Не думаю, что радость от победы над Партией регионов компенсирует Юлии Владимировне осознание того факта, что она играет роль Золушки, которая должна исполнить множество пожеланий своей злой тетушки, прежде чем оторвется на тусовке в кабминовском дворце. Кстати, «НУНС» вовсе не похож на доброго фея, который поможет бедной (в нашем случае – далеко не бедной) девочке выполнить нарезанные ей в Секретариате задачи. Не зря же Юлия Владимировна вынуждена была констатировать, что говорить о победе еще рано. Под победой она понимает свое утверждение в должности премьер-министра. Но для этого ей необходимо выполнить 12 замысловатых желаний Виктора Ющенко.
На следующий день после избрания Арсения Яценюка спикером гарант нации сообщил о необходимости рассмотрения и принятия «наиболее чувствительных законов» еще до утверждения Радой нового премьер-министра. Всего их (законов) 12:
— об отмене неприкосновенности народных депутатов;
— об отмене всех льгот народных депутатов;
— новая редакция закона о Кабинете министров;
— об императивном мандате;
— пакет документов, касающихся досрочных выборов мэра Киева и горсовета;
— о местном самоуправлении;
— о местных государственных администрациях;
— об оппозиции;
— о центральных органах исполнительной власти;
— о внутренних войсках Украины;
— пакет документов, касающихся тендерного законодательства;
— об утверждении устава ГУАМ.
Если использовать терминологию Ющенко (не всегда понятную обычному, то есть нормальному человеку), то наиболее «чувствительным проектом» для Золушки является модернизированная в Секретариате версия закона о Кабинете министров. Наверное, не имеет смысла объяснять, почему. Достаточно вспомнить, куда так настойчиво рвется Юлия Тимошенко.
Даже беглое ознакомление с этим документом позволяет прийти к заключению, что Золушку планируют использовать на полную катушку. И это еще мягко сказано. Юлии Владимировне предлагается добровольно предоставить президенту право не вносить ее кандидатуру на должность премьер-министра. Не верите? Цитируем статью 8, пункт 4 кабминовского законопроекта: «В случае нарушения требований Конституции и этого закона относительно внесения предложения касательно кандидатуры на пост премьера, по другим причинам, предусмотренным Конституцией, несоответствия предложенной кандидатуры требованиям к члену Кабинета министров, предусмотренных этим законом, президент информирует Верховную Раду о невозможности внесения представления относительно предложенной кандидатуры».
Привязка данной нормы непосредственно к Юлии Тимошенко более чем уместна, поскольку не случайно же президент требует принять данный закон до утверждения нового премьер-министра. Именно на Юлии Владимировне планируется впервые испытать новую схему проведения процедуры назначения главы Кабмина.
В действующей Конституции не предусмотрено право президента отклонять кандидатуру премьера, внесенную парламентской коалицией. Статья 106 (пункт 9): «по предложению коалиции депутатских фракций… президент вносит в Верховную Раду представление на назначение парламентом премьер-министра не позднее чем на пятнадцатый день после получения подобного предложения». Прямая трактовка (без использования духа законов) данной нормы предполагает, что гаранту нации просто отводится определенный срок для ознакомления с биографическими данными кандидата. Ничего другого он делать не может.
Опыт утверждения на должности премьера Виктора Януковича свидетельствует о том, что Виктора Андреевича не устраивает подобная пассивная роль. Главный юрист Секретариата президента Игорь Пукшин даже высказался в том духе, что не может символ нации тупо сидеть пятнадцать дней и читать документы соискателя премьерского поста. Сам Виктор Андреевич даже не пытался скрыть своей обиды: «У президента есть отведенные Конституцией 15 дней, на протяжении которых он формирует свое решение. Хочу в особенности подчеркнуть, что президент – это не почтовый ящик, который автоматически после подачи кандидатуры от коалиции в тот же день направляет ответ. Очевидно, авторы Конституции не это вкладывали в право президента на рассмотрение на протяжении 15 дней».
В Регламенте деятельности Рады также не предусмотрена ситуация, когда президент блокирует внесение кандидатуры премьера. Статья 200, пункт 1: «представление президента… подается в ВР письменно не позднее чем на 15-й день после получения соответствующего предложения от коалиции».
А теперь посмотрим действующую редакцию закона о Кабинете министров: «в случае непредставления президентом кандидатуры главы правительства вместо него это делает парламентская коалиция». Кстати, данный закон – плод тесного сотрудничества фракций Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. Тоже достаточно произвольная трактовка конституционной нормы, но явно не в пользу лидера нации. Очевидно, что появление данной нормы было вызвано длительным и напряженным осмыслением Виктором Андреевичем кандидатуры Виктора Федоровича.
И вот Тимошенко должна согласиться с тем, что если коалиция выдвинет ее кандидатуру на должность премьера, то Ющенко может и не внести ее на рассмотрение парламента. Что делать в таком случае? Этого новая редакция закона о Кабмине не предусматривает. Вероятно, коалиция должна искать нового кандидата на премьерский пост. Также не предусматривается, сколько раз президент может отклонить одну и ту же кандидатуру. Да и основания для блокирования неугодного главы правительства более чем абстрактные. В частности, есть ссылка на некие «причины, предусмотренные Конституцией». Прикол заключается в том, что их нет. Но если очень захотеть, то будут. Произвольное толкование конституционных норм – любимый конек юридического управления Секретариата президента. Например, можно придраться к полу кандидата. Найти зашифрованное послание, которое позволяет быть премьером только человеку с конкретной фамилией. Естественно, можно протестовать. Обращаться в Конституционный суд. КС у нас, конечно, «вышел из комы», но, судя по всему, готов возвращаться в привычное состояние по первому звонку из СП. И еще один нюанс: под кандидатурой премьера от коалиции должны стоять подписи не меньше 226 депутатов. Применительно к нынешнему формату большинства это означает, что достаточно легкого шевеления руки, и Юлия Владимировна окажется без семи автографов. Норма выписана чуть ли не специально под Тимошенко. Как для того, чтобы зарубить трудолюбивую Золушку в начале премьерского пути (внесение кандидатуры), так и при неблагоприятном (для Виктора Андреевича) развитии событий. То есть Золушка умудряется надеть туфельку и сесть в креслице. Кабминовское.
А куда президент денется? Вносить кандидатуру Тимошенко – плохо. Потому что она занимает выгодную позицию перед президентскими выборами. Не вносить – еще хуже. Потому что Юлия Владимировна занимает еще более выгодную позицию. Униженная и оскорбленная. Преданная единственным человеком, которому как бы доверяла, – Виктором Андреевичем Ющенко. Остается только принудить Золушку к совершению изощренного насилия над собой. Это намек на новую редакцию кабминовского закона. Да и действующему премьеру не помешает обрезать полномочия. Чтобы тоже не дергался. Одним выстрелом убиваются два довольно жирных зайца. Если быть корректным, то один действительно заяц, а второй – зайчиха.
Не мудрствуя лукаво, юристы из СП «нарисовали» своему патрону целую кучу дополнительных полномочий. Президент получает право:
• в любой удобный для него момент инициировать рассмотрение в парламенте вопроса об отставке правительства. Само собой разумеется, что Конституцией подобная вольность не предусмотрена. Это прерогатива ВР. Но при чем тут Основной закон? Душа просит власти. И момент подходящий. Не нравится Тимошенко – вносится предложение в Раду. Партия регионов поддержит инициативу. Ну а со своими Виктор Балога как-нибудь разберется. По телефону;
• диктовать свою волю Кабмину как с помощью Совбеза, так и лично. «Кабинет министров обязан выполнять решения СНБО, введенные в действие указами президента». «Правительство обеспечивает выполнение актов главы государства»;
• издавать указы без визирования (контрассигнации) премьером.
Можно перечислить еще с десяток позиций в новой версии кабминовского закона, которые преследуют одну цель – неконституционным путем превратить Украину из парламентско-президентской в президентско-парламентскую республику. И сделать это предлагается Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна соглашается. Или, что гораздо точнее, делает вид, что соглашается.
Для выполнения 12 заповедей президента необходимо закончить формирование руководящих парламентских органов. Одного спикера для обеспечения нормального законодательного процесса маловато будет. Хотя он, говорят, и «киндер-сюприз». Яйцо, которое президент подкинул Раде. В соответствии с Регламентом, законопроекты должны рассматриваться в комитетах ВР. Процесс формирования комитетской структуры Рады может быть: а) быстрым; б) медленным. В первом случае коалиция просто оставляет кое-что оппозиции, а остальное делит между собой. Во втором «Регионы» тупо блокируют работу парламента, поскольку их достали. Но это не так уж и важно.
Главное заключается в том, как голосовать 12 законопроектов: в пакете или отдельно? Ответ на данный вопрос содержится в тексте коалиционного соглашения. «Для срочного регулирования самых актуальных проблем государственного управления и организации работы ВР необходимо обеспечить пакетное голосование на пленарном заседании ВР двенадцати законопроектов до утверждения кандидатуры премьер-министра».
Кому это выгодно? Внимание, правильный ответ. Президенту. По отдельности законопроекты не лезут. «НУНС» против императивного мандата. БЮТ явно не нравится новая редакция закона о Кабмине. Если все смешать, то можно получить необходимый результат. Согласится ли с таким подходом Тимошенко?
Если Юлия Владимировна готова продемонстрировать крайнюю степень мазохизма, то да. Но, похоже, она выбрала несколько иную тактику. Сначала попробует свалить все законопроекты в одну кучу и бросить ее на разгребание некой «временной парламентской комиссии». Затем разделить 12 «заповедей» на транши, в которые входят два или три проекта. Потом попытаться вывести за скобки закон о Кабинете министров.
В игре с БЮТ самая выгодная позиция у президента. Он ведь может накладывать вето на законы. Если ему не понравится некая компромиссная редакция кабминовского акта, то, заблокировав введение его в действие, Виктор Ющенко ставит коалицию в тупик. Голосов для преодоления вето у «оранжевых» нет. Есть еще один нюанс: в качестве первоочередных законопроектов президент назвал принятие проекта закона о госбюджете на 2008 год. Который будет разрабатываться кабинетом Виктора Януковича.
Короче, без «доброго фея» Золушке, если она не полная дура, не удастся выполнить намеченный СП объем работы. Мне вот просто прикольно: президент довел до белого каления «регионалов», теперь доводит до нужной кондиции Тимошенко. На что он, собственно, рассчитывает? Хоть он и позиционируется в качестве «лидера нации», но кончит плохо.