План на осень: большое тарифное «обувание»

Хочу узнать сорт травы, которую предпочитает наша власть. Так себя запутать в трезвом уме, с высшим образованием и толпой гарвардских консультантов – невозможно. Тут нужен мощный допинг. Вдумайтесь в сюжет: населению в 10 раз подняли тарифы и выдали субсидии; субсидий на всех не хватает. Что делать? Решили продать облэнерго и заработать. Но чтобы их продать, надо снова поднять тарифы, народ их оплатить не в состоянии. Значит, надо увеличивать расходы на субсидии. А откуда взять деньги?

Итак, попробуем разобрать весь этот бред по порядку. В бюджете 2017 года на выплату субсидий было заложено 47 млрд. грн. Однако этой суммы не хватило даже на 5 месяцев. Поэтому Кабмин сварганил изменения в бюджет, где дорисовал какие-то сверхплановые доходы, и на 1 августа 2017 года финансирование субсидий увеличили на 14 млрд. грн – до 61,1 млрд. грн. Хотя фактически эти средства были исчерпаны еще за 2 месяца до внесения корректировок в госбюджет.

По мнению экспертов, на субсидии в отопительном сезоне этого года и до конца будущего года необходимо еще не менее 120 млрд. грн. Взять-то их где? Негде: денег нет и неизвестно.

Какие могут быть выходы из этого безвыходного тупика? Можно попробовать субсидии не платить. Попробовали – летом, пока не было счетов за отопление, под предлогом хакерской атаки «вируса Пети», субсидии не выдали. Эксперимент «удался»: на 1 августа 2017 года долг населения перед коммунальщикам достиг 29,2 млрд. грн.

Попытались запугать население тем, что при задолженности за коммуналку от двух месяцев могут забрать или не продлить субсидию на следующий сезон. Получили необъятный ворох жалоб, толпы неимущих, обивающих пороги соответствующих учреждений. Но с оплатой долгов не продвинулись. Не подействовало.

Решили вручную отсечь недобросовестных получателей. Назвали это дело верификацией субсидий. Объявили, что с 2018 года создадут электронный реестр, где по каждому получателю субсидий будет полное досье: и депозиты, и выписки со счетов в банке, свидетельствующие о расходах и доходах, и выезды за границу. В прошлом году был издан указ, что по запросу из Минфина банк должен показать счета конкретной семьи. Вдобавок к этому социальные инспекторы, наконец, начнут массово ходить по квартирам. И тогда, надеется власть, получателей субсидий останется вдвое меньше.

Дело, на первый взгляд, выгодное. От продажи всех облэнерго мы мечтаем получить около $300 млн., но есть один нюанс. Тот же Белоус в октябре 2016-го подчеркивал, что приватизация госпакетов акций облэнерго возможна только после утверждения Нацкомиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) так называемого «стимулирующего тарифообразования» на рынке электроэнергии

Ну, что тут скажешь? Как говорят в народе – «чем бы дитя не тешилось, абы не руками». Можно еще коллекторов подключить – для разнообразия острых ощущений. Но, знаете ли, в прошлом году тоже уверяли, что верификация даст экономию в 5 млрд. грн. Минфин проверил 12 млн. пенсионеров: подтвержденные нарушения обнаружили только у 59 человек. Подозреваю, что с электронным реестром показатели будут не намного выше.

Что делать в такой ситуации? Классика алкогольного жанра: вынести что-то из дома и продать недорого. В масштабах государства это называется приватизацией. Вот мы и вернулись к проекту, который раскручивал Игорь Белоус (вовремя «катапультировавшийся» с должности главы ФГИ) – продаже госпакета акций в восьми энергетических компаниях.

24 июля Фонд государственного имущества объявил о начале проведения аукционов по реализации казенных 25% акций в «Одессаоблэнерго», «Донецкоблэнерго», «Донбассэнерго», «Сумыоблэнерго», «Днепроэнерго», «Днепрооблэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго».

Дело, на первый взгляд, выгодное. От продажи всех облэнерго мы мечтаем получить около $300 млн., но есть один нюанс. Тот же Белоус в октябре 2016-го подчеркивал, что приватизация госпакетов акций облэнерго возможна только после утверждения Национальной комиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) так называемого «стимулирующего тарифообразования» на рынке электроэнергии.

Что это за волшебное словосочетание – «стимулирующее тарифообразование»? Согласно методике, утвержденной 10 декабря 2015 года Кабинетом Министров, чтобы заинтересовать инвесторов покупать облэнерго в бедной стране, где значительная часть населения сидит на игле субсидий, им предлагают получать определенный процент от стоимости выкупленных инвестором активов. Для этого нужно, чтобы их стоимость росла, а это возможно только в случае увеличение выручки облэнерго.

Вопрос на засыпку: как в Украине увеличить выручку поставщика коммунальных услуг? Правильно, поднять тариф. Грубо говоря, очередной повод обуть потребителей электроэнергии, которыми являются как граждане, так и реальный сектор.

Так что с электроэнергией, как вы, наверное, догадались, все предсказуемо. Газ и отопление тоже подорожают. Потому что газ у нас европейский, а уголь теперь будет пенсильванский.

При всем уважении к избирателям Дональда Трампа – шахтерам Пенсильвании – возникает ощущение, что $113/тонна за первую партию – это нам слегка не по карману. Конечно, чего не сделаешь ради того, чтобы не покупать уголь у ОРДЛО и российского агрессора, но, как известно, бедному жениться — ночь короткая.

Открою тайну: и абонплата за газ, и снижение нормативов в рамках субсидий, и повышение цен вместе с отменой госрегулирования – это все шаги, направленные на привлечение европейских компаний, перепродающих Украине российский газ с наценкой, на внутренний рынок

Причем, 700 тыс. тонн угля вроде бы как уже закупили, а что делать в случае, если между ценой американского угля и ценой угля, заложенного сейчас в тарифы, возникнет разница (а это неизбежно), не решили. И даже обывателю ясно, что вопрос сам по себе не «рассосется», а выльется в повышение цены, замаскированное под что угодно.

Например, урежут норматив на отопление, который покрывается субсидией. Если раньше на один квадратный метр давали 5,5 кубометров газа, в следующем отопительном сезоне – это уже 5 кубометров. А как только уголь из ЮАР в порту «Южный» разгрузим и перейдем на еще более дорогой американский уголь, так сразу надо готовиться к субсидиям за 4 кубометра. И прочим сюрпризам.

Теперь насчет газа. На прошлой неделе Нацкомиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) уже собиралась для введения абонентской платы за газ, но тогда в помещение ворвались какие-то активисты и запустили в членов комиссии обувью. Ботинок сработал – члены прервали заседании и абонплату за газ не ввели.

Но хулиганить каждый раз не получится, поэтому рано или поздно украинцев заставят платить за обслуживание газовых труб, даже если они газом не пользуются. В дополнение к этому осенью правительство откажется от регулирования тарифов на газ.

Говорят, что информация об этом исходит от депутатов из «Самопомичи». На самом деле они просто вовремя вспомнили о постановлении Кабмина от 22 марта 2017 года, которым Минэнергоуглю до 1 июля было предписано сформулировать новую (!) цену газа для населения и предприятий теплоснабжения, которая должна действовать в течение всего следующего отопительного сезона с 1 октября 2017 года. Новая цена пока не обнародована, но в соцсетях говорят, что повышение цены на газ составит от 17% от 25%.

Открою тайну: и абонплата за газ, и снижение нормативов в рамках субсидий, и повышение цен вместе с отменой госрегулирования – это все шаги, направленные на привлечение европейских компаний, перепродающих Украине российский газ с наценкой, на внутренний рынок.

Не уверен, что «Нефтегаз», являющийся монополистом в сфере поставки природного газа потребителям Украины, мечтает заполучить конкурентов в лице французский ENGIE (уже получила от НКРЭКУ лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности на внутреннем рынке) или швейцарской компании Petroforce. У него и так доходов с гулькин нос, а будет еще меньше.

Но знающие люди говорят, что наши великодушные европейские партнеры поставили жесткое условие: хотите и дальше получать российский газ под видом европейского, пустите нас на внутренний рынок газоснабжения.

Мы им говорим, что, мол, всегда рады, но рынок непривлекательный – одни субсидии. На что европейские друзья отвечают: сделайте его для нас привлекательным, субсидии оставьте себе. Ну, видимо, так мы и сделаем. Что там еще остается в условиях общей бредовости госполитики?..

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам