Шестой в шестом

Итак, Верховная Рада Украины шестого созыва имеет своего председателя, в просторечье — спикера. Им стал 33-летний фактически действующий министр иностранных дел страны Арсений Яценюк. Уже это министерское настоящее спикера, равно как и его «юный» возраст, — что-то новенькое в коллективном портрете главы украинского парламентаризма. До Яценюка в Украине пять парламентов возглавляли пять человек, но двое из них делали это по два раза. Это Иван Плющ (1991—1994 и 2000—2002) и Александр Мороз (1994—1998 и 2006—2007).
Все остальные спикеры — Леонид Кравчук (1990-й — до 1 декабря 1991 года), Александр Ткаченко (1998—2000) и Владимир Литвин (2002—2006) — были людьми уважаемыми, как говорится, пожившими и баланду высшего света похлебавшими вдоволь. До избрания первого президента Украины 1 декабря 1991 года спикер Рады вообще был «главным на деревне». Кравчук (а это был он) отлично с такой ролью справлялся. Он, как известно, не только привел страну к независимости, но и стал ее первым президентом, на этом посту приложив заметные усилия по демонтажу «нашей бывшей родины — СССР». Советский Союз, кстати, развалили три спикера своих парламентов: два бывших, ставших президентами Украины и России, — Леонид Кравчук и Борис Ельцин, и на то время глава парламента Беларуси Станислав Шушкевич.

Согласитесь, возможность оставить след в истории пьянит. И потому все остальные украинские спикеры либо претендовали на президентский пост (Мороз и Ткаченко — по нескольку раз), либо (Литвин) собираются это сделать. Все они были либо «порождением» Рады (выдвиженцами из депутатского корпуса определенного партийного окраса — Мороз и Ткаченко, или формально беспартийными — Плющ оба раза), либо, как Литвин с поста главы администрации президента, привносились туда с определенной целью — «приручения» парламента главой государства. Но все они, так или иначе, становились символами парламентского сопротивления президентским устремлениям к самовластию. А Ткаченко даже подарил стране самое заметное определение места, роли и значения спикера Рады в системе украинской власти. Отвечая на вопрос, кто он в государстве, Александр Николаевич произнес: «Я не первый, но и не второй».

Это, в принципе, соответствовало двойственной по характеру природе власти в Украине. С 1991-го по 1996 год страна была парламентско-президентской. После принятия 28 июня 1996 года новой Конституции и до 8 декабря 2004-го укреплялась как президентско-парламентская республика. С началом конституционной (политической) реформы и избранием нового Президента Виктора Ющенко в декабре 2004-го и до апреля 2007 года мучительно пыталась стать опять парламентско-президентской. После досрочных парламентских выборов 30 сентября 2007 года перед Радой, а значит, и перед ее спикером Яценюком опять поставлена задача — вернуть полновесные полномочия Президенту Ющенко.

После того, как Рада VI созыва начала свою работу, председатель рабочей группы по подготовке ее работы Раиса Богатырева высказала пожелание относительно нового спикера: «Мне кажется, что должность спикера должен занять человек, который бы воспринимался и фракциями власти, и оппозиционными фракциями». И ее можно понять. Она, скорее всего, интуитивно чувствовала три новшества: а) возможность попадания ее фракции — Партии регионов (ПР) — в оппозицию; б) изменение характера демократии как в парламенте, так и во всей стране; в) изменение статуса и предназначения спикера в изменившихся условиях.

Так, собственно, и произошло. В Раде была создана правящая коалиция без участия ПР на основе нового большинства из пропрезидентского «НУНС» и БЮТ. А значит, этой коалиции, поименованной «коалицией демократических сил» (КДС), понадобился свой спикер, чтобы сцементировать и закрепить победу. И Яценюка избирали спикером так, как до него не избирали ни одного из его предшественников. Это была демократия нового — казарменно-императивного — типа: 227 депутатов, входящих в большинство (в КДС то есть), не просто под присмотром прибыли в Раду и получили бюллетени для голосования по спикеру, но и вынуждены были заполнять их и демонстрировать, как заполнили, лично главе фракции БЮТ Юлии Тимошенко и ее правой руке Александру Турчинову. Эти двое стояли перед урнами и проверяли «правильность» галочек и крючочков, нацарапанных руками депутатов-демократов.

Такой добровольно-принудительной «транспарентности» в истории украинской демократии и парламентаризма еще не было. Ведь голосование по спикеру было оглашено (и, кстати, предусмотрено Регламентом работы Рады) как тайное. Но вожди КДС не могли рисковать: нехватка всего двух голосов грозила им полным провалом. А избрание спикера разблокировало коалицию для дальнейших подвигов во имя «демократии» — для утверждения премьер-министра, а потом и правительства КДС во главе с Тимошенко.

Особенностью же этой «демократии нового типа» стала ее формальная политическая одноцветность: и «НУНС», и БЮТ на словах принадлежат к одному сегменту политического спектра Украины — «посторанжевым». И якобы впервые должны будут в парламенте поддерживать Президента Ющенко, который тоже является порождением так называемой «оранжевой» революции. А значит, спикер Яценюк (в отличие от его предшественника Мороза, представлявшего политически неоднородную коалицию) на своем посту должен будет проделать нелегкий, но в новых условиях закономерный путь — от «не первого, но и не второго» к «первому среди равных». То есть, конечно же, ему надо стремиться объединять и представлять весь парламент, но по большому счету предстоит играть в единой команде КДС и Президента, а не проводить некую собственную политику. Если же Яценюк сделает шаг влево или вправо без разрешения, ему сразу напомнят, что в новом демократическом лагере это — «расстрел»: снятие с должности. Этим же грозит ему и распад нестойкой и малочисленной КДС.

Другой особенностью новой ситуации является откровенно функционально-прикладной характер спикера Яценюка. С одной стороны, он, как уже сказано выше, должен представлять интересы КДС. Однако с другой — Яценюк еще и призван быть представителем Президента Ющенко в Раде и по мере сил и возможностей реализовать его главные грезы. А именно — вернуть полномочия, не дать вырасти конкуренту на президентских выборах 2009 года из числа депутатского корпуса и — это самое главное! — погасить президентские амбиции Юлии Тимошенко.

И не так важно, где будет Тимошенко — на посту премьера или уйдет в оппозицию после развала КДС. Яценюк, если укрепится в своей должности, должен стать компромиссной фигурой и для возможного переформатирования правящего большинства и включения в него тех же «регионалов». Сегодня избрание Яценюка — это крест на надеждах создать так называемую «широкую» коалицию («ШирКу»). Завтра ситуация может резко измениться. Учитывая, что в КДС всего 227 голосов, есть вполне реальная возможность провала утверждения Тимошенко на посту главы Кабмина. Это может повлечь за собой развал КДС. Но на место БЮТ могут прийти ПР и Блок Литвина, и «КДС-бис» в виде «ШирКи» будет восстановлена. Однако роль Яценюка не изменится. Если, конечно, он сам не захочет ее изменить. А он может захотеть — он ведь так молод и так амбициозен. От этого и будет зависеть, кем он станет — просто шестым по счету спикером или «шестеркой» по сути…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам