ОПЗ – труба? В прямом и переносном смысле

Новая тема дня: власть на время отвлеклась от «гадины Гнапа» и «оффшорной панамки» и заметила, что в Пенсионном фонде не хватает 150 млрд. грн. Заметил это и МВФ. И «лифт с деньгами» опять проехал мимо нашего этажа. Но выход есть – в июле мы продадим ОПЗ. Роскошный приватизационный объект. Какие удобрения делает! А какая уникальная труба с аммиаком ведет к нему прямо из Тольятти – единственная перевалка в СНГ. Аммиачное окно России в мир находится под Одессой. Точнее, скоро будем говорить «находилось», ибо в порту Тамань быстрыми темпами сооружается новая, альтернативная ОПЗ, перевалка. Но это тоже не беда: трубу аммиакопровода от Горловки до Одессы можно будет распилить на лом и продать туркам. Опять же копеечка…

Немного общей полезной информации. Аммиакопровод Тольятти–Одесса был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Это единственный в Советском Союзе и пятый по счету в мире аммиакопровод. Всего их существует 10.

Первая очередь – 800-километровый трубопровод Горловка–Одесса – была введена в эксплуатацию в октябре 1979 года. Общая же протяженность трубопровода 2417 км, из них 1021 км проходит по территории Украины.

Столь уникальный объект был результатом советско-американского сотрудничества. Точнее, дружбы американского миллиардера Арманда Хаммера с советским руководством и лично Брежневым. Идея проекта и заключалась в том, чтобы подвести аммиак с ТоАЗ прямо в порт Южный, где Хаммер смог бы загружать его в танкеры и транспортировать к заводам своей нефтяной компании «Occidental Petroleum».

Трубы были сделаны по советскому заказу во Франции. Они имеют толщину 8 мм и диаметр 14 дюймов. Кроме того, в местах повышенной опасности, а также в непосредственной близости от водоемов был применен принцип «двойной трубы». На этих участках стенки и внутренней (основной), и внешней трубы, обеспечивающей дополнительную защиту от коррозии, могут выдерживать очень высокое давление. Толщина труб увеличивается до 13 мм, а между трубами содержится азот.

В РФ есть два производителя аммиака – «Тольяттиазот» и «Уралхим». Оба предприятия давно жаловались на дефицит перевалочных мощностей, из-за чего они недогружают свои агрегаты по производству аммиака. «Уралхим» выпускает на уровне 2,4-2,8 млн. тонн в год. «Тольяттиазот» – второй производитель аммиака в России – немного меньше

Одесский припортовый завод изначально задумывался как конечный пункт аммиакопровода Тольятти–Горловка–Одесса. Были запущены два цеха по производству аммиака, налажена перезагрузка аммиака и карбамида на танкеры. Предприятие имеет комплекс по перегрузке аммиака мощностью 4 млн. тонн в год, карбамида – 3,6 млн. тонн в год и карбамидно-аммиачной смеси, рассчитанный на 500 тыс. тонн в год.

Как неоднократно отмечалось в прессе, до сих пор у России не было своих мощностей по перевалке аммиака на экспорт, кроме как через трубопровод Тольятти–Одесса и ОПЗ, который и переваливает львиную долю российского аммиака на танкеры. Это примерно 1,8 млн. тонн аммиака в год, а оставшиеся (значительно меньшие) объемы едут в прибалтийские порты железнодорожным транспортом, что заметно повышает стоимость логистики.

Для справки. В РФ есть два производителя аммиака – «Тольяттиазот» и «Уралхим». Оба предприятия давно жаловались на дефицит перевалочных мощностей, из-за чего они недогружают свои агрегаты по производству аммиака. «Уралхим» выпускает на уровне 2,4-2,8 млн. тонн в год. «Тольяттиазот» – второй производитель аммиака в России – немного меньше.

При этом, как любят подчеркивать наши издания, транспортные услуги по прокачке аммиака и отгрузкам других удобрений (карбамида, КАСа, а также метанола) приносят ОПЗ не более 30% дохода. Поэтому, мол, основная ценность для покупателя – сам завод, портовая инфраструктура по отгрузкам карбамида, аммиачные терминалы ОПЗ в порту "Южный" и проч.

«В довесок к преимуществам предприятия идет подключение его к аммиакопроводу. Это возможность контролировать не только поставки российского аммиака в объеме свыше 2 млн. т ежегодно, но и экспорт этого продукта со стороны украинских химзаводов. Иного пути продать аммиак, кроме как через ОПЗ, просто нет. А учитывая российское происхождение части отгружаемой продукции, аммиакопровод – это дополнительный бонус в конкурентной борьбе уже в масштабах мирового рынка…», – писала не так давно «Экономическая правда».

Вот так по-родственному, по-соседски мы сможем распилить почти 1000 км отличной французской трубы, пусть и слегка поношенной, но все еще весьма ценной. Распилить и переплавить на металлолом. Потому что перспективы ее заполнения аммиаком после 2020 года более чем призрачные

Бонус, говорите… А из чего на ОПЗ будут делать удобрения, если по трубе не будет поступать аммиак? Из воздуха? Или из какашек? Конечно, всегда есть альтернатива. Можно возить аммиак бочками. Как уголь – из ЮАР. Или придумать изощренный маршрут вроде «нового шелкового пути», откуда с приключениями недавно вернулся наш блудный тестовый поезд. Но…

Поэтому, пока мы дико радуемся от того, что ОПЗ могут купить пресловутые оффшоры, но запрещено «агрессору», россияне на Таманском полуострове быстрыми темпами возводят новый морской порт, который станет главным перевалочным терминалом для судов с российским аммиаком и карбамидом.

Этот проект был разработан еще в конце 90-х, но заморожен ввиду отсутствия денег и потребности искать альтернативу экономическим связям с Украиной. И возобновлен в конце 2014-го. Ввод первой очереди таманского терминала пропускной способностью около 2 млн. тонн аммиака в год (столько, сколько реально сейчас пропускает ОПЗ), как пишут российские деловые СМИ, намечен на 2017 год. Вторую очередь достроят до 2020 года.

По мнению аналитиков, если проект заработает даже наполовину, он уже может оттянуть на себя почти все объемы аммиака, которые транспортировались из Тольятти через портмощности Одесского припортового завода. Украина потеряет доходы на уровне $35 млн. только от прокачки: напомню, что с 2014 года ОПЗ неоднократно поднимал ставки тарифа на прием, хранение, охлаждение и перевалку жидкого аммиака. О том, что мы также лишимся и сырья, которое придется где-то искать, уже было сказано выше.

Но опять же повторюсь: стратегическое партнерство с Турцией – это наше все. После того, как турки поругались с Россией, они стали нашими вторыми братьями (после поляков) и практически усыновили крымских татар. Те и раньше были их сателлитами – в финансовом и идеологическом плане, а тут общий враг нас и вовсе сблизил до кровного родства.

Вот так по-родственному, по-соседски мы сможем распилить почти 1000 км отличной французской трубы, пусть и слегка поношенной, но все еще весьма ценной. Распилить и переплавить на металлолом. Потому что перспективы ее заполнения аммиаком после 2020 года более чем призрачные. Как, в принципе, и перспективы в этой ситуации нашей жемчужины приватизации – многоценного ОПЗ…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам