Бюрократическая революция в годовщину «гидности»

Годовщину революции гидности отметили… великой бюрократической революцией. Все-таки по части создания себе проблем украинцы – непревзойденные мастера. Избавившись путем люстрации от всех опытных чиновников, мы набираем госсекретарей в Кабмин и министерства. В конкурсную комиссию, разумеется, входят общественники и майдановцы. И с первых назначений – сюрпризы.

Общеизвестно, что все новое – это хорошо забытое старое. И впервые эксперимент с госсекретарями в 2000 году провел Леонид Кучма, избравшись на второй президентский срок. Тогда это называлось административной реформой.

В 2001 году он назначил госсекретарей в министерства. Как полагали аналитики – чтобы следить за министрами. В 2003 году нововведение пришлось отменить, поскольку министры и секретари перессорились между собой и блокировали друг друга бюрократическими методами.

Прошло без малого 13 лет, и моча снова ударила в голову, теперь уже новой власти. Захотелось перемен. Перемены, правда, вышли винтажные: в стиле Кучмы, но с элементами популярного нынче открытого конкурса. Или полуоткрытого. И, конечно, с активистами в конкурсной комиссии.

Для справки.
1 декабря 2015 года был принят закон о госслужбе, который вводит институт госсекретарей. Он вступил в силу в этом году. Первые конкурсы на замещение новых должностей объявили в октябре. Все назначения должны состояться до 2017 года.

Собственно, в этом главное отличие этой реформы от той: в 2001-м госсекретарей назначал президент, а в 2016-м избирает на конкурсной основе кадровая комиссия. В итоге результат будет такой же – министры и главные аппаратчики стопроцентно передерутся. Первые шаги к этому уже сделаны.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян в конце прошлой недели сделал характерное заявление, что крайне удивлен результатами конкурса на должность государственного секретаря министерства, согласно которым победителем стал Андрей Галущак.

По информации аналитиков мониторинговой миссии "ДоброЧесно", Андрей Галущак работал с Владиславом Каськивым в Государственном агентстве по инвестициям. Это тот самый Каськив, которого задержали в Панаме в сентябре. Сначала он фотографировался с газетой и полицейским. Потом попросил о политическом убежище в Панаме

По информации аналитиков мониторинговой миссии "ДоброЧесно", Андрей Галущак работал с Владиславом Каськивым в Государственном агентстве по инвестициям. Это тот самый Каськив, которого задержали в Панаме в сентябре. Сначала он фотографировался с газетой и полицейским. Потом попросил о политическом убежище в Панаме. Последняя новость о нем, что после внесения залога в размере $600 тысяч его выпустили из панамского СИЗО.

В эфире "Громадського" Омелян растерянно заметил: "Честно скажу, я был удивлен. Это абсолютно неожиданный результат. Я знаком с Галущаком и считаю его неплохим человеком. Но я не понимаю, чем руководствовалась комиссия, поскольку требования были совсем другие. И мы искали совсем другого человека – не персонально, а по показателям".

Насчет показателей господин министр слукавил. “Назначенец майдана”, бывший глава Национального агентства по вопросам госслужбы Денис Бродский, который после месяца работы в Кабмине сбежал оттуда и сейчас шустрит в партии Саакашвили “Хвыля”, говорил в одном из интервью, что “министр инфраструктуры Владимир Омелян не ждет милостей от природы или сигнала из координирующих органов: он первым, еще в начале октября, запустил работу технического офиса по поддержке реформ, первым начал коренным образом перестраивать принципы работы министерства. На сегодня это единственное министерство, где работает профессиональная служба управления персоналом”.

Теперь представьте себе картину маслом. Только омеляновская “служба управления персоналом” набрала людей (может, и доплаты им какие-то пообещала, из пресловутых европейских премий), как тут приходит выбранный конкурсной комиссий госсекретарь и говорит: нет уж, уважаемый министр, по закону вы можете назначать себе только замов, а весь коллектив набираю, поощряю, наказываю и фактически управляю им я. Поэтому брысь из зоны моей компетенции! И тут же звонит Каськиву в Панаму – спрашивает, кого взять на работу.

И это еще не весь “цирк шапито”. Согласно закону, госсекретаря назначают строго на 5 лет. Теоретически министр может просить о его увольнении и замене раньше, но практически сделать это почти нереально. Надо доказывать факт “невыполнения или ненадлежащего выполнения своих функций” через открытие дисциплинарного производства в отношении государственного секретаря.

Ну, вы догадываетесь, какие масштабные интриги, подставы, игры в поддавки и прочее предполагает такой механизм? И, поверьте мне, в этих играх будет замешан весь коллектив министерств и ведомств. Там психологический климат традиционно был, мягко говоря, тяжелым. Однако новый закон позволяет вывести все эту подковерную возню на уровень захватывающего триллера. Ох, и потрясет же центральную власть!

Разумеется, будет работа и для силовиков. Поскольку фактически госсекретарей нельзя уволить “по-хорошему”, у них есть все шансы стать фигурантами уголовного дела. Впрочем, не меньшие шансы есть у министра и назначаемых им заместителей. Это зависит от того, кто в итоге окажется проворней. Но то, что потенциальные объекты интереса правоохранителей скучно жить не будут, закон гарантирует

Разумеется, будет работа и для силовиков. Поскольку фактически госсекретарей нельзя уволить “по-хорошему”, у них есть все шансы стать фигурантами уголовного дела. Впрочем, не меньшие шансы есть у министра и назначаемых им заместителей. Это зависит от того, кто в итоге окажется проворней. Но то, что потенциальные объекты интереса правоохранителей скучно жить не будут, закон гарантирует.

И, надо заметить, премьер-министр Владимир Гройсман это уже понял. Он попытался как-то отрегулировать полномочия госсекретарей и еще летом подал в Верховную Раду проект закона “Про внесення змін до закону України "Про центральні органи виконавчої влади" (щодо визначення кадрових повноважень міністра)” №5028, который до сих пор болтается на сайте ВРУ в числе непринятых. Вчера его “проведал” – да, на месте, никуда не сдвинулся с 16 августа.

Знаете, я понимаю логику депутатов. Во-первых, им некогда заботиться о том, чтобы предотвращать интриги в исполнительной власти – у них свои интриги и весьма увлекательные. Один “двобий” Ляшко и Юли чего стоит! Цирк “Дю Солей” нервно курит в углу. Во-вторых, у многих депутатов, не пропихнувшихся в министры, появился шанс завести своих людей через конкурсы в госсекретари. И лишать их полномочий совсем не интересно.

Тем временем даже на уровне конкурсных/кадровых комиссий (той части, которая делегирована органами власти, а не общественными организациями) уже начинается легкий мандраж. Как говорят опытные кадровики, уже люстрированные по формальным признакам сотрудничества со всеми режимами, включая антинародный, конкурс – это ошибка и смерть затеи в целом.

“Понимаешь, какая штука, – говорит человек, почти 20 лет отпахавший в исполнительной власти, – закон ставит две противоречивые цели. Он декларирует, что госсекретарь должен грамотно управлять работой министерства и фактически быть опытным “всезнайкой” при министре-новичке. Так как министры у нас меняются в среднем каждые 11 месяцев – все они новые. Многие уходят, так и не познакомившись с большей частью коллектива. А госсекретарь, как подразумевают его задачи, должен знать в лицо каждого сотрудника, включая уборщиц.

Для этого ему необходимо проработать много лет в одном и том же ведомстве. Пройти все ступени госслужбы: с самой низшей – “провiдний спецiалiст” до завсектором, стать начальником отдела, управления, департамента и т.п.

По логике, должность госсекретаря – это высшая стадия карьеры госслужащего. И тот, кто дойдет до такой высоты, должен быть безупречен, иметь солидный послужной список, соответствующие поощрения, не участвовать никогда ни в каких партиях. Потому что связи, сами понимаете, сохраняются даже тогда, когда человек формально вышел из политической структуры. Только при таких условиях мы получим идеального опытного госсекретаря

По логике, должность госсекретаря – это высшая стадия карьеры госслужащего. И тот, кто дойдет до такой высоты, должен быть безупречен, иметь солидный послужной список, соответствующие поощрения, не участвовать никогда ни в каких партиях. Потому что связи, сами понимаете, сохраняются даже тогда, когда человек формально вышел из политической структуры. Только при таких условиях мы получим идеального опытного госсекретаря.

У нас же на должности госсекретарей рассматривают как карьерных чиновников, так и кандидатов со стороны, с таким же нулевым опытом, как у министра и его свиты. Когда они сойдутся на одной территории и начнут рулить одним ведомством и одним аппаратом, каждый используя свои рычаги и доверенных лиц в коллективе, это будет гремучая смесь амбиций и некомпетентности”, – пессимистично подытожил наш собеседник.

Итак, что имеем в сухом остатке? По состоянию на 20 ноября у нас уже избраны несколько госсекретарей.

Упомянутый выше Андрей Галущак – в Министерство инфраструктуры. В настоящий момент является начальником департамента инвестиционной политики “Укрзализныци”. Видимо, сбежал от польских топ-менеджеров.

Алексей Перевезенцев – в Минэкономразвития. При Кучме работал в администрации – главным консультантом управления внешней политики АП. В 2007 году числился в списке БЮТ на непроходном 202-м месте. Мелькал в наблюдательном совете “Энергобанка”. Сейчас занимает пост директора юридического департамента министерства.

Ростислав Карандеев станет государственным секретарем Министерства культуры. Пардон, от культуры далек, про Карандеева читал, что он является замминистра и руководит аппаратом Минкультуры. Значит, с министром уживется.

Артем Биденко – госсекретарь Министерства информационной политики, занимает должность замминистра и руководителя аппарата. Человек Стеця, я так понимаю. Стець тоже в безопасности.

Алексей Тахтай – госсекретарь МВД. Также является заместителем министра и руководителем аппарата в своем министерстве. Тут решили не шутить и лобовое столкновение не устраивать. Слава Богу!

Максим Немчинов – госсекретарь в Минтопэнерго. Ну, это любопытный персонаж. Не знаю, какой у него стаж госслужбы. Известно, что в 2015 году он был начальником одного из отделов министерства, а сейчас работает в бизнесе – занимает пост директора ООО ПКФ “Алмакс”.

Прочитал в “Зеркале недели”, что “Максим Немчинов сместил на этой должности бывшего госсекретаря Минэнергоугля Дмитрия Лабоженко. Лабоженко состоит в команде негласного куратора угольной отрасли Сергея Трегубенко”. Насалик в интервью признавал, что с Трегубенко у него разное видение отрасли. Но про Лабоженко плохо не высказывался”.

Короче, предчувствую интригу. Запасаюсь попкорном. А впереди еще самые интересные министерства и назначения. Поэтому попкорна беру сразу большое ведро.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам