Перезагрузка постпреда

Президент Украины заполнил вакантное место своего постоянного представителя в Крыму, назначив бывшего Севастопольского градоначальника Леонида Жунько. Ранее эту должность занимали милицейские генералы – сначала Геннадий Москаль, а затем Владимир Хоменко. Назначение Жунько означает, что президенту больше не нужен постпред в АРК с твердой рукой. Его устраивает хлебосольный и приветливый хозяин…

Леонид Жунько – не коренной крымчанин. Он родился 09.06.1951 г. в селе Червоное Поле Луганской области. В 1972 году окончил Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства, после чего попал по распределению в Крым. Работал инженером ремонтной мастерской совхоза «Золотая балка» под Севастополем. Затем – председателем Балаклавского райисполкома; зампредом городской государственной администрации Севастополя; директором предприятия «Севгортранс». В 1998-м перешел на работу в ГНАУ, возглавлял налоговую инспекцию Нахимовского района, а уже через год занял пост главы горадминистрации.

Этому способствовала, как сказали бы официальные биографы, активная общественная позиция нашего героя. Учуяв нюхом опытного бюрократа конъюнктуру политического момента, Жунько успел вовремя возглавить организацию «Злагода», патронируемую тогдашним премьер-министром Валерием Пустовойтенко.

Вообще, надо заметить, что сильной стороной Жунько как высокопоставленного чиновника является умение быть на короткой ноге с властью. Скажем, в марте 2006 года он баллотировался на парламентских выборах по списку Народного блока Литвина, в то время, когда Владимир Литвин был спикером Верховной Рады.

В последние годы Леонид Михайлович разумно пристроился директором филиала Академии банковского дела в Крыму, что позволяло ему медленно, но уверенно подползать к бывшему банкиру №1 Виктору Ющенко. Говорят, довольно скоро он достиг цели и пленил главу государства тем же набором хлебосольных качеств, каким некогда завоевал расположение Леонида Кучмы.

Тут надо заметить, что Ющенко-президент успешно перебирает кадры Кучмы-президента. Ехануров, Безсмертный, Балога, Шлапак, Перехода, Богуцкий, Чалый, Богатырева, Огрызко – список можно продолжать. Все они в свое время были министрами, губернаторами или сотрудниками Администрации Леонида Даниловича. Каждого из них он выбирал сам, проводил собеседование, тщательно контролировал, некоторых – предавал «анафеме». Но в любом случае, они прошли школу именно кучминского госуправления. А это не те университеты, которые можно забыть.

Если вдуматься, то никакого парадокса тут нет. И дело даже не в короткой скамейке запасных. Кто, как не Кучма, взрастил Ющенко, подняв с председателя НБУ до премьер-министра? Кому Виктор Андреевич клялся в верности, называл родным отцом и оказывал все те знаки особого уважения, которые характеризовали взаимоотношения президента с чиновниками до политической реформы.

Будучи сначала председателем НБУ, а потом и премьером, Ющенко неоднократно ездил в Крым поздравлять Леонида Даниловича с Днем рождения. Именно на организации торжеств в свое время «поднялся» мало кому известный севастопольский мэр. Леонид Жунько умел так участливо принять столичных гостей в Севастопольском аэропорту Бильбек, разместить, накормить, приютить в своем (точнее, администрации) имении под Севастополем, что очень быстро стал фаворитом многих министров. Жаловали его лично Кучма и Литвин, что объясняет, каким образом Леонид Михайлович оказался в списке последнего на парламентских выборах 1996 года.

Злые языки утверждают, что Жунько, имеющий интерес в очень разных сферах бизнеса, кое-где пересекся и с Арсением Яценюком, которого как минимум 50 довольно крупных крымских компаний считают своей «крышей» в Киеве. Пересечение оказалось удачным и взаимовыгодным. Возможно, поэтому накануне издания указа о назначении Жунько в Крым срочно на несколько часов слетал Арсений Петрович. После чего вернулся в Киев. Эта информация не афишировалась, но крымские источники говорят, что целью визита была беседа с Жунько.

Еще одна причина, по которой перст президента указал на бывшего севастопольского голову, связана с изменением политической ситуации в Крыму. Психология полуостровной элиты была, есть и еще долго будет вассальной. Крымские олигархи и чиновники, сохраняя пророссийскую идеологическую ориентацию, традиционно «присягают» сильнейшему. Долгое время это был Кучма, и Крым стоял за него горой. Потом некоторое время в умах местного истеблишмента царила сумятица, которой попеременно пользовались враждующие политические силы. То Червоненко, то Пригодский устанавливали свой патернализм над отдельными частями полуострова, деловую жизнь которого монопольно контролировал крымский депутат Александр Мельник.

Считалось, что Мельник полностью подчинил себе спикера Верховного Совета Автономной республики Крым Анатолия Гриценко. Перед которым, в свою очередь, «на задних лапках» стоит премьер Виктор Плакида. Но так было до недавнего времени, пока Секретариат не начал операцию «Вторжение». Виктор Балога методично, кнутом и пряником воздействуя на Гриценко, сумел добиться его временной лояльности к себе. Мельник без лишнего шума отодвинулся в тень (тоже на время). И Секретариат отпраздновал грандиозный успех операции, как они решили, полного покорения Крыма, нарисовав себе радужные картины олигархического отдыха на полуострове и освоения раздерибаненных земель.

Однако опытные люди предсказывают, что лояльность Гриценко недолговременна. Более того, это может быть ход по сговору с Партией регионов с тем, чтобы избежать кадровых ротаций в руководстве АРК. В любом случае, на Банковой решили, что сильная генеральская рука на должности постпреда им не нужна. Владимира Хоменко перевели в Киев на должность заместителя по хозяйственной части министра внутренних дел. Теперь в его подчинении огромный хозяйственный комплекс МВД, с его санаториями, гаражами, тендерами и портянками.

На место Хоменко определен Жунько, способный обеспечить высокому начальству отдых и комфорт на новой территории. Впрочем, патернализм Балоги не является величиной постоянной. А отработанное годами политическое обоняние заставляет принюхиваться к ситуации и вовремя на нее реагировать. Из компетентного источника, близкого к новому постпреду, стало известно, что первый вопрос, который он задал одному столичному гостю за ресторанным столом вскоре после назначения, звучал так: «И когда ждать выборов? А какие шансы у Юли?». Балога, к счастью, этого не слышал…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам