Пять сценариев

Два с половиной года назад Верховный суд (ВС) должен был сотворить обыкновенное чудо – провести третий тур президентских выборов. И он его сотворил. В результате выиграл Виктор Ющенко. Сегодня ситуация примерно та же: опять суд, и опять от него требуют чуда. Но на этот раз произошла смена декораций. В роли «подсудимого» выступает уже упомянутый Ющенко со своим «отпускным» Указом.

Вместо «оранжевой» массы Киев заполнен «бело-голубыми» сторонниками премьера, а вместо ВС истину в последней инстанции (быть или не быть досрочным парламентским выборам) должен провозгласить Конституционный суд. Кто выиграет, неизвестно. Однако Ющенко проиграет.

Коалиции и правительству удалось за пару дней загнать ситуацию в апробированный еще со времен «оранжевой» революции медиа-конструкт: стороны зафиксировались на грани силового противостояния, а решение проблемы как бы доверено третьему лицу. В данном случае КС. Первые лица Партии регионов заявили о готовности подчиниться любому решению суда, и ситуация оказалась подвешенной. Демонстративная работа правительства и Верховной Рады, которые функционируют в штатном режиме, вынуждает президента отвлекаться на исправление допущенной изначально ошибки. Неужели он действительно думал, что парламент и премьер покорно сложат лапки и, полностью деморализованные, побегут, как зайчики, в Центризбирком регистрировать партийные списки?

Команде президента не удалось справиться с ситуацией за 24 часа, и они вынуждены были втянуться в позиционную борьбу, невольно подыгрывая тем самым премьерской коалиции. Блицкриг – роспуск и практически мгновенный переход в избирательный режим – провалился. Хотя чувствовалось, что ребята готовились. Использовались домашние заготовки по Центризбиркому, Печерскому суду, публичной демонстрации преданности губернаторов, созданию иллюзии единства оппозиции. Однако темп был безнадежно потерян. Уже де-факто сорван график проведения досрочной избирательной кампании. В Центризбиркоме – полный бардак. Главный электоральный счетовод страны Ярослав Давыдович мечется как мальчишка между премьером и президентом. В его заявлениях чувствуется растерянность и желание спокойно дожить до пенсии.

А тут еще Юлия Тимошенко вместе с Юрием Луценко самоустранились от проведения массовых акций под благовидным предлогом. В результате инициатива прочно перешла к бело-голубым, которые стали основным поставщиком типично революционного медиа-продукта для центральных телеканалов: флаги, массы, мегафоны, палаточные городки. У коалиции и правительства появилась простая и доступная для тиражирования идеологема – «указ президента антиконституционный, поэтому последнее слово за КС». Адекватного ответа у инициаторов роспуска Верховной Рады нет. Они все глубже и глубже увязают в паутине тактических конфликтов, что вынуждает их действовать, прямо скажем, топорно. Это же надо додуматься до того, чтобы объявить о незаконности любых действий распущенной Верховной Рады! Якобы после 2 апреля (дата выхода указа президента) депутаты не имеют права заниматься законодательной деятельностью и лишаются своего статуса. Но в Конституции есть специальная статья, которая прямо регулирует проблему преемственности власти. И ссылка на то, что она является «пережитком советского строя», – это, мягко говоря, странный аргумент.

В результате президент последовательно и неуклонно загоняет сам себя в хардкоровский (тяжелый) формат развития событий, предполагающий силовое решение проблемы досрочных выборов. Это означает проведение избирательной кампании «под патронатом» СБУ и Министерства обороны. Естественно, со всеми сопутствующими подобному варианту развития событий «принадлежностями»: блокирование работы законодательного органа власти и Кабмина с помощью силовых подразделений, передача функций правительства Совбезу и главе государства, введение «чрезвычайного положения» или «прямого президентского правления», организация военно-бронетанкового прикрытия для Центральной избирательной комиссии, показательные аресты. Подобное развитие ситуации безумно выгодно премьерской коалиции, поскольку выборы, проведенные под дулом автомата, даже Штаты с трудом могут признать «демократическими». Приходится констатировать: президент склоняется к выбору тупикового политического сценария развития событий. Возможно, он еще не понимает, что проиграл. Ему нечего противопоставить варианту «Ожидание решения Конституционного суда», который довольно технично разыгрывает коалиция.

Судьи КС сегодня буквально придавлены гигантской бетонной плитой ответственности. Председатель суда Иван Домбровский подал в отставку, что свидетельствует о сложнейшей ситуации, в которой оказался Конституционный суд. На нем замкнулись провода высокого политического напряжения. Причем с двух сторон. И чем дальше, тем больше будет накаляться ситуация. КС выбрал тактику работы в нормальном, а не экстренном режиме. Регламент работы суда отводит пятнадцать дней на подготовку предварительного заключения по представлению 53 народных депутатов относительно законности указа президента о роспуске ВР. Другими словами, принять или не принять дело к рассмотрению? Сколько понадобится времени на само решение – неизвестно. Но в данном случае время работает против президента, которому, как это уже всем понятно, не удастся склонить основного электорального игрока – Партию регионов – к участию во внеочередных выборах. И даже неважно, какое решение в конечном счете примет КС. Сроки электоральной кампании, определенные в злосчастном президентском вердикте, уже сорваны. Уложиться до 27 мая однозначно не получится. Теперь перейдем к возможным вариантам развития событий.

Первый: выборы для БЮТ, «Нашей Украины» и группы мелких национал-демократических партий. Политические силы, входящие в коалицию (ПР, СПУ и КПУ) не принимают участия в электоральной кампании, считая ее незаконной. Данный сценарий предполагает установление военной диктатуры как условия проведения досрочного переизбрания парламента. Секретариат президента при поддержке силовых структур должен назначить ЦИК, изыскать деньги для печати бюллетеней и обеспечить явку избирателей. Вы представляете себе эта фантасмагорическую картину? А что делать с парламентом, который изберут меньше половины жителей Украины, имеющих право голоса? Ведь ни для кого не секрет, что восточные области страны не примут участия в организации электорального фарса. И куда «деть» Верховную Раду образца 2006 года? Арестовать членов коалиции в полном составе вместе с Януковичем?

Второй: отсрочка проведения выборов в связи с введением чрезвычайного положения. Если называть вещи своими именами, то это государственный переворот под руководством президента. Он, естественно, предполагает концентрацию полномочий законодательной и исполнительной власти в руках Совета национальной безопасности и обороны, Секретариата Виктора Ющенко или какого-нибудь «Чрезвычайного комитета». Верховная Рада, а также правительство Януковича объявляют «вне закона». До полной «стабилизации ситуации» выборы не проводятся и об их дате будет сообщено после нормализации обстановки в стране и ликвидации «экстремистских и сепаратистских сил». Это, как нетрудно заметить, хардкоровская разновидность первого сценария.

Третий: одновременное проведение президентской и парламентской кампаний. В условиях полярного противостояния Ющенко и Януковича данный вариант почти неосуществим. Виктор Андреевич понимает, что уже не станет президентом. Но не это главное. Вопрос заключается в том, что основными кандидатами являются действующий премьер-министр и Юлия Тимошенко. Договариваться с Юлией Владимировной о распределении ролей, то есть кто будет главой правительства, а кто – главой государства, очень затруднительно. И это еще мягко сказано. Но саму идею двойной кампании Тимошенко может поддержать. Она уже видит, что Виктор Андреевич явно лишний в нынешних раскладах. Ющенко сейчас используют для проведения «грязной работы»: разгон парламента любым путем и отставка нынешнего Кабмина.

Четвертый: превращение парламентских выборов в президентские. Если не произойдут экстраординарные события, связанные с применением силы, то проигрыш Ющенко означает его полное политическое банкротство. В этом случае у него всего лишь два варианта: либо сдаться на условиях коалиции (например, выборы президента в парламенте), либо схлопотать импичмент за организацию государственного переворота. А все признаки путча налицо. Дело уже дошло до того, что СНБО обязывает (!) Кабмин финансировать проведение досрочной электоральной кампании. Бред какой-то…

Пятый: введение моратория на проведение любых досрочных выборов. Это самый оптимальный вариант выхода из силового противостояния. Внеочередные парламентские выборы не решают проблему кардинального изменения расстановки сил на высшем политическом уровне. Они создают предпосылки для новых выборов и, в конечном счете, приведут к диктатуре института президентства, поскольку серия бесплодных попыток дискредитирует парламентаризм. При наличии подконтрольного Тимошенко Ющенко всегда можно найти повод распустить ВР. Электоральный мораторий не устраивает Тимошенко. Но данный сценарий еще должен созреть. По крайней мере, баланс на грани войны способствует частичному отрезвлению команды президента и создает предпосылки для начала диалога. Правда, если Виктор Андреевич окончательно утратил волю, растворившись в интеллекте Юлии Владимировны, то говорить о переговорах не имеет смысла.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам