Зураб Аласания: «Поняв, что борьба тянет много сил, они вспомнили, что есть такой чувак, как я…»

Скандал с панамскими оффшорами показал президенту, что у него есть только две площадки, чтобы высказаться, помимо официального сайта: "5-й канал" и соцсети. УТ-1, он же «UA:Перший» принадлежит Кабмину. Не удивительно, что оффшорный скандал там комментировала Виктория Сюмар из «Народного фронта» Яценюка, а юристы Порошенко вынуждены были высказывать свою позицию на «олигархическом» ICTV в «Свободе слова» Куликова. А раньше все стороны сошлись бы на «Шустер LIVE» на УТ-1. Но гендиректор НТКУ Зураб Аласания успешно избавился от всех рейтинговых программ и партнеров, а заодно от… рейтинга «UA:Першого». И поставил знак равенства между общественным вещанием и своим мнением…

Осторожнее с мечтами – они сбываются

Мечта об общественных телерадиокомпаниях без рекламы и политического контроля поселилась в мозгу украинских медийщиков еще в далекие 90-е. Хотелось чего-то такого, как в Европе. Все же помнят поговорку: «Есть привычка на Руси слушать ночью «Би-Би-Си». Хотя известно и другое: бойтесь мечты, она иногда сбывается.

В Украине мечта превратить государственные телерадиокомпании в каналы общественного вещания сбылась с третьей попытки. В 1997 году был принят закон «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины», который так никогда и не заработал. К нему возвращались еще дважды – после Майдана-2004 и после Евромайдана-2014. Последний раз все завершилось принятием нового закона «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины" от 17 апреля 2014 года.

По этому закону на базе Национальной телекомпании Украины (НТКУ УТ-1), Национальной радиокомпании Украины (УР-1), государственной телерадиокомпании (ГТРК) «Культура», областных государственных ТРК, ГТРК и Украинской студии телевизионных фильмов «Укртелефильм» создается Национальная общественная телерадиокомпания.

То есть фактически дирекция общественного вещания, которая руководит и радио, и телевидением, контролирует деньги (бюджетные и спонсоров).

Спустя год, 7 апреля 2015-го, состоялась официальная презентация общественного вещания: в прямом эфире Первый национальный телеканал изменил свой прежний логотип на логотип общественного вещателя «Суспільне телебачення. UA:Перший». На этом хорошие новости закончились.

Всем, кому не должен, прощаю

В НТКУ пришла команда харьковчанина Зураба Аласании, который был руководителем Харьковского областного телевидения во время губернаторства Арсена Авакова. О своем назначении Аласания рассказал в интервью "ВидеоТеКе" 2 апреля 2014 года. Обратите внимание на дату. Потом на слова и мимику шефа телерадиокомпании.

Многие, просмотрев этот видеоряд, наверняка подумают, что Аласания шутит по-первоапрельски. Но нет, это он так разговаривает. Некоторые лексические обороты – просто шедевральны как для профессионального журналиста.

«Назначение на должность гендиректора НТКУ произошло для меня при странной для меня такой одностайной поддержке. "Стаей" я сейчас ненароком назвал политиков, которые достаточно активно, как я теперь уже знаю, соревновались. Поняв, вероятно, что борьба тянет (?!) много сил, много ресурсов и одного победителя не будет, они вдруг случайно вспомнили, что там где-то есть такой нейтральный чувак, который вроде бы ничей, можно сойтись на такой компромиссной фигуре, которая не будет никому принадлежать. Так оно и вышло. Чем меня это радует? Ну, хотя бы таким простым фактом, что я ничего никому не должен».

Первым делом наш герой взял к себе первым заместителем бывшего министра туризма Крыма, который попадался на взятках и во время оккупации делал антиукраинские заявления, Александра Лиева. Вместе они успели освоить 1,77 млн. грн. на исследование телевизионной аудитории, со скандалом расстаться с профессионалами вроде Ирины Ромалийской, Татьяны Дроздовой и Светланы Коляды, обвинившей шефа в «заказушничестве». А также закрыть единственный буфет в здании на Мельникова, 42.

Дальше началась инфляция, и выделенные из бюджета 850 млн. грн. на всю систему телерадиовещания в стране перестали казаться внушительной суммой. Лиев перешел работать в МинАПК, где «капусты» традиционно больше (во всех смыслах этого слова), и дальше Аласания начал «справляться» один.

«Рейтингопадение» в контексте вечности

За первые полгода своей работы на должности Аласания закрыл почти все программы, которые давали каналу рейтинг. Убрал из эфира Шустера с глубокомысленным пояснением: «Забагато балачок і жодного сенсу в цій програмі…». Изгнал программу «В гостях у Дмитрия Гордона», ибо «він не відчуває час…». Хотя всем известно, что ностальгические интервью Гордона смотрели в основном пенсионеры, которые были традиционной аудиторией УТ-1. Начал отсекать «конкурентов», которые работали по договорам сотрудничества.

Чтобы завершить «разрушение Карфагена», Зураб Григорьевич отказался от конкурса «Евровидение» – самого рейтингового проекта за всю историю Национальной телекомпании. Потом – от трансляции матчей Чемпионата мира U-20, в котором участвует сборная Украины.

Объяснение просто шокировало футбольную тусовку: «UA: Перший» не будет транслировать событие, генеральным спонсором которого выступает «Газпром России»… Представьте себе картину молодежного чемпионата: выходит на поле украинская сборная, на футболках которой по контракту значится генеральный спонсор. Да, поперек груди – «Газпром России» Нравится?», – написал Аласания в Facebook.

Кстати, «Футбол 24» скромно отметил, что «Газпром» не является спонсором турнира (он один из партнеров ФИФА). Поэтому надписи «Газпром России» поперек груди на футболках игроков молодежной сборной Украины нет. В общем, с чемпионатом погорячились.

Результат не заставил себя долго ждать: менее чем за год рейтинг телеканала опустился до кошмарного во всех отношения показателя – ниже 1%.

Такое «рейтингопадение» стало полной неожиданностью для сторонников идеи общественного ТВ. В СМИ появились аналитические публикации из серии «Падіння Суспільного: як падали показники «UA: Першого» і як їх знову вирівняти» с попыткой понять, в чем проблема и как из нее выбраться.

«Телеканал «UA: Перший» зараз у центрі реформ. До нього прикута увага громадськості, медіа, але аж ніяк не глядачів. Адже за рік канал пережив найбільше падіння показників за останні 10 років. З лютого 2015 року частка не досягає навіть до 1%. Зараз «UA: Перший» у хвості рейтингової таблиці, однак керівництво каналу таке падіння не лякає…»

Действительно, антирезультат не смутил Аласанию. Его многочисленные интервью выходили под заголовками вроде «Аласанія: Рейтинги «Першого» впали, бо ми прибрали все лайно» (подразумевается, видимо, под «лайном» «Шустер LIVE»).

А на вопрос: «Для того, щоб в Україні з’явилось суспільне мовлення на рівні ВВС, потрібно стільки часу?» он отвечал задумчиво: «Я інакше сформулюю. Попереду нас – вічність. Ми – ніхто і Україна – понад усе. Вона буде і 100 років, і 200, і 300. Хто поспішає? Україна – не поспішає».

Рома, Щур и титанические усилия

Впрочем, мне кажется, что рейтинги не волнуют Аласанию по другой причине. Деньги, прежде всего от ЕС и заграничных спонсоров, он получает не за качественный продукт, который привлекает толпы рекламодателей, а за имитацию титанических усилий по созданию чего-то эдакого.

На этом поприще ему активно помогают отдельные соратники с hromadske.tv, который он делал в свое время вместе с Романом Скрыпиным. Точнее, «сделал» соратников по проекту, как известно, Скрыпин, удалившись с деньгами спонсоров и доменным именем hromadske.tv. С тех пор бывшие коллеги публично выясняют отношения и степень порядочности друг друга и уже пошли в суд. Но пока этого не произошло, Скрыпин пиарил Аласанию под все тем же заголовком «Зураб Аласанія: Мене не цікавлять рейтинги, це не показник».

Кстати, раз речь зашла о hromadske.tv, то надо напомнить, как Зураб Григорьевич примкнул к идеологам общественного телерадиовещания.

В далекие 90-е Аласания активно искал себя: то во французском легионе, то на Кипре. В конце концов, нашел в медиа-группе «Объектив», созданной на деньги харьковского миллионера Александра Давтяна, который был также собственником телеканала «Симон», где Аласания освоил профессию провинциального телеведущего.

Они дружно работали 6 лет, не жалуясь на ущемления, пока перед нашим героем не замаячила перспектива перейти с частного канала на государственный – руководителем Харьковского областного телевидения. И тогда… разразился скандал: 26 апреля 2006 года медиа-группа «Объектив» ушла из эфира, написав сорок шесть заявлений об увольнении. Закрылась газета «Объектив-Но» и выпуски «Объектив-Новостей».

Отработав директором Харьковской областной государственной ТРК почти пять лет (до 4 июня 2010 года), Аласания покинул должность при смене власти в регионе. Как и многие другие, уволившиеся по разным соображениям журналисты, он примкнул к группе будущих создателей hromadske.tv. В 2013 году, когда проект получил щедрое грантовое финансирование, оформился там обозревателем.

При этом еще задолго до скандала со Скрыпиным hromadske.tv начало делиться на «фракции» и группы по интересам. Аласания в этой ситуации правильно позиционировался – находиться ближе к кормушке, куда капают спонсорские пожертвования.

Не случайно его доверенным лицом, помимо Ромы Скрыпина, стал один из связных со спонсорами – канадский гражданин украинского происхождения Майкл Щур (из Торонто). Сейчас этот самый Щур, мелко подрагивая кадыком, пиарит «Евровидение» на «UA: Перший».

Еще одна характерная новость – изгнав с канала «болтуна» Шустера, Аласания запустил альтернативное ток-шоу (нельзя же без такого продукта центральному телеканалу! – Авт.) – «Дебати PRO». В уже не раз цитируемом интервью «Рейтинги «Першого» впали, бо ми прибрали все лайно» он честно признается, что на программу дал деньги Евросоюз.

— Так скільки дали?

— $50-60 тисяч на «Дебати PRO» дали. Ми половину, і вони половину вкладають.

Я – не фанат Шустера, но Роман Вибрановский, который ведет «Дебати PRO», мягко говоря, ему не конкурент. Ему бы над дикцией поработать и у ЛОРа проконсультироваться, как избавится от «прононса». Лучше всего сказанное понимают глухие – им хоть виден сурдоперевод.

P.S. Но творческая составляющая отходит на второй план, когда речь заходит о политике. Которой, по замыслу идеологов создания Национальной общественной телерадиокомпании Украины, тут не должно было быть. Именно для этого создается сложная надстройка из наблюдательных советов, формируется структура публичного акционерного общества и все такое прочее.

Но эти опять-таки сильно похожие на титанические усилия разбиваются, как волны о камень, об одну простую деталь: единственным собственником и конечным бенефициаром НТКУ по закону является… Кабинет министров Украины. Который и назначает директора. Все остальные – депутаты, общественники, наблюдатели – просто в гости пришли.


Не удивительно, что скандал с панамскими оффшорами тут комментировала… Виктория Сюмар из «Народного фронта» Арсения Яценюка http://1tv.com.ua/news/78117. А юристов президента с их аргументами канал в упор не видел. Объективность она штука субъективная. А свобода журналиста не измеряется тем, кто хозяин канала. Она зависит от того, имеет ли он возможность говорить то, что думает, или должен ретранслировать мнение собственника или редактора.

Последний вариант – это про НТКУ и Аласанию. Он как-то слишком быстро поставил знак равенства между общественным вещанием и своим мнением и стал, злоупотребляя служебным положением, подменять первое вторым.

Как долго это будет продолжаться, зависит от целого ряда факторов, начиная со смены Кабмина и заканчивая возможным изменением закона. Мой прогноз, что в любом случае тех 20 лет, которые Зураб Аласания отвел на неспешное реформирование телерадиокомпании (судя по его интервью), у него нет. И даже 20 месяцев нет. Потому что центральное телевидение без рейтинга не нужно никому, кроме наших врагов. И это хорошо понимают наверху. А «панамагейт» только подбросил дровишек в костер.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам