На передовых рубежах

В октябре прошлого года не состоялось заседание подкомиссии по Черноморскому флоту РФ, работающей в составе украинско-российской Межгосударственной комиссии. Глава МИД Украины Владимир Огрызко, тем не менее, заявил, что принятие решений по вопросам, касающимся базирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, необходимо активизировать. По его мнению, заседание подкомиссии ориентировочно состоится после 15 января 2008 года. И у «оранжевых» министров иностранных дел Украины всегда так: как только нужно продемонстрировать активность, они нападают на ЧФ России в Крыму. Это им кажется бесспорным проявлением патриотизма.
Огрызко так и сказал: «Мы уже подошли к той черте, когда нам нужно принимать решение… Особенно в том, что касается вопросов инвентаризации объектов, мы подошли к полному пониманию вопросов юрисдикции, то есть определения прав и обязанностей военнослужащих, которые временно находятся на территории Украины». Посол РФ в Украине Виктор Черномырдин тоже считает, что вопросы Черноморского флота РФ должны решаться на уровне Межгосударственной комиссии и правительств Украины и России, но ни в коем случае не на уровне внутренних судов Украины, которые пытаются устанавливать собственность тех или иных флотских объектов. Черномырдин отметил, что, когда в 1997 году подписывался большой договор между Украиной и Россией, до конца еще никто не мог осознать, какие конкретные вопросы будут возникать. И, конечно же, проблемы существуют, но этим занимается Межгосударственная комиссия. «А нужны ли суды, тем более внутренние?

Ну завтра и российский суд что-нибудь придумает», — довольно ехидно заметил посол страны, возможности которой достойно подгадить Украине сегодня, увы, не обсуждаются…

Ну а то, что Россия не откажется просто так от своего активного присутствия на Черном море, можно было понять из тех задач, которые поставил перед новым командующим Черноморским флотом — вице-адмиралом Александром Клецковым — уже экс-главнокомандующий ВМФ России Владимир Масорин. Ему в прошлом году, 24 августа, стукнуло 60 лет, и на его место пришел адмирал Владимир Высоцкий, который до этого командовал Северным флотом. То есть новый главком понимает задачи, так сказать, «регионального» флота.

Сам же Масорин до высокого назначения и ухода в отставку вообще командовал ЧФ в Крыму. И потому задачи, «нарезанные» Масориным перед Клецковым, украинской стороне обязательно нужно (как минимум) знать и (как максимум) учитывать при переговорах о флоте. Они, эти задачи ЧФ, во многом отражают не только региональные, но и геополитические претензии России в изменяющемся мире. А значит, во многом будут определять позицию РФ и ее твердость при переговорах и на другие темы украинско-российских отношений. Кроме того, они показывают, что в выполнении этих задач Россия зависит от Украины, а не только, как всегда, Украина от России.

Короче, вот выжимки из речи Масорина при назначении Клецкова летом 2007 года: «Первое, на чем хотелось бы акцентировать внимание, — это особое геостратегическое положение Черноморского флота в системе обеспечения национальной безопасности России и его роль в обеспечении международной безопасности. ЧФ — это форпост России на юго-западном стратегическом направлении, чья операционная зона влияния распространяется на Черноморскую и Средиземноморскую морские зоны вплоть до Атлантического океана и находится на стыке Европы, Азии и Африки. Именно в операционной зоне Черноморского флота и на прилегающих к ней континентальных районах формируются как взаимные межгосударственные интересы, так и противоречия в различных сферах геополитики. И поэтому вся операционная зона флота обоснованно может быть названа зоной стратегических интересов России.

ЧФ находится в первом эшелоне группировки российских вооруженных сил на данном стратегическом направлении. Это реальная сила, способная внести заданный вклад в отражение и, главное, предотвращение агрессии против России. Особенностью данной силы является то, что она вынесена на передовые рубежи, на удаление от защищаемой территории и может быть эффективно применена в любой период для обеспечения государственных интересов, не дожидаясь прихода агрессора на нашу территорию.

Вместе с тем, кроме выполнения собственно военных задач, сегодня особенно возрастает роль Черноморского флота в обеспечении благоприятной обстановки для эффективной экономической деятельности России в данном регионе. ЧФ должен обеспечить безопасность судоходства в своей операционной зоне. Торговые моряки на судах под российским флагом должны ощущать себя уверенно и под надежной защитой. Важные задачи предстоит решать флоту и по обеспечению безопасной транспортировки морем углеводородного сырья, другой морехозяйственной деятельности.

Особое внимание следует уделить эффективному выполнению задач передового присутствия сил флота в оперативно важных районах Мирового океана для реализации приоритетов внешней политики России.

Для ЧФ таким оперативно важным районом является, в первую очередь, Средиземное море. Полагаю, что с задействованием сил Северного и Балтийского флотов в Средиземноморье должно быть восстановлено постоянное присутствие Военно-морского флота России.

Значительный путь в направлении этой цели пройден. Мы уже перешли от эпизодического к долговременному присутствию наших сил в этой зоне. Сегодня наши корабли здесь не редкие гости, как в 90-е годы. За год для длительного выполнения задач в Средиземное море выходят несколько кораблей разных флотов. Но предстоит сделать большее. Повторюсь: цель — постоянное присутствие Военно-морского флота России в Средиземном море.

Возрастает также и геополитическая значимость Черного моря. Раньше оно было практически под полным контролем стран Варшавского договора. Сегодня ситуация принципиально изменилась. Болгария и Румыния теперь — члены НАТО, и на их территории не исключается развертывание военно-морских баз других членов этого союза.

Изменилась региональная значимость Турции. В число самостоятельных причерноморских государств вошли Украина и Грузия. На побережье Черного моря сохраняются очаги конфликтов, в которых стороны демонстрируют готовность решать территориальные и политические противоречия посредством военной силы. Все это требует от командования ЧФ наличия дипломатических качеств и умелого их использования при налаживании конструктивного взаимодействия с флотами всех причерноморских государств.

При этом особое внимание все же следует уделять сотрудничеству с военно-морскими силами Украины и Турции. Украина — это наш ближайший сосед, и на ее территории, собственно, и базируются силы ЧФ России. Турция — серьезный региональный лидер. Взаимоотношения Черноморского флота России и ВМС Украины должны быть построены на принципе неукоснительного исполнения базовых соглашений. Без их пересмотра — только поступательное развитие в тех областях, которые не раскрыты в ранее принятых межправительственных документах (ротация вооружения, другие вопросы), но затрагивают интересы обеих сторон.

Новый импульс должно получить укрепление взаимодействия ЧФ и ВМС Украины. Полагаю, что мы могли бы успешно взаимодействовать при боевой подготовке, на учениях и в международных операциях. Почему бы не подумать о скоординированном на уровне России и Украины участии в операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия»? Можно и нужно вместе решать и другие вопросы. Ведь вместе мы базируемся на одной территории.

С ВМС Турции мы вместе не базируемся, но взаимодействие налажено, пожалуй, как ни с каким другим флотом в мире. Проводятся регулярные совместные учения. По поручению президента России корабли ЧФ приступили к участию в операции «Черноморская гармония». Турецкий офицер связи на постоянной основе находится в Новороссийске, наш — в Турции. Это сотрудничество необходимо продолжать и совершенствовать. Также как и военно-морское сотрудничество с другими причерноморскими государствами. Для этого существует неоднократно проверенный механизм активации Черноморской военно-морской группировки оперативного взаимодействия («Блэксифор»).

Помимо организации эффективного применения сил и войск ЧФ его командование должно особое внимание уделять повседневной жизни флота, решению социальных вопросов. Военнослужащие ЧФ и члены их семей должны чувствовать себя одинаково социально защищенными как в Крыму, так и в местах базирования флота на территории России. Необходимо продолжить активное взаимодействие с российскими регионами, оказывающими неоценимую шефскую помощь флоту.

У Черноморского флота России есть задачи и на отдаленное будущее. Первоочередная из них — реализация Федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005—2020 годов». Однако хочу подчеркнуть: реализация данной программы — это не подготовка ЧФ к уходу из Севастополя. Но любой флот, в том числе и Черноморский, обязательно должен иметь всю необходимую инфраструктуру для базирования на собственной территории. Это аксиома, без которой нет развития флота.

В июле этого года в Новороссийске были приняты важные решения. Министр обороны России Сергей Иванов на заседании Морской коллегии поддержал наше предложение о том, что развитие системы базирования ЧФ в Краснодарском крае должно вестись с обязательным учетом потребностей в развитии социальной инфраструктуры, обеспечивающей самые насущные потребности как военных моряков, так и гражданского населения вблизи военных объектов. Также очевидно, что средства, необходимые на эти цели, будут добавлены к программе.

По мере строительства военно-морской базы в Новороссийске мы планируем начать пополнение флота новыми боевыми кораблями. Уже в этом году в состав Черноморского флота войдут новейший морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», скоростной десантный катер на воздушной каверне «Серна», современный катер связи типа «Буревестник».

Как только в Новороссийске будут построены необходимые для безопасного базирования гидротехнические сооружения, в состав флота поступит четвертый корвет проекта 20380 (он уже заложен на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге) и дизельная подводная лодка. Это будет либо новая серийная подводная лодка проекта 677, либо прошедшая ремонт и модернизацию подводная лодка проекта 877 Северного флота.

В дальнейшем боевой состав флота будет обновляться фрегатами, дизельными подводными лодками, десантными кораблями проекта, базовыми тральщиками и другими кораблями и судами.

Отдельно хочу акцентировать внимание командования флота на том, что в 2014 году в Сочи будет проводиться Зимняя Олимпиада. Флот должен гарантированно обеспечить безопасность этого мероприятия с моря. Необходимо уже сейчас начинать думать об этом.

И еще несколько слов о еще более отдаленном будущем ЧФ. Уже известно, что в России в настоящее время рассматривается вопрос о развертывании строительства нового российского авианесущего крейсера, иными словами авианосца. Черноморскому флоту принадлежит особое место в создании и функционировании этого корабля. Можно сказать, что это место даже ключевое — нигде в России не существует таких благоприятных условий для подготовки летчиков палубной авиации, как на Черном море.

Именно поэтому в свое время в Саках был создан известный вам учебно-тренировочный комплекс НИТКА. Сегодня он во многом устарел, и принято решение о строительстве нового комплекса подготовки палубных летчиков на территории России. В ближайшее время работы будут развернуты в Ейске. И это даже символично, ведь именно в Ейске находилось училище морской авиации. Не исключено временное базирование существующего и перспективного авианесущего крейсера на ЧФ, в Новороссийске.

Итак, уже ясно, что задач перед ЧФ стоит много. И в ближайшей, и в более отдаленной перспективе. И все они выполнимы. Для блага России и для стабильности на Черном море».

Вот, собственно, и все. Согласитесь, есть над чем подумать…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам