О роли слухов в политической ситуации

Если государственный переворот скучный и длинный, единственное спасение от уныния – это слухи. Они поддерживают обе стороны политического конфликта в боевой готовности и даже придают смысл борьбе за выживание. Такого количества слухов, принятых во внимание на официальном уровне, как после указа Ющенко о роспуске парламента, наверное, не было в истории Украины…

Если бы хоть половина тех страхов, которые ежедневно переживали силовики, политики и личная охрана высокопоставленных лиц, выплеснулась в прессу, недостатка в зрелищах не было бы по определению. Однако широкая общественность узнавала о том, чего боятся сильные мира сего, из редких публикаций, рассказов депутата Сивковича, жалоб судей Конституционного суда и анонимных документов, распространенных в Верховной Раде, о том, что после захвата Рады и Кабмина депутатов и министров вывезут на базу под Лютежем.

Условно слухи можно разделить на несколько категорий.

Первая. Оперативные донесения. Это сродни звонку на 02 с сообщением о ложной тревоге. В МВД, СБУ и Минобороны идут непрекращающиеся оперативные и полуоперативные совещания, на которых они рассматривают донесения агентов о проделках друг друга. Например, милиционеры то и дело напрягаются от информации, что из пункта А в пункт Б вышли несколько грузовиков с солдатами и растворились как сахар в чае. Куда делись? Где спрятались? Не идут ли на штурм?

Спецслужба, официально располагающая всеми средствами прослушивания и приглядывания за должностными лицами, снабжена полной информацией, кто из высших должностных лиц куда ходил, где ночевал, что говорил и т.д.

Забавно, что когда «оранжевые» то ли из амбициозности, то ли чтобы напрячь нервы МВД, подали заявку на проведение нескольких массовых акций общей численностью 750 тыс. человек (заставив руководство Министерства внутренних дел ломать голову над обеспечением правопорядка), в СБУ совершенно четко знали: людей много не будет. Это туфта.

И наоборот. Когда из спецслужб в штаб Юлии Тимошенко ушла утечка о якобы готовящемся на нее покушении, в МВД знали, что это блеф.

В Минобороны ситуация еще веселее. Они тоже занимаются сбором информации, но скорее о том, кто пытается проникнуть на их территорию и узнать, что же реально происходит на базах. Напомню, что вчера в СМИ прошла информация о неком заявлении, распространенном в Верховной Раде. В заявлении утверждалось, что под Киевом находятся несколько групп спецназовцев, которые якобы хотят захватить Верховную Раду и Кабмин, а членов правительства и депутатов увезти на базу под Лютежем.

Якобы начальником Главного управления разведки Министерства обороны подготовлены три группы спецназа для реализации государственного переворота. Спецназ переведен в готовность номер один и готов выполнить приказ немедленно после его поступления, говорится в документе. Группа около 100 бойцов располагается в казармах на Рыбальском острове, сообщают авторы документа. Еще 150 человек якобы стоят на территории учебного центра спецназа ГУР МО в Лютеже (2-3 км от Киева). Обе группы состоят из офицеров и прапорщиков из ранее расформированной Кировоградской бригады ГУР Министерства обороны. Еще около 80 бойцов, заявляют в документе, находятся на Рыбальском острове. Личный состав – полностью офицерский, но статуса боевой группы у этих бойцов нет.

Такого рода слухов много, они отчасти соответствуют действительности, отчасти надуманы. Теоретически понятно, что спецназ ГУР – основная боевая единица в распоряжении президента. Поэтому любые шевеления в лагере военных рассматриваются с точки зрения «не грушники ли вступают в Киев». Соответственно напрягается крымский «Беркут», расквартированный в санатории «Жовтень». Пока ни одно сообщение ни одной из сторон о готовящейся атаке не подтвердилось. Однако с каждой «учебной тревогой», отношение личного состава к опасности постепенно сменяется в сторону «как же нам все надоело». Причем, вне зависимости от политической ориентации. Затянувшийся на две недели медлительный переворот – тяжелое испытание для решительных парней в разноцветных беретах.

Второе. Типичные для политического момента страхи. Никто не знает, как родился слух о списках на арест. Зампред СБУ Геннадий Москаль уверял нас, что таких списков нет и быть не может, это все выдумки. Тем не менее, источник из Кабмина сказал, что сам видел список, нашел там своего шефа вице-премьера, а также еще 49 должностных лиц. Включая, скажем, министра внутренних дел, который занимает совершенно адекватную позицию «мы не за политиков, мы за правопорядок».

Примечательно, что многие чиновники верили в реальность арестов перед пасхальной ночью, после нее и накануне перенесенного заседания Конституционного суда. Отдельные даже не ночевали дома. На случай, если за ними придут. Так они говорили женам.

В силовых структурах даже появился термин «интернирование». Я сам слышал, как два высокопоставленных силовика из разных ведомств в неформальной обстановке обсуждали: будет интернирование или не будет. Нужно оно в данном случае или не нужно.

Понятно, что подобные разговоры порождают напряжение. Должностные лица, которые справедливо причисляют себя к «группе риска», запросили усиленную охрану. При этом никто толком не может сказать, откуда вышла информация о готовящихся арестах и кто был первоисточником. Аналитики предполагают, что просто материализовался типичный для путчевых ситуаций страх. И постепенно превратился в устойчивый и правдоподобный на первый взгляд слух.

Третье. Провокации. Их больше, чем кажется. То здесь, то там появляются предпосылки для чрезвычайной ситуации. Самый яркий пример мы уже привели. «Оранжевые» подали заявку на 750 тыс. митингующих. МВД несколько дней пребывало в напряжении. Оказалось, что именно этого авторы заявки добивались.

Кроме того, в правоохранительные органы перманентно поступает разного рода недостоверная информация о том, что там, кажется, заложена взрывчатка, тут видели снайпера, на этой дороге кортеж Ющенко собираются остановить и расстрелять. Это уже не ошибки агентуры и не ложный переполох из серии «Солдаты идут!». Очень похоже, что над слухами работают профессионалы. Кто-то за стенами СБУ и МВД разрабатывает и запускает в «обиход» информацию о готовящихся атаках на политиков обоих лагерей.

Информированные источники подозревают, что мозговые центры провокаторов следует искать в некоторых общественных организациях, близких к бывшим руководителям силовых структур. Не буду намекать более прозрачно, догадывайтесь сами.

Помимо слухов, считают аналитики, эти мозговые центры способны вырабатывать и реальные провокации. То, чего боится милиция и ужасно не хочет руководство СБУ, может случиться в любом многолюдном месте. Достаточно кинуть под ноги толпе петарду, учебную гранату или самодельный взрывпакет, и возбужденная видом крови толпа кинется туда, куда ее вовремя позовут лидеры.

Еще более театральный аргумент – это имитация покушения на кого-то из политических деятелей. Штаб Тимошенко сейчас разрабатывает дополнительные меры безопасности, поскольку предполагает, что объектом такой травматичной пиар-акции может стать Юлия Владимировна. Она просто идеально для этого подходит. Со всех точек зрения: имидж Жанны д’Арк, незначительная по сравнению с руководителями государства охрана, собственная возможность раскрутить нападение во вселенский заговор.

Впрочем, не только лидер БЮТ может стать объектом для театрализованного покушения. Если ситуация зайдет в тупик и скука превратит путч в обмусоливание взаимных претензий, хорошим «оживляжем» может стать «покушение» на Ющенко. Что-нибудь безопасное, но зрелищное. Ну, там КАМАЗ на дороге окажется, кирпич на трибуну упадет, опять же можно взорвать петарду у входа в Секретариат. Но это уже будет не провокация, а технология.

Не исключено, что элементом технологии был также срыв выступления Виктора Януковича на Майдане 7 апреля. Напомню, что Виктор Федорович уже подъезжал к Майдану, но маршрут следования пришлось срочно изменить. Как написали в газете «Сегодня», на мобильный Януковича поступил звонок с просьбой воздержаться от поездки на Майдан. Перед тем Управление госохраны, обеспечивающее личную безопасность премьера, получило сигнал о готовящемся на него покушении. Кто-то услышал в толпе разговоры о том, что в Януковича будут стрелять. По нашей собственной информации, известны фамилии тех, кто говорил, и тех, кто вроде бы готовился стрелять. Милицейские спецподразделения сработали отлично, но в итоге вроде бы выяснилось, что это была провокация. Возможно, специально спланированная, чтобы сорвать выступление премьера. Но это выяснилось позже. Реакция охраны премьера и милиционеров в свете «контакта» снайпера с ныне покойным Курочкиным была вполне адекватной.


Четвертое. Психи и «развлекуха».
Как ни парадоксально, самый большой риск в нынешней политической ситуации представляют собой сумасшедшие, скучающие обыватели, неуравновешенные подростки, лица, злоупотребляющие горячительными и дурманящими средствами. На них политическое напряжение действует как обостряющий фактор. Сидит такой кадр дома у телевизора, «раскочегаривается» новостями о противостоянии президента и парламента, а потом вдруг вскакивает, хватает топор и бежит в толпу кого-то тюкнуть. Причем, не факт, что тюкнет он того, кого задумал изначально. Могут пострадать прохожие. И что с него возьмешь – псих. Зато его выходка может подействовать как взбудораживающий фактор, и толпа, не управляемая уже ни одной из сторон конфликта, разнесет и трибуну, и близлежащие магазины, и органы власти. Все, до чего добежит.

Другой вариант – невинные шалости обкурившихся детишек. Начнет такая «детишка» играть с огнем, в прямом или переносном смысле, на нее среагируют переодетые в штатское «люди из органов», улов окажется «фальшивым», зато шуму поднимется много. Милиция бьет подростков. Спецслужбы хватают демонстрантов. Тоже повод для народного возбуждения.

К сожалению, в отличие от продуманных технологами и организованных профессиональными провокаторами «терактов», выходки неуравновешенных «индивидуалов» самое опасное «место» в революции. Как показывает опыт, психи делают лишь малую часть, остальное додумывают слухи. Бороться с которыми невозможно в принципе…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам