Фокусник Гройсман-4. Репрофайлинг имени Попандопуло

Чем увереннее падает экономика, тем остроумнее находки правительства по части извлечения денег из воздуха. Или из долгов. Так как внешние долги еще в 2015-м реструктуризированы Наталкой Яресько (Боже, храни Пуэрто-Рико), то нынешнему Кабмину достались долги внутренние – то есть ОВГЗ. Надутый за последние годы пузырек растянули аж до 2047-го. Виртуально высвободившиеся ресурсы пойдут на дороги (асфальтовый завод премьера не должен простаивать). Но так как это фокус, то денег реально нет.

О, это сладкое слово “репрофайлинг”. Как все-таки красиво мы иногда называем отсутствие денег. И способы отсрочки платежей, причем самим себе. 24 мая Кабмин одобрил реструктуризацию ОВГЗ, находящихся в портфеле Нацбанка. Репрофайлингу подверглись ОВГЗ на 221,6 млрд. грн. Всего в Нацбанке, который является крупнейшим кредитором правительства, имеется ОВГЗ на 378 млрд. грн.

Большей частью долг был сформирован при Валерии Гонтаревой, в 2014-15 гг. С конца февраля 2014 года на начало 2016 года (тот период, за который будет проводиться обмен) НБУ увеличил свой портфель государственных ценных бумаг в 2,4 раза – со 160 млрд. грн. до 389 млрд. грн.

Каждый раз, чтобы купить у Минфина его ОВГЗ, Нацбанку приходилось включать печатный станок и “рисовать” деньги. Так возник замкнутый инфляционный круг: эмиссия НБУ ради покупки ОВГЗ стимулировала инфляцию, инфляция обесценивала одолженные правительством с помощью ОВГЗ суммы, приходилось снова печатать и снова вливать в ОВГЗ. И так бегом по замкнутому кругу в стиле “У попа была собака”.

Но выхода другого не было, поскольку, одной рукой печатая гривну, другой Валерия Алексеевна чистила банковский рынок. Нормально почистила – 80 с лишним банкам провела эвтаназию. И у государства возник дополнительный крупный источник расходов – выплата вкладчикам банков-банкротов. Для чего пришлось лихорадочно печатать дополнительную гривну.

Предполагаю, хотя точно не знаю, что в переговорах не обошлось без посредника. Так как эту тему бодро комментирует компания ICU (ранее официально принадлежавшая Гонтаревой, а сейчас подконтрольная ей фактически), думаю, именно ей достался сладкий куш комиссионных, которые при многомиллиардных сделках обычно бывают весомыми

И снова инфляция, снова Кабмину не хватает денег на войну и финансирование дефицита госбюджета. В итоге два года назад – в апреле 2015 года – был официально установлен рекорд роста цен – 61%. Подсобили высокие тарифы на коммуналку. Они хоть и не повлияли на рост цен, но позволили вытянуть из населения все финансовые соки. Пипл стал заметно менее платежеспособным. Бизнес завыл и задемпинговал. Инфляцию задавили простым методом умерщвления любого движения в экономике. Только руда и кукуруза наше все.

Но тут незаметно подкрался 2017 год и принес с собой пиковые выплаты по внутренним долгам. Оказалось, что долгов, по которым надо платить, аж 241 млрд. грн. Обслуживание ОВГЗ – 62 млрд. грн., погашение – 47 млрд. грн. и еще $1,5 млрд. – выплаты и обслуживание по валютным займам. Другими словами, по данным пресс-службы Минфина, в 2017-2020 годах нужно было обеспечить погашение более 50% ОВГЗ, находящихся в собственности НБУ. А где взять деньги? В ответ напрашивается нецензурная рифма. Но там, с чем рифмуется, тоже нет.

Так что безденежное правительство село за стол переговоров с денежным Нацбанком и стало договариваться, как перекладывать виртуальные гроши из одного кармана в другой. Со стороны это выглядит комично – переговорщики из соседних зданий обсуждают с января, как бы им красиво разойтись, чтобы не платить друг другу. Но на практике вопрос скользкий, ибо от него зависит доход Нацбанка.

Нацбанк, как известно, сумму превышения своих доходов над расходами, которую условно можно назвать прибылью, в соответствии с законодательством перечисляет в бюджет. В 2016 году НБУ таким образом отдал Министерству финансов 38,16 млрд. грн. тремя траншами. В 2017-м из-за репрофайлинга Нацбанк будет получать меньше доходов по ОВГЗ, что снизит перечисление его прибыли в бюджет 2018-го. Короче, как ни крутись, все равно денег нет.

Кроме того, предполагаю, хотя точно не знаю, что в переговорах не обошлось без посредника. Так как эту тему бодро комментирует компания ICU (ранее официально принадлежавшая Гонтаревой, а сейчас подконтрольная ей фактически), думаю, именно ей достался сладкий куш комиссионных, которые при многомиллиардных сделках обычно бывают весомыми. А вы говорите – Гонтарева, Мальдивы. Да она эти Мальдивы купить могла бы. Все, какие еще не утонули.

Надо же понимать, кто какую козу доит: у премьера еще с Винницы асфальтовый заводик, и он зарабатывает на дорогах; у главы Нацбанка со времен сотрудничества с антинародным режимом Януковича инвесткомпания – она живет на проценты по ценным бумагам. Приходится искать компромиссы

Но вернемся к нашим барашкам-ОВГЗшкам. Сначала речь шла о замене всех облигаций Минфина, находящихся в НБУ. На финише, в утвержденном Кабмином на прошлой неделе постановлении говорится о реструктуризации лишь части задолженности. Доходность новых бумаг устанавливается на уровне 12-месячной инфляции + 1,5%, по факту это будет 12,85% годовых (намного выше, чем у облигаций, которые выпускаются сейчас). Погашение растягивают равными частями на срок до 30 лет: примерно по 13 млрд. грн. ежегодно до 2047 года.

Но вот незадача: как только отрапортовали о великом достижении в части “уменьшения пиковой нагрузки на госбюджет”, как вышел Нацбанк и заявил: “Не согласная я”. СМИ со ссылкой на зампреда НБУ Олега Чурия сообщили, что Национальный банк заявил о несогласии с условиями реструктуризации гособлигаций. Он хочет исключить норму о возможности пересмотра доходности госбумаг в случае существенного роста инфляции в финальной версии документа.

Опаньки! “Говорили, балакали, сіли та й заплакали”. А Кабмин уже постановление принял и деньги фактически распределил: 15 млрд. грн. пойдут на автодорожные работы. Это, как сказал Владимир Гройсман, в 2,5 раза больше ресурса, чем было в прошлом году.

Надо же понимать, кто какую козу доит: у премьера еще с Винницы асфальтовый заводик, и он зарабатывает на дорогах; у главы Нацбанка со времен сотрудничества с антинародным режимом Януковича инвесткомпания – она живет на проценты по ценным бумагам. Приходится искать компромиссы.

Не случайно же Гонтарева все никак в отставку не уйдет. Ждет процентов от сделки. А то оставишь Нацбанк без присмотра, тот тебе комиссионные и растащат. Все приходится лично контролировать. Что, есть сомнения?

У меня сомнения только насчет дорог. Ну, что они будут. Читал в Realist, что с идеей направить деньги, полученные за счет реструктуризации ОВГЗ, на дороги есть юридическая нескладуха. Как пишет издание, источники финансирования дорожного хозяйства на 2017 год уже определены в бюджете: это казенное финансирование и заимствования «Укравтодором» $1 млрд. от Всемирного банка. Тут вдруг перекидывают сюда виртуальные 15 млрд. грн. Неужели Всемирный банк нам денег на дороги не дал? Ай, редиска какой. Не верит, что ямочный ремонт спасет Украину.

А тем временем вдохновленные репрофайлингом ответственные товарищи из Минфина уже посматривают в сторону банков, преимущественно госбанков, также аккумулировавших бездну ОВГЗ. Но тут может восстать МВФ, которому уже не понравилась пенсионная реформа от Гройсмана.

Дело в том, что в случае такой реструктуризации ОВГЗ в портфелях банков потребуется докапитализация банков. Это дополнительные расходы, не согласованные с МВФ в новом Меморандуме. Так что с еще одной транзакцией в стиле Попандопуло придется подождать…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам