Стоматолог показывает зубы

В Туркменистане коренным образом меняется расклад сил во власти. Если еще недавно Гурбангулы Бердымухаммедов считался маловлиятельной и управляемой фигурой, то теперь он демонстрирует сильное желание избавиться от навязчивой опеки людей из окружения покойного Туркменбаши. Видимой стороной айсберга стал процесс над бывшим начальником службы безопасности президента Акмурадом Реджеповым, его сыном Нурмурадом, родственником и деловым партнером, руководителем фирмы «Ориентал» Мурадом Агаевым. Они получили соответственно 20, 13 и 17 лет тюремного заключения…

Реджепов, выдвинувший на президентский пост скромного врача и намеревавшийся использовать его в качестве своей марионетки, сильно просчитался. Аналитики предполагают, что по завершении «внутреннего переворота» новый туркменский президент станет больше прислушиваться к России, одновременно ища контакты на Западе, и обделит своим вниманием Украину.

Происходящий сейчас в Туркменистане «ползучий переворот» отдаленно напоминает ситуацию в Кремле после смерти Иосифа Сталина, когда победившая группа Никиты Хрущева «выдавила» из власти своих противников, казнив самого опасного из них – Лаврентия Берию. Многие наблюдатели уже давно сравнивали Реджепова с Берией, отмечая, что, как и Лаврентий, он пытался поставить над правительством спецслужбы, замаскированные под государственный совет.

Реджепов был личным охранником Ниязова еще в бытность того первым секретарем компартии Туркменской ССР. Став президентом, Ниязов поставил своего «бодигарда» во главе государственной службы безопасности, ставшей одной из наиболее мощных и всесильных структур в стране. Впрочем, влияние генерала Реджепова не ограничивалось вопросами охраны лидера: как пишут российские СМИ, он лично расставлял руководящие кадры в других силовых ведомствах и во многом определял направления внутренней и внешней политики Туркменистана при Ниязове. К тому же он обеспечивал весомую часть доходов президента, имея монопольные права на поставку подакцизных товаров (спиртного и сигарет) из-за рубежа. Этим бизнесом генерал занимался вместе с сыном Тукменбаши Мурадом, который предпочитал держаться подальше от всесильного отца и проживал преимущественно в Вене.

Не удивительно, что именно Реджепова ближайшее окружение Сапармурата прочило на его место после смерти «великого». Но при всем цинизме и условности туркменской политики, избрать президентом страны генерала-охранника, все годы находившегося в тени, казалось чересчур недипломатичным шагом. Поэтому Реджепов придумал план, согласно которому он будет кукловодом нового первого лица страны через Государственный совет безопасности (ГСБ) Туркменистана, созданныЙ им специально для себя. Возглавив этот орган, генерал получил практически безграничные возможности контролировать президента через подчиненные ему силовые структуры, вплоть до права снимать президента с должности в случае нарушения им законов или интересов республики.

Казалось, что при таких полномочиях, влиянии и поддержке Реджепов сможет без проблем держать выдвинутого им на должность «почетного президента» страны личного доктора Ниязова Гурбангулу Бердымухаммедова. Однако опытный стратег оказался плохим психологом и явно недооценил амбиции и хватку своего протеже.

Думаю, его самого удивила быстрота, с которой новый президент, казалось бы, не имевший рычагов управления силовыми структурами, Выбил почву из-под ног своего учителя. Как пишут российские СМИ, менее чем за полгода МВД и прокуратура Туркмении были выведены из-под контроля службы безопасности президента и Государственного совета, лояльные Реджепову силовики вынуждены были уйти в отставку, а сам Акмурад Реджепов 15 мая был снят со всех постов и заключен под домашний арест.

Шаг за шагоМ Бердымухаммедов расправлял плечи, увольняя людей, лояльных к генералу, и заменяя их верными себе лично фигурами. В результате такой чистки были уволены практически все руководители силовых структур страны, а также глава Верховного суда. Потом пришла очередь консультаций и возвращения из опалы влиятельных противников Реджепова (которых он, собственно, и выгнал из страны или засадил в тюрьму), а также усиление позиций аполитичного и равнодушного к власти «туркменбашонка». Именно Мурад Ниязов, по сообщениям прессы, сыграл решающую роль в организации судебного процесса над своим бывшим партнером по бизнесу, который пытался вывести Ниязова-младшего из игры почти сразу после смерти сиятельного папеньки. Среди западных журналистов ходят слухи, что Мурад дал суду ценных свидетелей из числа иностранных бизнесменов, работавших с фирмой «Ориентал». Это, во-первых, придало политическому процессу очертания справедливого расследования, во-вторых, позволило ознакомить Запад с результатами переворота не через прессу, а посредством умышленной утечки информации.

Выбив генерала из бизнеса, новый президент продолжает делать то же самое с другими «менеджерами» Туркменбаши, оставив пока без преследований трех чиновников президентского аппарата, ведавших черной кассой главы государства. Они должны передать все «кодовые данные» новому главе государства.

Примечательно, что у всех трех финансистов русские имена и фамилии. И есть предположение, что эти люди больше работали на «Газпром» и Кремль, чем на Ашхабад и его лидеров. Тем не менее, Бердымухаммедова это, похоже, не пугает.

Российские аналитики предполагают, что при новом президенте внешняя политика Туркмении будет постепенно корректироваться в сторону большего сближения с Россией. В частности московский политолог Алексей Малашенко высказал в интервью журналистам мнение, что Бердымухаммедов – «наш человек в Ашхабаде», и что договориться с ним будет несложно ни российской власти, ни российским бизнесменам. В то же время эксперт намекает, что борьба за власть между ним и Реджеповым могла подстегиваться из России (в частности, путем предоставления Бердымухаммедову поддержки и гарантий со стороны Кремля).

Причина в том, что Акмурад Реджепов и его группировка были активными лоббистами строительства газопровода из Туркмении в Китай в обход РФ, который был катастрофически невыгоден Москве. Как известно, экспорт туркменского газа в Европу завязан на российскую трубу. Россия является посредником между западными потребителями и туркменскими скважинами, снимая весомый процент за транзит и фактически спекулируя туркменским газом.

Строительство газопровода в обход ее территории было долговременным и серьезным способом шантажа Кремля со стороны Туркменбаши и его окружения. Причем одним из переговорщиков с западными инвесторами, интересовавшимися данным проектом, был как раз арестованный ныне генерал. В Москве опасались, что после смерти Ниязова и обретения реальной власти в стране Реджепов мог переключить проект на себя и таки довести его до финиша, лишив Россию рычага влияния на Туркменистан. Поэтому, вероятно, и была оказана поддержка Бердымухаммедову, позволившая ему укрепить свои позиции «на троне».

В ответ Бердымухаммедов вежливо пригласил российских бизнесменов «испить нефти» на только что размороженных месторождениях «Акпатлавук», где уже пробурено больше 40 нефтяных и газовых скважин. В Ашхабаде уже побывали президент российско-британской нефтяной компании «ТНК-ВР» Роберт Дадли и президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Их визит состоялся после того, как в марте Бердымухамедов подписал указ, по которому все полномочия по выдаче лицензий на разведку и добычу ископаемых переходят к специальному органу (госагентству по управлению и использованию углеводородных ресурсов), подчиненному лично главе государства, а также решил конфликтную ситуацию с Азербайджаном, заведенную в тупик его предшественником.

Дело в том, что пять лет Ашхабад и Баку спорили о границах азербайджанского национального сектора в Каспийском море, что не давало возможности обеим странам привлекать инвесторов для разработки нефтяных месторождений. Но после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухаммедова диалог между двумя странами восстановился. Не исключено, что при посредничестве российских бизнесменов азербайджанского происхождения, например, того же Алекперова.

В общем, по всему видно, что скромный сельский стоматолог, поднявшийся на высокий государственный пост благодаря в прямом смысле слова зубам Туркменбаши, сам стал показывать зубы. Только сейчас аналитики начали задумываться, почему во время правления Ниязова министры попадали в опалу один за другим, причем, в первую очередь те, кому не нравился «тихоня Бердымухаммедов», остававшийся на плаву, невзирая ни на какие политические штормы.

Для России внезапно проявившийся талант Бердымухаммедова к интригам – огромный плюс. Для Украины, по всей видимости, минус. Хотя бы потому, что, опираясь на поддержку Кремля, новый президент, в отличие от своего предшественника, не будет вести сепаратные переговоры и «газовые игры» с Украиной. А поступит так, как его попросят из Москвы. Для нас это создает дополнительные сложности в и так узком пространстве переговорного маневра. И в конечном итоге может вылиться в повышение цен на газ для нашего потребителя.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам