Надо заметить, произведения Баяна Ширянова уже вызывали недовольство властей. Минпечати РФ вынесло издательству «Ad Marginem», опубликовавшему роман «Низший пилотаж», предупреждение за порнографию и пропаганду наркотиков.
Кажется, настало время рассказать о тех, кто пытается баламутить российскую изящную словесность (назовем этот процесс так – аляповатая вычурность, похоже, нынче популярна). Есть в России такие себе «Идущие вместе» – Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи (ООО СВМ). Открывшиеся «антиидущенские» сайты называют ООО сборищем дегенератов, дебилов и моральных уродов. Пожалуй, с таким утверждением мы не согласимся. «Идущие вместе» – по крайней мере, публичная их часть – не дебилы, это уж точно. Среди них есть начитанные и эрудированные персонажи (заметьте, я не употребляю определения вроде «интеллектуалы» и «образованные люди»).
Так вот, «Идущие вместе» собираются воспитывать молодежь, основываясь на целом ряде отправных точек, поименованных в так называемом «Моральном кодексе». Приведем только некоторые из них, остальные заинтересовавшиеся, надо полагать, без особого труда додумают сами.
Начинать ООО намеревается с живой истории. Означает это вот что. Необходимо наглядно познакомить членов организации с подлинной историей России, показав, таким образом, историю как реальную жизнь давно ушедших поколений. В рамках этого проекта предполагается посещение городов, монастырей, усадеб, сел и деревень, связанных с ключевыми моментами российской истории. Помимо прочего, «ходоки» намерены посетить Киев для изучения истории России X-XVII веков (? – Ред.).
Патриотический блок подразумевает постоянное напоминание о подвиге наших людей в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, необходимо дать возможность реально понять и почувствовать, что такое война на самом деле (вот он патриотизм!).
Дальше – интересней. Нужно, оказывается, дать члену организации возможность познакомиться с настоящим литературным живым и богатым языком, показать иную систему человеческих отношений, построенных на духовных и эстетических ценностях, дать жизненный идеал, к которому следует стремиться. Список необходимых для этого книг прилагается. В нем встретились Незнайка (на Луне который) и Степной Волк. Непостижимым для нас образом в список проник Павич. Достаточно в его произведениях показалось целомудрия, надо думать…
О своем неверии в дебилизм «Идущих» я сказал не случайно. Присутствует у них понимание того, что понятие «культура» – в том значении, которое вложил в это слово конец ХХ века – идет отдельно от «Идущих вместе». Здесь было бы уместным цитирование заместителя руководителя организации Якеменко. Итак.
«А кроме того, я подчеркиваю еще раз… мы не стремимся запретить Сорокина. Маргиналам тоже надо чем-то утешаться и мы не можем их так бесчеловечно обездолить. Мы стремимся только к одному – вытеснить Сорокина из ниши (в которую его упорно всовывают СМИ и его друзья, в частности, Ерофеев) «великого», «последнего русского классика» и т.д., в нишу «великого», «последнего русского»… литературного маргинала, пишущего специально для тех, кто изнывает от недостатка порнографии, копрофагии и извращений в нашей литературе … Мы за то, чтобы он в изобилии продавался, чтобы его покупали, стоя с рассвета в очередях и записывая номера на спине … в специальных магазинах с закрытыми окнами и вывеской на входе «только для взрослых», запечатанным в пластик и с надписью «не рекомендуется с такого-то возраста» (правописание авторское. – Ред.).
Совершенно не понятно, причем тут Сорокин (а с ним и Баян Ширянов или Пелевин, которых «Идущие» тоже страх как не любят)? Мы совершенно согласны с тем, что Сорокина и Пелевина ставить в один ряд с Пушкиным и Чеховым совершенно не следует. В самом деле, Сорокина надобно продавать «только взрослым» и «не рекомендовать» недорослям. Так вокруг чего же поднялся этот непотребный гвалт? Совершенно неясно.
В обязательном списке положенного для «совместного ходока» чтива не был замечен Милан Кундера. Возможно, потому что он так много писал о киче? А ведь Кундера прав – кич отвратителен, при благоприятном стечении обстоятельств он может родить цинизм… Безусловно, необходимо дать человеку «возможность познакомиться с настоящим литературным живым и богатым языком». Но, согласитесь, нет ничего более нелепого, чем воплощение нелепой однобокости лозунг вроде «Пушкин – наше все». «Идущие вместе» напоминают недалекого подростка, укравшего в лавке книгу Сорокина и тайком от родителей прочитавшего ее в, пардон, туалете.
Дальше – как в детском саду: ты «идешь вместе» с нами, или мы называем тебя… этим… копрофагом!