Украина: разочарование «перемогами»

Страстная пятница очень символична для Украины. По сути, это собирательный образ тотального разочарования. День утраты надежды. Не той, которая уже получила документы на экстрадицию (с ней как раз все будет хорошо), а общечеловеческой. Апофеоз сомнений в том, во что верили, которые излечит чудо Воскресения. К сожалению, если проанализировать историю Украины со времени обретения независимости, то окажется, что наш менталитет все перепутал: сначала ему кажется, будто чудо уже произошло, затем наступает разочарование, и герои низвергаются с пьедестала. Страстная пятница превращается в «день сурка» – нескончаемую вереницу однотипных обломов…

Да, такие мы люди. В 1991-м верили, что как только перестанем «кормить весь Советский Союз», сразу превратимся в территорию немыслимого изобилия. Хорошо помню руховскую агитацию перед декабрьским референдумом того года – объемы производства мяса, молока, всего ценного, полезного и вкусного.

Проголосовали. Но эльдорадо так и не получилось. Заводы остановились. Кругом перестали платить зарплату. Город превратился в гибрид огромного вещевого рынка и конкурирующих вооруженных банд. Прошло много времени – с шоком, гиперинфляцией, челночным импортом – прежде, чем все более менее утряслось.

Впрочем, в России тогда было еще хуже – там к разрухе прибавилась первая чеченская война. А голодные поляки торговали мылом из окон квартир – у них были реформы Бальцеровича.

Кстати, появление Бальцеровича в «пуле интуристов» Гройсмана лично меня очень пугает. Старую собаку, как известно, новым трюкам не научишь. А шоковый терапевт, он и в Африке будет шоковым терапевтом. Украина, конечно, еще не совсем Африка (хотя по ряду экономических показателей отстает даже от стран Черного континента), но несколько ударов шоковой терапией, боюсь, вернут нас в состояние экономики 90-х. А не наоборот.

В общем, не верю я в Бальцеровича, и это яркое доказательство моей национальной идентичности. Потому что мы в хорошее не верим. Точнее, верим, но до той поры, пока того же Бальцеровича не назначат. Назначили – на следующий день оказалось, что он никакой не реформатор, а под следствием, как и грузины. И новый продвинутый министр финансов – тоже член секты свидетелей оффшоров. А и.о. министра здравоохранения – фармацевтический магнат, но масштабом поменьше, чем хозяин его предшественников – доктора майдана Мусия и горе-грузина Квиташвили. Но опять же Мусию, когда всем майданом избирали, верили. И на Квиташвили надеялись. Первые несколько дней. Потом, как водится, разочаровались.

Добробаты с энтузиазмом ринулись в бой, и многие таким образом завершили свой земной путь. Но монумента героям они пока не дождались. Первым низложили, если не ошибаюсь, нардепа Семена Семенченко, который, как и предупреждали знающие люди, оказался аферистом Костей Гришиным. Затем вычеркнули из героев комбата Мельничука, что не мешает «Айдару» и дальше продавать услуги в сфере рейдерских захватов

Честно говоря, я не думал, что мы так быстро разочаруемся в новой полиции и героических добробатах. Год не прошел с того дня – 4 июля 2015 года, когда патрульная полиция вышла на улицы Киева. Еще свежи селфи-фото в наших телефонах. Еще веселят шутки Зеленского про напарницу Кисю. Но очарование стремительно уменьшается в объеме. Тут и стрельба по пьяным подросткам, и езда по гражданам на пешеходных переходах, и масса анекдотических курьезов. Но главная причина не в этом – наигрались, населфились, разочаровались. Последняя капля в океане – нашелся полицай-сепаратист. С опознавательным знаком в машине. Видимо, ехал на встречу с очередными агентами Кремля в составе добробатов.

Добробаты – это еще один яркий пример нашей ментальной деформации. Два года назад все они поголовно были героями, которые «за покликом душі», а вовсе не по должностным обязанностям отправились на Донбасс – инсталлировать его обратно в тело Украины. Провожали всем миром, «упаковывали» всем народом. Девушки рыдали, бабушки совали мятые гривны из нищенской пенсии.

Добробаты с энтузиазмом ринулись в бой, и многие таким образом завершили свой земной путь. Но монумента героям они пока не дождались. Первым низложили, если не ошибаюсь, нардепа Семена Семенченко, который, как и предупреждали знающие люди, оказался аферистом Костей Гришиным. Затем вычеркнули из героев комбата Мельничука, что не мешает «Айдару» и дальше продавать услуги в сфере рейдерских захватов.

Командир «Торнадо» Руслан Онищенко и вовсе оказался садистом и сексуальным извращенцем. А Краснов из «Азова» – платным российским шпионом. Как и убитый на Оболони «Лесник» и его арестованная московская подружка. Голова идет кругом от такого безобразия. Одно ясно – что верить нельзя никому.

Странно, что эта формула, несмотря на регулярные обломы, еще не до конца усвоена нашим менталитетом. Ведь в далекие 90-е начали тренироваться. С Кучмы. Сначала «Порядок и порядочность» (выборы 1994-го), потом – Гонгадзе и «Украина без Кучмы» в 2001-м.

В промежутке верили в Мороза как альтернативу Кучме и «твердую руку» Марчука с чемоданчиком компромата. В итоге Сан Саныч запутался в собственных интригах, а Марчук прервал обет молчания и тем самым навредил своему имиджу капитально.

Конечно, самым большим разочарованием в новейшей истории Украины был Ющенко. Лучший банкир Европы (не при Гонтаревой будет сказано), баловень американских электоральных технологов. Человек с диоксином и подковой «Так!». Кто бы мог подумать в далеком 2005-м, что мессией он пробудет меньше четырех лет.

Спасибо Юлии Владимировне, которая составила ему такую достойную конкуренцию, что в результате их творческого демократического противостояния к власти пришла «злочинная панда» во главе с Януковичем.

Так будет продолжаться до тех пор, пока по европейской традиции мы не забьем на политику. Перестанем верить во вселенское зло и патриотическое добро, а вместо замкнутого цикла очарования/разочарования героями будем просто и бесхитростно жить так, как учил Сын Божий. Потому что Воскресение и есть тот самый позитив, которого нам не хватает, чтобы жить по-человечески

И тоже заметим – все начиналось очень хорошо. Обещал «почути кожного», а вместо этого строил хонку. Величайшая зрада, как начали говорить после евромайдана, который стал не столько европейским, сколько кровавым. И плавно перерос в войну.

Война разочаровала отдельно, как и майдан. Потому что и там, и там мы, судя по косвенным признакам, не победили. Нет, в каком-то смысле победили, но не до конца. Ассоциацию с ЕС подписали, но безвизовый режим почему-то плавно отодвинулся уже на сентябрь 2016-го, хотя ждали еще летом 2014-го. И переговоры с сепаратистами мы почему-то проводим в Минске, а не в Донецке. И парад в Севастополе, запланированный на 2014 год, до сих пор не состоялся. Хотя уже четвертая ветка энергомоста вводится в эксплуатацию без нашего ведома.

Понятно, что разочарование общими результатами «перемоги» не могло не сказаться на рейтинге власти, которого почти нет. Говорят, что есть только у Тимошенко, да и то потому, что она пока не власть. Будет властью – тоже останется без рейтинга.

В этом сегменте мне совершенно непонятно, какие претензии к президенту и заграничным реформаторам. «Рошен» все жевали? Почему такое удивление, когда появились оффшоры? Где бизнес – там и оффшоры. Где реформаторы – там и реформы. Цены подняли – это реформы. Не совсем такие, как виделось на майдане, но хоть какие-то. Тем более что сытой благополучной жизни, как от независимости в 1991-м, на майдане никто не обещал. Обещали, что мы станем жить как европейцы. И живем – цены абсолютно как в Европе. А будут даже выше. Гройсман уже старается.

К слову, если перечитать дискуссию месячной давности, то главенствующим стереотипом было утверждение, что все наладится, когда уйдет Яценюк. И МВФ денег не дает из-за политической «непонятки». И кризис из-за него, потому что не могут с Банковой поделить места смотрящих. Народ опять-таки «сношает» безжалостно.

Но оказалось, что последний пункт – это обязательная программа любой власти на все времена. А все остальные разочарования – это величина переменная, и поводы у нее на разных исторических этапах разные.

Мне в этом плане нравится версия политолога Алексея Якубина, что синдром хронического разочарования, которым 25 лет болеет наше общество, это чисто ментальная штука: склонность украинцев к мифологизации событий и персонажей.

Мы мифологизируем свое прошлое (от гетманов до Шевченко), мифологизируем политиков, даже мифологизируем пропаганду. До тех пор, пока она не вступает в конфликт с происходящим.

Тогда в сериале появляются новые фигуры (или новые старые вроде «женщины с косой»), возникают новые интриги, герои и антигерои. Некоторые добрые персонажи оказываются злыми, а злые добрыми. При этом общество уверено, что все воруют, но после каждого скандала с разоблачением имитирует крайнее изумление и возмущение.

И так будет продолжаться до тех пор, пока по европейской традиции мы не забьем на политику. Перестанем верить во вселенское зло и патриотическое добро, а вместо замкнутого цикла очарования/разочарования героями будем просто и бесхитростно жить так, как учил Сын Божий. Потому что Воскресение и есть тот самый позитив, которого нам не хватает, чтобы жить по-человечески.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам