Налоговая реформа: цирк в стране глухих

Налоговая реформа – как АТО: не уверен – не затевай. Но мы влезли. И пока без результата. То, что происходит в Украине, реформой назвать нельзя – это большая говорильня, официально именуемая «дискуссионной платформой», которая рано или поздно может привести к очередной головоломке для бизнеса. Угроза эта вполне реальна: вырабатываемые второй год новации в скором времени должны быть внесены в Верховную Раду. Процесс тормозит лишь спор между профильным парламентским комитетом и Минфином. Последний уже пустил в ход главное оружие: мнение МВФ и высокооплачиваемых иностранных советников.

Иначе, как цирком происходящее на поприще налоговой реформы назвать невозможно. Еще весной 2015 года Национальный совет реформ при президенте создал целевую группу "Налоговая реформа" во главе с Натальей Яресько, но под тактическим руководством ее заместителя Елены Макеевой.

Предполагалось, что группа соберет всех местных гениев и грантоедов, обобщит их уникальные предложения и выработает законченный продукт к концу лета – началу осени, что позволит запустить реформу с 2016 года и построить на ней новый бюджет. При этом на норму Бюджетного кодекса, запрещающую изменять налоговое законодательство позже, чем за полгода до принятия нового бюджета, все клали с прибором. Цель оправдывает средства.

Но оказалось, что и с целью, и со средствами все очень плохо. Представители так называемых гражданских групп и экспертного сообщества жалуются, что Минфин их не слышит. Причем не только не допускает высококлассных специалистов к работе над документом, делая все кулуарно, но и не дает почитать черновики. Поэтому они пошли в парламентский комитет по налоговой политике к Нине Южаниной и включились в работу над ее проектом, альтернативным правительственному.

Минфин все обвинения гражданских активистов отвергает и говорит, что приглашал к обсуждению всех желающих. Дескать, были открыты две коммуникационные платформы (это такой «умный термин», – автор), одна из них индустриальная, другая – аналитическая, встречи на которых проходили еженедельно с весны до осени. Неужели не наговорились?

Минфин все обвинения гражданских активистов отвергает и говорит, что приглашал к обсуждению всех желающих. Дескать, были открыты две коммуникационные платформы (это такой «умный термин», – автор), одна из них индустриальная, другая – аналитическая, встречи на которых проходили еженедельно с весны до осени. Неужели не наговорились?

Более того, Макеева во всех интервью сетует, что глухотой страдает не Минфин, а именно комитет Южаниной, где «нас отказываются слышать». Что именно из предложений министерства отказывается услышать профильный парламентский комитет, замминистра не уточняет.

В сухом остатке этой склоки «глухих» – два взаимоисключающих варианта налоговой реформы. Один – разработанный Минфином, второй – вышедший из-под пера налогового комитета. Поскольку при всех равных возможностях больше шансов на победу имеет популистский (как его называют в Минфине) проект Нины Южаниной, а меньше «консервативный» (как его окрестили активисты) проект Минфина, правительство пустило в ход тяжелую артиллерию. Попросило выступить на своей стороне иностранных советников и стало апеллировать к мнению МВФ.

13 октября заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный вариант налоговой реформы будет готов к ноябрю. Через пару дней ее начальница Наталья Яресько заявила на брифинге, что Украине пора перестать придумывать какую-то "свою" налоговую реформу и начать делать то, что предлагает Международный валютный фонд.

"Украина уже имела много плохого опыта во внедрении так называемых "своих" вариантов реформы. Украинские политики 23 года отказывались прислушаться к международному опыту и все время искали свой "особенный" путь в управлении экономикой, все время отказываясь от реформ, которые другие страны проводили при поддержке Международного валютного фонда и благодаря которым они уже давно впереди Украины в своем развитии и в уровне ВВП на человека. Мы все видели, к чему этот особенный путь нас привел: когда упал режим Януковича, в казне государства были смехотворные 117 тысяч гривен. "Наш" путь – путь к неликвидности", – сказала Яресько.

Чтобы подкрепить свои слова о международном опыте «показаниями свидетелей», на широкий журналистский простор был выпущен самый высокопоставленный в прошлом советник Минфина, бывший министр финансов и вице-премьер-министр Словакии Иван Миклош

Стрелы ее речи были направлены прямо в «сердце» проекта Южаниной, который предполагает снижение налога на прибыль и НДС до 15%, подоходного налога до 10%, а единого социального взноса (ЕСВ) до 20%. В отличие от предложения Минфина сделать все по 20: 20% налог на прибыль (18% в действующем Налоговом кодексе), 20% налог с доходов физических лиц (15-20% в действующем Налоговом кодексе), 20% НДС и 20% единый социальный взнос (в среднем 41,5%).

«Сократить поступления можно легко на 25%, а попробуйте подумать, как сократить расходы на четверть! Международный опыт категорически говорит, что это нереально и неправильно», – настаивает Яресько.

Чтобы подкрепить свои слова о международном опыте «показаниями свидетелей», на широкий журналистский простор был выпущен самый высокопоставленный в прошлом советник Минфина, бывший министр финансов и вице-премьер-министр Словакии Иван Миклош. Правда, с поставленной задачей он справился не сразу. И в первом интервью долго и нудно вспоминал о своих прошлых успехах, о создании коалиции и прочих передрягах словацкой политики.

Потом его, видимо, «подрихтовали» специалисты, и он начал двигаться прямо по курсу. Недавно написал авторскую колонку о том, как хороша Яресько и как плох проект Южаниной. «Я активно слідкую за дискусією в Україні щодо проекту податкової реформи, на яку очікує українське суспільство.

Ці спостереження говорять, що в українському суспільстві ще й досі існують численні непорозуміння та міфи стосовно того, що є реальними економічнми реформами, а що – ні.

Я добре знаю проект реформи, який підготувала Міністр фінансів Наталія Яресько. Метою цього проекту є посилення та підтримка: перше – справедливості та солідарності в податковій системі в країні, друге – зайнятості, інвестицій та економічного зростання, третє – якості державних послуг, що надаються громадянам та бізнесу.

У цієї реформи є три основні групи критиків – представники бізнесу, неурядові організації та група народних депутатів, лідером якої є Ніна Южаніна, голова парламентського комітету з питань податкової політики. Зауваження та пропозиції зазначених груп є більш-менш однаковими.

Тем временем практики, которых не слушают и не слышат, пытаются объяснить всем участникам реформаторской дискуссии, что проблема не столько в размере налогов (даже ЕСВ не критичен), сколько в их администрировании и своевольном поведении налоговых инспекторов

За їх словами, запропонована Мінфіном реформа є недостатньою і дуже фрагментарною; на їх думку, вона є фіскальною" за змістом. Натомість, вони пропонують лише зниження податків і не хочуть ніяких змін у спрощеній та привілейованій – так званій єдиній – системі оподаткування.

На моє глибоке переконання, ці пропозиції є небезпечно хибними та безвідповідальними.

По-перше, тому, що ці пропозиції призведуть до фіскального дефіциту. Теперішнє покращення фіскальної та монетарної ситуації в Україні є дуже нестабільним. Тому будь-яку загрозу для цієї стабілізації слід сприймати дуже серйозно…».

Я не случайно процитировала такой большой кусок из творчества реформатора Миклоша. Потому что иначе будет неинтересно читать прямо противоположное по смыслу высказывание другого именитого советника Минфина – Артура Лаффера. Того самого, кто придумал легендарную «кривую Лаффера», советовал Рейгану, Пиночету и кому-то еще.

Лаффер, в отличие от Миклоша, вовсе не склонен к осторожности и в своем последнем интервью заявил о необходимости более радикального снижения ставок. «Мне тоже хочется для Украины радикальных решений. Ведь сейчас Украина находится в очень непростой ситуации, а потому ей нужно радикальное сокращение налогов. Если не сейчас, то когда?».

Думаю, высокооплачиваемый советник Минфина не нарочно подыграл оппонентам правительства – налоговому комитету ВР. Но тем самым продемонстрировал еще один элемент цирковой программы: дискуссия идет не только между парламентским комитетом и правительством, а и внутри советников Минфина. Миклош говорит одно, Лаффер другое, двое не менее знаменитых советников – доктор Роберт Конрад и эксперт по налоговым реформам Крис Уйэлс – третье. Эдак они все вместе окончательно нас, грешных, запутают.

Тем временем практики, которых не слушают и не слышат, пытаются объяснить всем участникам реформаторской дискуссии, что проблема не столько в размере налогов (даже ЕСВ не критичен), сколько в их администрировании и своевольном поведении налоговых инспекторов.

«Главное сейчас – не реформа, а правильное администрирование того, что есть. Нужны отдельные коррективы – снижение ренты по предложениям экспертов МВФ и некоторые технические правки в НДС и налог на прибыль», – считает президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.

Но если не будет радикальной налоговой реформы, то и некому будет снискать славу ее родителей. А это неинтересно. Посему цирк в стране глухих открывает новый сезон с еще более интересной программой.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам