Ночной Кабмин

В ночь со второго на третье апреля премьер на заседании правительства сообщил, что у президента есть последний шанс урегулировать ситуацию – не публиковать указ о роспуске Верховной Рады. Неопубликованный указ силы не имеет. Впрочем, вероятность того, что президент отыграет ситуацию назад, крайне незначительна. Виктору Ющенко просто дали последний шанс. Но он им не воспользуется. Ночной Кабмин, который завершил свою работу в присутствии прессы в два часа ночи, принял постановление, смысл которого сводится к следующему:

А) указ президента о роспуске парламента является незаконным, поэтому выполнению не подлежит;

Б) органы власти и местного самоуправления, а также предприятия с госменеджментом работают в штатном режиме;

В) деньги на выборы выделяться не будут, поскольку в государственном бюджете на 2007 год средства на эти цели не предусмотрены.

Премьер Виктор Янукович дал возможность высказаться по поводу текста постановления всем без исключения членам Кабинета министров. Вяло пытались протестовать только двое президентских ставленников: глава военного ведомства Анатолий Гриценко и министр иностранных дел Арсений Яценюк. Первый смутно бормотал прерывающимся от волнения голосом о войсках, которые будут «контролировать» ситуацию в соответствии с требованиями Конституции и законодательства, а второй предлагал Виктору Федоровичу уединиться без присутствия прессы и поговорить за жизнь. Арсений Петрович явно перенял иррациональную терминологию Виктора Ющенко, поскольку нес что-то о какой-то «остановке», «спокойной голове» и прочей чуши. Гриценко ощутимо задергался, когда главный мент страны, сидевший рядом с ним, начал излагать свою позицию как простого гражданина: «она (Юлия Тимошенко) вас всех использует», «я давно предупреждал, что это добром не кончится». А потом, как министр МВД, гарантировал полное спокойствие. Яценюк еще немного повозникал по поводу юридических формулировок постановления. Типа, нельзя признавать указ президента незаконным. Но старшие товарищи быстро поправили своего юного коллегу. Бить не стали, а министр юстиции Александр Лавринович доходчиво разъяснил Арсению Петровичу смысл статьи 90 Конституции. В общем, президентские ставленники выглядели, как всегда, бледно. Гриценко был привычно красен и раздут то ли от неправильного питания, то ли от переполнявших его чувств. Чувствовалось, что он под впечатлением от беседы с Ющенко. Но, как говорится, впечатления к делу не пришьешь. А дело заваривается серьезное.

Верховная Рада, которая перед ночным заседанием Кабмина лишила президента возможности проведения выборов (признала соответствующий указ незаконным, «денонсировала» персональный состав Центральной избирательной комиссии и запретила выделять деньги на организацию электоральной кампании), наиграла простой и понятный всем политический пас правительству. Кабмин принял мяч и издал постановление. Анатолий Гриценко пообещал, что президент отменит его и отправит в Конституционный суд. Это ему поможет как мертвому припарка. Он начал игру, которая уже вышла за рамки принятых правил. Более того, Виктор Андреевич первым их нарушил и подал соответствующий пример. На любое действие всегда найдется противодействие. Кабминовцы еще сгоряча хотели поручить Министерству чрезвычайных ситуаций вместе с МВД обеспечить охрану всех техногенных объектов, но затем решили не пугать народ. Зачем? Решение принято. Президенту приговор подписали. Напоследок дали шанс подумать. А если не одумается, то дальнейшее развитие событий более или менее понятно.

ВР будет наращивать законодательный прессинг. Она должна продемонстрировать, что работает в нормальном режиме и не собирается выполнять указ о своем роспуске. Само здание будет взято под двойной контроль: «живое кольцо» из сторонников коалиции, и милицейские заграждения. Кабмин тоже. Что касается здания Секретариата президента, то и оно будет усиленно охраняться. Но есть один нюанс: конвой от охраны отличается лишь поставленной утром задачей. Начался этап позиционного силового противостояния в преддверии горячей фазы конфликта. Оппозиция основной упор сделает на «мясо» – наемников улиц. Однако она обречена, поскольку материальных и организационных ресурсов ей хватит лишь на пару недель активной работы. А дальше должен произойти психологический слом. Если, конечно же, не произойдут экстраординарные события, которые разрушат модель относительно мирного противостояния с предложениями сесть за стол переговоров. Это может быть что угодно: внеплановое перемещение войск, попытка штурмовать здание парламента, арест Кабмина верными президенту частями и так далее. Но в данном случае Ющенко придется учитывать одну простую вещь: еще ни одни демократический режим не приходил к власти с помощью армии. И этого, уверен, не произойдет.

Логика развития ситуации подсказывает, что через короткий промежуток времени президенту будет предложено уйти в отставку по своей воле. Если он не поймет и этот сигнал, то тогда начнется процедура «политического импичмента». Почему политического? Потому что выдержать все требования процедуры невозможно. Но зато сегодня более чем реально собрать свыше трехсот голосов для демонстрации отношения законодательного органа власти к Ющенко.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам