Страсти по "Турбоатому"

Украинские промышленные гиганты всегда были уязвимы для финансово-промышленных групп. Стоит правительству ослабить внимание или поддаться хитрости лоббистов, как, глядишь, предприятие уже «раздето», лишено самых привлекательных активов, по уши в долгах и «помолвлено» (в смысле – приватизации) с оккупировавшей ее ФПГ. Одна из форм сохранения стратегически важных объектов – это включение их в государственный концерн.
Хотя и с этим «лекарством» тоже нужно быть осторожным. Не все концерны одинаково полезны. О чем свидетельствует опыт «Турбоатома», которого едва спасли от невыгодного сотрудничества с убыточными заводами путем включения в «Укратомпром». Впрочем, эта история еще не закончилась.

ОАО “Турбоатом” – одно из крупнейших в мире турбостроительных предприятий и крупнейший производитель турбин в Украине. Специализируется на производстве турбин для тепловых и атомных электростанций, гидравлических турбин для гидроэлектростанций, гидроаккумуляторных электростанций и газовых турбин для тепловых электростанций. Осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставку, наладку и фирменное обслуживание. Работает весьма успешно: завершило 2006 год с чистой прибылью 22,206 млн. грн., что на 11% больше, чем в 2005 году.

Структура собственников “Турбоатома” обычна для стратегических объектов:

75,22% акций принадлежат государству и находятся в управлении Фонда госимущества, около 14% владеют офф-шорные компании, аффилированные с “Энергетическим стандартом” предпринимателя Константина Григоришина, оставшиеся акции принадлежат миноритариям, крупнейшим из которых является харьковский «Мегабанк».

Имя Константина Григоришина в недавнем прошлом часто появлялось на страницах печати. Вернувшись из небытия, куда его загнали бывшие партнеры, а затем враги Суркис с Медведчуком, он попытался взять реванш и отобрать у Суркиса «Динамо» (Киев). Можно не любить Григория Михайловича, но следует признать: футбол он любит, понимает и «Динамо» дорого ему как сын родной. Григоришину же клуб в качестве спортивной «фитиши» не нужен, он не вложил туда ни копейки и даже не мог толком объяснить, зачем ввязался в судебные тяжбы за него. Ну, типа актив привлекательный. Хочу! Так хочу, что челюсть сводит.

Отбить «Динамо» у Григоришина не получилось, и он попытался отобрать несколько энергокомпаний у нынешнего партнера Суркиса — группы «Приват». Со стороны это напоминало матч-реванш двух шулеров: как одна, так и другая сторона использовала весьма сомнительные судебные приемы и плакалась в прессе на взаимные обиды типа силового захвата электростанций. Беня Коломойский оказался сильнее и выиграл.

Григоришин на время растерялся. Но тут произошла очередная рокировка в правительстве, и ему удалось то, на что он уже не надеялся: посадить в кресло министра промышленной политики своего советника Анатолия Головко. Сразу заметим, что, по словам знающих лиц, Анатолий Иванович не в восторге от необходимости выполнять вовсе небезобидные указания своего лобби. Более того, давно не в восторге от деятельности министра премьер и вице-премьеры. О том, что Головко готовятся заменить на другого человека, мы писали еще несколько месяцев назад. Наш прогноз не оправдался из-за политических событий в стране: менять министра не захотели, дабы не портить отношений с партией, по чьей квоте он прошел в Кабмин. Впрочем, партия тут ни при чем. Фактически отдельными шагами Головко управляет не политический расчет, а коммерческие интересы его бывшего работодателя.

Григоришин, осмотревшись на местности, решил, что максимальную выгоду из назначения Головко он может извлечь, если получит в свои руки управление “Турбоатомом”. Как мы уже говорили, предприятие крайне привлекательное. К тому же у Григоришина есть небольшой пакет акций. Что нужно сделать, дабы ощутить вкус жизни? Надо превратить этот пакет в полный контроль.

С этой целью Министерство промышленной политики начало педалировать идею создания корпорации «Укрэнергомаш», которая должна была объединить предприятия энергетического машиностроения. Точнее, одно прибыльное предприятие «Турбоатом» соединить с двумя убыточными – Харьковским государственным приборостроительным заводом им. Шевченко и Харьковским электромеханическим заводом. Туда же в качестве «соуса» могли добавить еще один непривлекательный завод «Электротяжмаш».

Зачем? Ответ прост: с такими «камнями на шее» в рентабельном состоянии «Турбоатом» долго не протянет. Соответственно возникнет вопрос о необходимости поиска для него «эффективного собственника». Тут, как джинн из бутылки, должен появиться Григоришин и сказать: вот он я, эффективный собственник. Дайте мне приватизировать эту разбитую калошу.

К этому времени у «Турбоатома» не должно было остаться привлекательных активов, поскольку специально посаженный менеджмент должен был вывести их в надежное и предсказуемое место. Это, в свою очередь, значительно уменьшило бы и спрос на предприятие и его стоимость. Согласитесь, что квартира, в которой демонтирована вся сантехника и мебель, разрушены окна, двери, стены, проводка стоит несколько меньше, чем аналогичная с евроремонтом. То-то и оно.

Но тут на пути смены собственника производителя турбин возникло непредвиденное Григоришиным препятствие. Минтопэнерго совместно с «Энергоатомом» присмотрелись к ситуации вокруг крупнейшего поставщика оборудования в энергетическую сферу и решили его обезопасить от возможной приватизации.

Кабмин постановил, что «Турбоатом» войдет в состав «Укратомпрома», который, в свою очередь, не позволит выводить активы и разорять предприятие. Более того, участие в «Укратомпроме» позволит значительно увеличить конкурентоспособность «Турбоатома», поскольку им заинтересовались российские компании. Напомним, в декабре прошлого года правительство приняло решение создать на базе НАЭК «Энергоатом» госконцерн «Укратомпром», в состав которого также вошли Новоконстантиновское месторождение урановых руд, госпредприятия «Восточный ГОК», «Смолы», Днепровский завод прецизионных труб и Украинский научно-исследовательский и проектно-разведочный институт промышленной технологии.

Недавно между Федеральным агентством по атомной энергии «Росатом» и «Укратомпромом» прошли переговоры о возможном создании совместного предприятия с участием «Турбоатома». Это произошло во время подписания договора о сотрудничестве между двумя структурами. Ради такого СП россияне даже готовы обменяться с Украиной активами в атомно-промышленном комплексе. По словам главы «Росатома» Сергея Кириенко, они согласны предоставить «Укратомпрому» соответствующие активы на территории России, в том числе по фабрикации топлива.

Стоит отметить, что теоретически в Украине есть неполный цикл по производству атомного топлива, но его обогащение и производство таблеток для АЭС все равно находится в России. Но до создания «Укратомпрома» даже неполный цикл в Украине не работал, и после объединения всех предприятий в единый холдинг появилась перспектива того, что он наконец-то заработает.

В общем, очевидно, что «Турбоатом» попал в надежные руки, и его никто не собирается ощипывать, как курицу на обед. Однако Григоришин с этим не смирился и начал судебные тяжбы. В мае ему удалось добиться постановления Хозяйственного суда Киева, которое в качестве обеспечительной меры иска заблокировало приказ Фонда госимущества о назначении Виктора Субботина генеральным директором предприятия. Правда, решения о восстановлении на этой должности директора Евгения Белинского (уволенного приказом ФГИ от 24 апреля), который был мил «Энергетическому стандарту», не последовало. Несмотря на это, 21 мая произошла попытка захвата «Турбоатома» и насильственного изгнания нового директора. Она провалилась (правда, не обошлось без вмешательства УБОП), а основные внутренние заговорщики – Евгений Белинский и Иван Ольховский — утратили посты заместителей гендиректора.

Но Константин Григоришин не смирился с поражением и продолжает попытки посадить на предприятие свой менеджмент. Хотя бы ненадолго: чтобы быстро заключить выгодные для себя контракты, перечислить деньги, а там — как будет, так и будет.

Подытоживая, следует заметить, что сложившаяся вокруг «Турбоатома» ситуация явно нездоровая и может нанести ущерб перспективам развития предприятия, которые тесно связаны с энергетической безопасностью Украины. В связи с этим иногда создается впечатление, что все эти полурейдерские атаки – часть задуманного кем-то проекта, цель которого – не допустить создания в Украине замкнутого ядерного цикла. Если это так, то амбиции «Энергетического стандарта» — лишь пешки в масштабной игре…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам