Бой на встречном курсе

Интересно, сколько времени нужно украинским небожителям от внешней политики для того, чтобы осознать бесперспективность некоторых своих программ? Или предпринять что-либо качественно новое по их воплощению. Например, с ГУАМ.
Зачем создана эта организация? Только не надо об общечеловеческих ценностях. Азербайджанский наследственный «династ», американский стипендиат из Грузии, украинская версия Наполеона и Кромвеля (в практике разгона парламентов) и молдавский коммунист под знаменем ценностей либеральной демократии — это уже смешно.

Грабли forever. А ведь геополитический смысл ГУАМ предельно ясен: во-первых, выдавливание России из зоны прикаспийских углеводородных ресурсов, и, во-вторых, коммуникационный обход России при поставке энергоносителей в Европу. Все было бы приемлемо, если бы это был метод для достижения благой цели. Но ведь для ряда наших политиков это стало просто самоцелью. Как доза для наркомана или домашнее задание для школьника.

Давно понятно, что Россию эти действия уже даже не будоражат, а только раздражают. И заставляют учиться тактике ближнего политического боя. Как историк, я испытываю искреннее восхищение от той техники, с какой Россия расправляется с ГУАМ в течение последнего года.

Хотя все началось несколько раньше. Не успел тогда еще ГУУАМ активизировать свои действия после «оранжевой» революции (2004 год), как его обкорнали на одну букву. Узбекистан покинул организацию, да еще с какой формулировкой! Их не устраивают «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооруженных блоков и пересмотре существующих систем безопасности».

Откровеннее не скажешь: уходим из-за политизации деятельности команды. И куда ушли? Правильно, в пророссийский ОДКБ. А ГУУАМ стал просто ГУАМ.

Господи, как повезло Исламу Каримову, что его не зовут Александр Мороз! Ведь воздух бы звенел от негодующих: «Зрада!», «Предатель!».

А скоро ГУАМ получит шанс стать вообще просто ГУА. Президент Молдовы Владимир Воронин не явился на июньский саммит в Баку. Он предпочел не дискутировать о судьбе нефтепровода Одесса—Броды или о перспективах миротворцев, а просто уехал в Брюссель. А потом — к Владимиру Путину, в Ростов, смотреть лошадиные скачки. Благодарность не заставила себя долго ждать, и Россия возвращает на свой рынок молдавские вина.

А почему бы и нет? Энергокоммуникационный обход России сейчас невозможен. А если и будет возможен, то не через Украину, а через Турцию, которая сегодня является реальным конкурентом Украины в борьбе за право быть главной транзитной территорией на пути российских и среднеазиатских ресурсов на европейский рынок.

Посмотрите на карту. Трубами по дну Каспия, затем через территории Азербайджана и Грузии, далее по дну Черного моря до Одессы — таков сложнейший маршрут транспортировки казахстанской нефти, созданный в мечтах ГУАМ. Через Турцию явно проще. А еще проще — через Россию. Что и произошло.

В мае 2007 года, в тот же день, когда три четверти ГУАМ (Грузия, Украина и Азербайджан) плюс Польша и Литва обсуждали в Кракове путь доставки казахстанских энергоносителей в Европу в обход России, президент Казахстана провел встречу с Путиным и президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым. На ней было принято решение отправлять среднеазиатскую нефть на север, через российские трубы.

Однако Ющенко проявляет завидное упорство и выставляет проблему трубы Одесса—Броды (в который раз!) на повестку дня Бакинского саммита. Неужели нельзя понять, что такое упорство может привести только к одному: материальным потерям и крайне незавидным перспективам. Ведь именно неблагонадежность Киева окончательно утвердила Москву в необходимости прокладки альтернативного маршрута по дну Балтийского и Черного морей. То есть, не приобретая ничего, Украина рискует потерять Богом данный ресурс — роль естественного коридора между Средней Азией, Россией и Европой.

Москва бьет с носка. Однако все, о чем говорилось выше, — это борьба с текущими последствиями образования ГУАМ. Но, судя по всему, Москва решила вообще разорвать каспийско-черноморский альянс. И использует при этом достаточно эффективные методы, до последнего времени российской политике не присущие: встречный бой и игру на опережение.

Все страны ГУАМ имеют общее слабое место, а именно зоны сепаратизма. 14 июня 2006 года президенты непризнанных республик Приднестровья (Игорь Смирнов), Абхазии (Сергей Багапш) и Южной Осетии (Эдуард Кокойты), собравшись в Сухуми, провозгласили создание межгосударственного союза — Сообщества «За демократию и права народов». Еще одна веселая компания у демократических икон.

Уже в первом номере своего «Информационного бюллетеня» участники Сообщества объясняют, что послужило импульсом для их альянса: факт существования ГУАМ. Правда, они не церемонятся с ценностными определениями, а режут правду-матку — ГУАМ создан с целью добиться «вытеснения России из кавказско-черноморского региона, изменения сложившегося миротворческого формата, осуществления собственной интеграции в западные политические организации, в том числе в НАТО». И надо смириться с тем, что именно так Россия воспринимает и будет воспринимать ГУАМ. Поэтому ее встречный ход, хочется нам этого или нет, вполне логичен. Создание унии территорий постсоветского пространства, которые заявят о своем общем «цивилизованном векторе на интеграцию в пророссийские межгосударственные объединения (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП)». О чем и заявили участники Сообщества.

А теоретической базой его становления был прокол Запада, его отход от одного из основных принципов права — применения одних правил к событиям одного масштаба, независимо от того, кто конкретно является субъектом и объектом правоотношений. Это в отношении Косово. Если Запад считает, что возможно предоставление независимости части Сербии в пользу албанцев, то почему это не может быть применено, например, в отношении Грузии, в пользу осетин или абхазов? Логика, вообще-то, железная. Ее отрицание неизбежно приводит к выводу о применении ЕС и США практики двойных стандартов в Восточной Европе. Хотя в этом и так никто не сомневается.

Таким образом, Россия, инициировав создание Сообщества «За демократию и права народов», одним выстрелом убивает двух зайцев. С одной стороны, в случае однонаправленного — антисербского — решения косовского вопроса развязывает себе руки в Закавказье и Приднестровье, а с другой — получает возможность инициировать обострение кризиса в странах, геополитический вектор которых следует охарактеризовать как антироссийский.

И, надо сказать, выстрел оказался удачным. Уже 30 сентября 2006 года участники Сообщества создали Межпарламентскую ассамблею своих государств со штаб-квартирой, естественно, в Москве. И уже на первом пленарном заседании Ассамблеи, 18 декабря, к ним присоединилась в качестве наблюдателей (внимание!) Нагорно-Карабахская Республика.

Этим Россия загнала иголку в задницу самому влиятельному участнику ГУАМ, владеющему огромными нефтегазовыми ресурсами — Азербайджану. Причем практически без затрат, с использованием внутреннего деструктивного потенциала вероятного противника.

А еще во всей этой истории просматривается качественная «игра на опережение». 14 июня прошлого года в своем первом совместном заявлении непризнанные президенты приняли решение «создать совместные миротворческие силы». В ГУАМ об этом поговаривали давно и решили поторопиться. На Бакинском саммите было принято решение о создании совместных миротворческих сил в размере одного батальона (530 человек). А ведь зря торопятся. Страны Сообщества — непризнанные, с них взятки гладки. Но господа из ГУАМ! Вы ведь — признанные, вы — субъекты международных правовых отношений. И бряцание оружием в таком статусе — шаг очень ответственный, потому что каждый задаст вопрос — против кого? И примет тот ответ, который ему выгоден, независимо от того, верен ли он. А потом останется что? Только опять кричать об энергетическом шантаже России. И рассчитывать на помощь Европы, которую мы наблюдаем уже два года.

Да и, по большому счету, что может сделать батальон в том же, например, Приднестровье, где для ликвидации вооруженного противостояния с трудом хватило 14-й российской армии покойного генерала Александра Лебедя? Разве что положить в землю своих хлопцев, особенно если столкнется с абхазско-осетинскими «миротворцами», которым терять нечего. Или лидерам ГУАМ просто захотелось пострелять?

Хотя на самом деле, как мне кажется, Россия просто создала себе карту, которую готова разыграть. Например, предложить «нулевой вариант», то есть роспуск ГУАМ в обмен на роспуск Содружества. Или, наоборот, его расширение за счет сепаратистски настроенных сил в каспийско-черноморских странах. Причем чужими руками. Россия как субъект международных правовых отношений, получается, ни при чем.

И вот тут-то у меня, как историка, начинает холодеть сердце. При воспоминании о Крымском ханстве, Донецко-Криворожской республике, Галицкой ассамблее. Нет, я, Боже упаси, не призываю поднять руки и «лечь под Москву». Я хочу, чтобы лидер моей страны просчитал, стоит ли овчинка выделки и чего может стоить Украине его недальновидное стремление подергать «русского медведя» за усы. Вот Каримов и Воронин уже просчитали! А Ющенко вроде бы финансист…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам