Химическая демократия

Одним из самых ярких событий под конец года стала акция протеста жителей винницкого села Демовка, прозванная «химическим бунтом». Все, кто мог ходить, вышли на дорогу, чтобы не пустить машину, груженную ядохимикатами, и стояли там до победного конца. Люди учатся бороться за свои права и интересы, и, если ловят кураж, то чаще всего борьба оканчивается успехом. Угнетает одно: так же часто в своих бедах люди виноваты сами, а, победив, не верят, что все закончилось. Слишком часто их обманывали, чтобы верить. Но в случае с Демовкой есть основания полагать, что верить надо. Как и бороться…
Краткая история событий такова. На горе над селом находятся руины воинской части, некогда принадлежавшей РВСН, 43-й Ракетной армии, грозившей заокеанскому супостату ядерным кулаком. Заброшенные и полуразрушенные ангары тягачей, которые обжили совы, полузаросшая бетонка, могучие ели, некогда высаженные вдоль дорожки, ведущей к штабу. Когда-то по ней ходили офицеры в блестящих сапогах и пионерские экскурсии, а ныне бродят только собиратели металлолома. Чуть в стороне – огромный, раскуроченный резервуар для солярки, остатки которой лениво вытекают на землю, радуя глаз пленкой всех цветов радуги. На месте международных террористов, вынашивающих планы по уничтожению демократии во всем мире, я бы устроил разбойное гнездо именно здесь.

Однако подходящих террористов не нашлось, и в 2002 году, решением профильной комиссии Чечельницкой райгосадминистрации, здесь был устроен могильник для ядохимикатов, оставшихся от умерших колхозов. В чем-то это была дань традиции. По словам заместителя винницкого губернатора Василия Жердицкого, подобная операция была провернута еще в 1989 году, когда в область были свезены ядохимикаты из девяти областей. И что теперь делать с этим могильником, не могут решить ни МЧС, ни правительство, ни президент. Но по поводу старых ракетных ангаров, как утверждают чиновники, была необходимость. Если не туда – значит, никуда, и лежали бы мешки с разной дрянью под прохудившимися навесами и распространяли заразу во многих местах. А так – только в одном.

В пользу данного решения был и тот факт, что Демовка, которая была ближе всех к точке сброса, первой привезла 55 тонн ядохимикатов. За ней потянулись все остальные. Так говорят руководители. Правда, к этой истории селяне просят добавлять, что взамен им обещали газификацию. Но через пять лет, когда люди начали умирать от онкологических заболеваний всех видов, поняли, что газ этого никак не компенсирует. По другой старинной традиции все было сделано кое-как. Помещения, куда складывались мешки и бочки, оказалось негерметичными, двери нараспашку. К тому же вокруг шустрили упомянутые сборщики металлолома, проникающие и в закрытые помещения. А многие машины до ангаров не доезжали. Плохая дорога, в дождь раскисает. Опять же мурыжиться с отравой лишний раз неохота. Поэтому ее сбрасывали прямо в овраги. Оттуда химия проникала в подземные воды и далее в демовские колодцы.

Были и отстающие. По оперативным данным – колхоз Червона Гребля сделать все вовремя не успел. Дела в остатках их собственного склада стали совсем плохи, надо было что-то делать. Заместитель главы райгосдминистрации в отсутствие начальства решил помочь и принял волевое, ни с кем не согласованное решение, – в Демовку. В ответ демовчане дружно перегородили дорогу своими телами, выдвинув ультиматум: не уйдем отсюда, пока все не заберете. Через сутки о «стоянии под Демовкой» рассказали все ведущие телеканалы страны. Люди охотно рассказывали, как дети падают в обморок на уроках, как в селе умирают совсем молодые люди и как вода из колодца имеет неприятный вкус. Еще через двое суток было подано представление на увольнение районных чиновников, а сессия областного совета выделила 350 тысяч гривен на утилизацию малой толики ядохимикатов. И завод профильный отыскался – в Шостке.

Однако селяне с дороги не ушли и машину не отпустили, вызвав раздражение у руководства области. Несмотря на то, что им пообещали провести водопровод, произвести медицинское обследование всего села, поскольку прямо сейчас денег на утилизацию 250 тонн химии нет, они собирались стоять насмерть. Пока не вывезут все и немедленно. Почему-то это звучало очень убедительно.

В итоге компромисс был найден. Люди разошлись по домам, машина поехала в Шостку. Но, как рассказали нам демовские активисты, «настроения делятся 50 на 50». Проще говоря, половина не верит в то, что обещанное будет выполнено. Хотя, по информации пресс-службы Винницкой облгосадминистрации, губернатором Домбровским подписано распоряжение вывезти из Демовки все яды постепенно, в течение трех лет. «Я не хочу пачкать свое имя, мне на пенсию скоро», – эмоционально и горячо кричал в трубку Василий Жердицкий, которому пришлось разруливать «химический бунт». И мы склоняемся к тому, что все закончится хорошо.

Во-первых, потому, что винницкое областное руководство, в отличие от многих своих коллег, производит впечатление порядочных и неглупых людей. А во-вторых, потому, что демовчане поняли, что могут быть услышаны. И если их обманут, то следующие репортажи центральные телеканалы будут снимать на перекрытой трассе Одесса–Киев. Это, знаете ли, и есть настоящая демократия в действии – без партий, дорогих костюмов и постоянного вранья с телеэкрана. Демократия, касающаяся каждодневной жизни тех, кого президент неуважительно называет «маленькими украинцами». Демовка, когда-то дружно стоявшая за «помаранчевых» вождей и потом сполна отхлебнувшая реформ Тимошенко, уже это поняла.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам