об ассоциации, тут же вынырнули ребята из Кабмина и установили «рогатки» на дорогах. Квотирование! Хрен вывезешь металлолом! Он нам самим нужен. Когда закончатся продукты, будем грызть стальную проволоку.

В итоге, кто успел дать взятки – те проскочили. Остальные застряли в бюрократических сетях. А рынок тем временем заняли китайские и российские конкуренты, которым санкции ЕС нипочем, ибо они легко перемаркировали свою продукцию под «нейтральные страны». Так мы из патриотических соображений случайно помогли агрессору. И в очередной раз подпилили сук, на котором сидим.

Что в сухом остатке? Понятно, что ничего хорошего. МВФ прогнозирует снижение украинского экспорта по всем направлениям. Металлургическая отрасль, по его мнению, может потерять на конец года до 30% (вдобавок к прошлогоднему падению). В аграрной сфере спад будет незначительным, но все же будет. А потому амплуа единственного кормильца бюджета будет для селян непосильной ношей.

Впрочем, Кабмин это не сильно печалит, поскольку и так ясно: год мы этот переживем. За счет кредитов МВФ и помощи финансовых доноров. Пока идет война, душить нас не будут. А там либо мировая конъюнктура поменяется, либо их сменят. Либо что-то еще случится. Так и живем…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам