Дочка моей знакомой пошла работать в полицию. Хорошая девочка. Смышленая. Вуз закончила. Работу по специальности не нашла. Думала заняться бизнесом, но смелости не хватило. А тут – красивая форма, сверкающие машинки, неженатые парни… Пока довольна. Хотя зарплата ниже обещанной, зато дают посидеть за рулем новенькой Toyota Prius. Катается по городу, делает замечания курильщикам, оформляет ДТП. Надеется, что встретит «своего полицейского» и скоро выйдет замуж. В общем, «Полицейская академия» рулит…
Не подумайте, что это троллинг – новые полицейские мне нравятся. Очень симпатичные ребята. Как правило, образованные (диплом вуза обязателен). Видно, что прошли по конкурсному отбору. Чистенькие. Во всех смыслах этого слова, не только относительно тяги к наживе.
Чистенькие, потому что в настоящих переделках не были. Буйных алкоголиков и наркоманов из грязного «кубла» не вытаскивали. Разложившиеся трупы не нюхали. В оцеплении не стояли в грязь, мороз, на Новый год, Пасху и все остальные праздники. С дураком-начальником дела еще не имели. Кучу ненужных бумаг не заполняли. Сроки их не поджимают. И план по раскрытию не давит сверху.
Они называют себя копами в противовес отечественным ментам и мусорам. Мол, тренировали нас американские инструкторы, по американским программам, на американские деньги, и форма у нас тоже американского образца.
При этом дочка знакомой как-то слабо отреагировала на замечание, что копы – это не только образцово-показательный патруль, это еще и грязная именно «ментовская» работа. Поэтому насчет копов – это еще вопрос. А вот «Полицейская академия» – да, похоже.
Разговорившись с юной «копшей», я поймала себя на ощущении устойчивого дежавю. Вспомнила поездки в Грузию и впечатления от их полицейских. И рассказы такие же про американских инструкторов, и форма.
Залезла в Википедию. Точно! Оно! Цитирую без сокращений. Потому что ну О-О-ОЧЕНЬ похоже.
Весной 2004 был проведен отборочный конкурс в новую полицию. В ходе полицейской реформы в июле 2004 года дорожная полиция была расформирована, к середине августа 2004 года была укомплектована, обучена и приступила к действию новая служба – департамент патрульной полиции, в котором насчитывалось 1600 сотрудников.
Сотрудники патрульной полиции были обмундированы в новую униформу темно-синего цвета (напоминающую униформу полиции США, с надписью "Police" на английском языке), получили новые служебные автомашины «Volkswagen» (с надписью "Police" на английском языке) и вместо советских пистолетов ПМ были перевооружены израильскими пистолетами Jericho-941SFL. Заработная плата сотрудникам патрульной полиции была увеличена.
По состоянию на начало января 2005 года общая численность сотрудников патрульной полиции составляла 2467 человек (в том числе несколько женщин) и 130 автомашин (120 "Volkswagen Passat" и 10 "Lada Niva"). К этому времени все сотрудники патрульной полиции прошли 14-дневное обучение, но только 15% из них являлись прошедшими аттестацию сотрудниками полиции.
По состоянию на июль 2005 года минимальная заработная плата сотрудника патрульной полиции составляла 450 лари (примерно 250 долларов США). В это же время начала работу телефонная служба экстренного вызова полиции ("тревожный телефон 022"), на вызовы по которому начали отправлять машины патрульной полиции.
В 2006 году автомобили патрульных полицейских были оснащены компьютерной техникой (расходы в размере 1 млн. долларов были профинансированы США), еще 1 млн. долларов США выделили на обновление базы данных МВД Грузии.
В 2009 году госдепартамент США начал программу U.S. State Department’s International Narcotics and Law Enforcement Program "The Georgia-to-Georgia Exchange Program", в соответствии с которой началось обучение сотрудников МВД Грузии в полицейской академии "The Georgia Public Safety Training Center" в штате Джорджия.
В июне 2009 года США выделили 20 млн. долларов на обучение сотрудников грузинской полиции и приобретение автомашин, средств связи для грузинской полиции.
В 2010 году госдепартамент США начал финансирование программы "The Georgia Monitoring Project", которая продолжалась с мая 2010 года до мая 2012 года. Непосредственным исполнителем являлась компания "International Business & Technical Consultants, Inc.". Составной частью программы являлось оказание материально-технической и иной помощи полиции Грузии.
В декабре 2010 года в рамках программы "Police Patrol Vehicles Project" патрульная полиция Грузии бесплатно получила 99 патрульных автомашин повышенной проходимости (74 джипа "Toyota Land Cruiser" и 25 пикапов "Toyota Hi-Lux" 4×4). Также США бесплатно передали патрульной полиции Грузии портативные радиостанции TETRA.
Информации о том, что после 2012 года полиция Грузии получает какие-то гранты и подарки из-за границы, я не нашла. Но хорошо, что подруг у меня много, а одна из них живет как раз в Грузии. Созвонились, поговорили, сравнили их и наших полицейских, процедуру обучения, набора и прочее. Согласились, что «близнецы».
А что теперь? – спрашиваю. – Кто платит полиции? Есть ли иностранная помощь?
Говорит, что платят, разумеется, из бюджета. Помощи уже давно нет. «Доедают» материальное обеспечение с тех, лучших времен. Взятки вроде бы не берут. Но после скандала с жестокими истязаниями заключенных в тюрьмах восторженное отношение населения к полиции пошло на спад.
Вывод? Да все очень просто. «Полицейская академия» на улицах столицы и крупных городов – это показательно и красиво, ничего не скажешь. Хотя пресловутый ментовской беспредел происходил как раз не в столице, а в глубинке. В поселках типа Врадиевки, где насиловали и пробивали голову Ирине Крашковой. И в Запорожской области – где милиционеры пытками заставили невиновных взять на себя убийства маньяка Ткача. Но туда идеальная украинская полиция доберется не скоро. Если доберется вообще.
Как правильно заметил в телеинтервью один из моих коллег – журналист Михаил Кухар, говоря о Грузии, «она удивила весь мир, потому что ввела 500-долларовые зарплаты для полицейских в стране, где средняя зарплата 50 долларов. "Менты" перестали брать взятки. Но в бюджете таких зарплат не было. Их пришлось взять в виде международных кредитов. Если в Украине сейчас зарплата 500 долларов, и кто-то считает, что он может платить по пять тысяч миллиону милиционеров, которые у нас есть, так я вам хочу сказать, что это "съест" наш бюджет за месяц. Вообще-то, у полицейского в Нью-Йорке зарплата 1800 долларов. Конечно, при такой зарплате они не будут брать взятки. Но я хочу сказать, что такие фокусы можно показывать за чужие деньги…».
Точнее не скажешь. То, что полицейская реформа в Украине проводится, – это хорошо. То, что это грузинская франшиза, – плохо. Изменится политический вектор – финансирование закроют, грузинскую команду отзовут, отправят в другую страну и туда же кинут деньги. Нам останутся лишь синяя форма, японские машинки и приятные воспоминания. Весь вопрос в том, успеет ли симпатичная дочка моей знакомой выйти замуж до того момента, когда финансирование проекта американцами закончится.