Конституционное рейдерство

Президент Виктор Ющенко все-таки встретился с судьями Конституционного суда. Правда, встреча состоялась не в Секретариате главы государства, как, судя по всему, изначально планировалось, а непосредственно в помещении КС. Вчера, 26 марта, намерение Ющенко пообщаться с конституционными судьями привело к скандалу. “Регионалы” и коммунисты обвинили президента в “давлении” на КС. Еще раньше появилась информация о том, что глава президентского Секретариата Виктор Балога чуть ли не ночью навестил одного из судей и о чем-то долго с ним беседовал.

Сегодняшнее поведение Виктора Андреевича свидетельствует о том, что президент действительно стремится лично пообщаться с нынешним составом КС. Во всяком случае, факт встречи уже официально подтвержден пресс-службой Ющенко. И, судя по всему, беседа получилась долгой. Не исключено, что президент действительно хотел вызвать к себе конституционных судей. Это поступок вполне в его духе. Лидер нации достаточно часто не обращает внимания на многие «условности». Действительно, не пристало президенту к кому-то ехать. Он просто дал поручение Балоге, а тот его выполнил. Но разгорелся скандал, поскольку соответствующая информация просочилась к коалиционерам. Окружение Ющенко почувствовало, скажем так, двойственность ситуации. Вызывать к себе судей и проводить с ними совещание – это, согласитесь, перебор. У президента есть свой представитель в суде, поэтому гораздо безопаснее передавать судьям «мэсседжи» через него. В таком случае Виктора Ющенко никто не сможет обвинить в попытке подкорректировать поведение членов КС. Однако Ющенко, по всей вероятности, решил пойти ва-банк. И у него для этого есть свои причины.


Первая:
в сложившихся политических раскладах Конституционный суд – последняя надежда президента вернуть себе если не все, то хотя бы часть полномочий Леонида Кучмы. Ющенко проиграл войну с премьером, и теперь он и его окружение достаточно бессистемно ищут варианты выхода из тупиковой ситуации. Практически все они упираются в проблему КС. Провести досрочные парламентские выборы? Необходимо разъяснение Конституционного суда. Изменить Основной закон в свою пользу? Естественно, без КС не обойдешься. Отправить правительство в отставку? Опять нужен суд. Главная проблема заключается в том, что президент не может с помощью имеющихся у него политических и организационных ресурсов заблокировать явное доминирование премьера. Конечно, можно дразнить коалицию с помощью многочисленных информационных поводов, которые в последние два месяца в потрясающем количестве выдавала команда Балоги. Однако в ответ пропремьерская коалиция нанесла всего лишь один, но нокаутирующий удар – расширение своего состава путем перехода знаковых фигур из оппозиции (Анатолий Кинах). Это все равно, что зарядить ломом по голове. Ощущения примерно те же. Конечно, можно говорить об извращении воли народа, поскольку избиратели голосовали за одно, а в итоге получилась совсем другая политическая конфигурация в Верховной Раде. Но опять-таки данные вопросы – компетенция Конституционного суда. В отличие от коалиции, повторим, у Ющенко вместе с Тимошенко нет ресурсов, чтобы переиграть ситуацию с помощью политических методов давления. Вариант прямого народовластия – люди на улицах и площадях – судя по всему, в Секретариате уже не рассматривается в качестве базового. Оппозиция потеряла самое главное – темп. Есть еще одна сложность: Юрий Луценко, который сегодня является единственным более или менее реальным организатором варианта прямого народного давления, действует вне парламентской зоны. Другими словами, консолидировать БЮТ и «Народную самооборону» с целью проведения досрочных выборов будет очень трудно. Зачем Тимошенко наигрывать Луценко электоральные бонусы за свой счет? Ведь те проценты, которые «самбисты» могут получить на досрочных выборах, – это потерянные голоса БЮТ. А если подождать хотя бы до осени, то «Народная самооборона», которая не имеет организационной структуры, растратит свое влияние. Ведь Луценко уже ведет предвыборную кампанию. И в этом отношении отсутствие организационных ограничений – его сила. Однако слабость заключается в том, что образуется политический пузырь, который быстро лопается. Впрочем, не будем отвлекаться.


Вторая:
судя по целому ряду косвенных признаков, КС не настроен втягиваться в президентско-премьерские разборки, превращаясь в инструмент политической расправы. В конце февраля и в начале марта в политикуме настойчиво циркулировали слухи о неком рейтинговом голосовании, якобы проведенном судьями КС по вопросу подсудности (неподсудности) конституционной реформы. 13 судей из 18 решили, что это не в их компетенции. Немного истории: 18 января 2007 года Конституционный суд официально приступил к рассмотрению дела по представлению 47 народных депутатов относительно соответствия Конституции закона «О внесении изменений в раздел V – «Заключительные и переходные положения» закона «О Конституционном суде». По мнению авторов представления, этот закон ограничивает права КС, поскольку запрещает «трогать» политическую реформу. Дескать, не судейское это дело – решать вопрос об отмене декабрьского пакета 2004 года.

Если данные слухи действительно соответствуют реальности, то команда президента может «сливать воду». От такого решения Конституционного суда проигрывает, в первую очередь, президент, поскольку у него нет политических ресурсов, с помощь которых он мог бы изменить ситуацию. Если судьи отказываются рассматривать «дело о реформе», то: а) они четко дают понять, что «умывают руки»; б) команда президента может не рассчитывать на позитивное решение по целому ряду вопросов, в том числе и по императивному мандату и контрассигнации; в) с помощью КС Ющенко уже не вернет себе полномочия Кучмы.

Несмотря на то, что пресс-служба Конституционного суда опровергла факт проведения рейтингового голосования в пользу премьера, «осадочек», как говорится, остался. Аналитики уже вовсю говорят о поражении президента, которого теперь можно спокойно «добивать». Да и затягивание с вынесением вердикта (напомним, что знаковое дело начато 18 января) тоже выглядит довольно подозрительно. Ее можно интерпретировать как факт противоборства премьера и президента: Янукович добился своего, однако Ющенко делает все возможное, чтобы соответствующее решение не было оформлено и вступило в силу. Такой себе компромиссный вариант, который по определению не может тянуться долго. Время, судя по всему, заканчивается. Премьер наращивает темпы наступления, и решение по поводу неподсудности КС политреформы пришлось бы, как говорится, «в жилу». Ющенко это понимает и пытается любой ценой сломать ситуацию. Даже путем личной встречи с судьями, что однозначно интерпретируется как давление на судебную ветвь власти. В данном случае КС оказался в роли заложника.


Третья:
Виктор Ющенко еще во время президентских выборов поверил в силу судебной власти. Ведь именно благодаря Верховному суду, принявшему решение о проведении так называемого третьего тура выборов, он стал президентом. Виктор Андреевич подсознательно стремится использовать суд для восстановления своих полномочий. При этом он как-то забывает, что судебная власть – не игрушка. Да и дважды реализовать один и тот же вариант не удастся. В политике такое, как правило, не получается. Кроме того, и ситуация сегодня иная. Даже если КС начнут пикетировать тысячи демонстрантов, такого эмоционального подъема, какой был во времена Майдана, уже не будет. Нельзя с помощью наемной “биомассы” сымитировать второй «оранжевый» оргазм.

Скорее всего, последствия встречи президента с КС будут негативными. Для него лично и для судей. Ведь Ющенко уже самим фактом приезда в суд поставил их в неудобное положение. Теперь любое решение, принятое после его визита, станут толковать как следствие вмешательства президента в деятельность независимой судебной ветви власти. Благо есть информация о том, что КС уже принял судьбоносное решение. Если результат окажется иным, то виноват, естественно, Ющенко.

Интересный момент: допустим, судьи не проводили знаменитое “рейтингового голосование”. Это была утка, запущенная с целью вынудить главу государства предпринять неадекватные действия. В таком случае провокация удалась на сто процентов. Президент уличен в факте конституционного рейдерства, то есть давления на судебную власть. Что и требовалось доказать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам