Ахиллесова пята Тимошенко

Императивный мандат – палка о двух концах. Вполне может отскочить от чего-то мягкого и упругого, а затем трахнуть по голове бьющего. Поскольку президент посчитал, что с Тимошенко лучше договориться, чем воевать, то подписал императивный закон. Только Конституционный суд может отменить эту норму. Однако пока никто туда (в КС) не обращался. Лидер партии промышленников и предпринимателей (ППУ) Анатолий Кинах грозился собрать 45 подписей парламентариев, чтобы направить соответствующее представление в суд. Однако на сегодняшний день обращение в КС не поступало…
Оно и понятно, поскольку ППУ представлено во фракции «Наша Украина», которая, если верить ее лидеру Вячеславу Кириленко, подписала с БЮТ договор о сотрудничестве. Насколько далеко зайдет это сотрудничество – неизвестно. Но прогнозы самые неутешительные, поскольку все знают, насколько непросто (мягко говоря) дружить с «Нашей Украиной» в лице президента. Да и Юлия Владимировна особо любить «нашеукраинцев» не обещала. Он лишь пообещала Виктору Андреевичу не «сливать» голоса в пользу антикризисной коалиции. В секретариате Ющенко небезосновательно опасаются, что БЮТ может помочь «регионалам» преодолеть вето на законы о Совете национальной безопасности и обороны, основах внутренней и внешней политики, Конституционном суде, о президенте. Пока они не приняты, но ситуация может измениться в любой момент. Причем момент, скорее всего, наступит в ближайшие недели. Так лучше дать Тимошенко императивный мандат для депутатов местных советов, чтобы не оказаться в дурацкой ситуации. Да еще в нагрузку «Нашу Украину», которая способна удушить в своих объятиях почти всех. Кроме, естественно, Юлии Владимировны.

Тимошенко, получив в свое распоряжение «императивную дубину», почти сразу же решила показательно ее использовать в масштабах всей страны. Намечен тур лидера БЮТ по регионам Украины, в ходе которого Тимошенко планирует восстановить управляемость своей политической структуры. Заодно и попиарится как лидер всеукраинской борьбы за снижение тарифов. «Вы еще платите по новым коммунальным расценкам? Тогда мы идем к вам». Кстати, БЮТ взяла самый высокий среди политических структур темп проведения агитационной кампании. Борьба за «неприкосновенность» украинской газотранспортной системы, принятие соответствующего закона, война с киевским мэром, «приватизация» Дня влюбленных и, наконец, визит в гущу народа. Зачем так торопится? А выхода другого нет. Если в ближайшей перспективе (год – полтора) на горизонте не замаячит реальная перспектива проведения досрочных парламентских выборов, то Тимошенко стабильно проиграет в конкурентной борьбе с Партией регионов. БЮТ по-прежнему будет второй крупнейшей политической силой в стране. Но только второй. С мечтой о формировании монопартийного большинства в будущем составе Верховной Рады можно будет распрощаться. Программа-минимум – создание правящей коалиции с «Нашей Украиной», которая будет выступать в роли младшего партнера с правом совещательного голоса – тоже окажется невыполнимой. Юлия Тимошенко понимает, что находится на пике своей политической формы. Второго такого шанса уже не будет. Именно этим, на наш взгляд, и объясняется высокий темп проведения ее компании. Теперь остановимся более подробно на концепции «палки о двух концах» применительно к императивному мандату.

В соответствие с новой редакцией закона о статусе «местных» депутатов, решение о «зачистке» рядов принимает партийный орган. Вот это и есть та самая ахиллесова пята Юлии Владимировны. Она выстроила идеальную пирамидальную структуру управления блоком, партией и фракций. Основной ресурс БЮТ – это сама Тимошенко. Никто даже в теории не способен заменить ее. Без Юлии Владимировны БЮТ перестанет существовать. В этом ее сила и одновременно слабость. Если продолжить использование аналогий с древнегреческой мифологией, то партия «Батькивщина» сегодня представляет собой колосса на глиняных ногах. До, во время и после выборов никто в БЮТ не обращал внимания на такие «мелочи». Главная тема – внешний вид самой Юлии Владимировны, а также качество и образность ее речи. Все остальное второстепенно. Или даже третьестепенно.

После проведения более чем успешной персональной избирательной кампании, Тимошенко столкнулась с типичными для жестких иерархических структур проблемами:

· кризис управляемости. Когда каждый шаг должен утверждать лидер, то система эффективно функционировать не в состоянии. Даже несмотря на потрясающую работоспособность Юлии Владимировны;

· эффект «второго я». В БЮТ появилась группа людей, присвоившая себе право интерпретировать мнение лидера. Тимошенко периодически меняет своих фаворитов, однако проблема не исчезает. Более того, в последнее время заговорили о передаче бютовского брэнда в управление;

· откровенно слабый персональный состав депутатского корпуса, который обусловлен провалами в работе по подбору коммерческих и политических кадров;

· чрезвычайное развитие интригантства в первом и втором круге окружения Юлии Владимировны. Типичная, кстати, черта любой авторитарной системы управления;

· рост числа недовольных и обделенных. Фактически речь идет о формировании внутренней оппозиции. Какие-то группки товарищей начинают кучковаться по финансовым, интеллектуальным, политическим и личным интересам. В открытую почти никто пока не решается выступать против генеральной линии. Однако недовольных становится все больше и больше. Пока чисто военный метод решения проблемы срабатывает. Это когда старшина всех построит, петухом пройдется перед застывшими, как истуканы, солдатами, и предложит всем, кто им недоволен, добровольно и честно выйти из строя. Странно, но на моей памяти никто не воспользовался такой прекрасной возможностью.

К чему все это ведет? К угрозе внутреннего партийного переворота. А спровоцировать его может массовая зачистка бютовских рядов в регионах. На местах же все очень не просто. Там существует такой клубок местечковых связей, что разрубить его с помощью императивного меча не получится. Потом получишь «обратку». Да еще оттуда, откуда ну никак не ждешь. Конечно, справедлив и другой принцип – бей своих, чтобы чужие боялись. Но избиение может перерасти в бунт. Такое тоже частенько случалось в партийной истории. Поэтому выход местных партийных организаций БЮТ из сферы жесткого центрального управления – вполне реальная проблема. И не факт, что решения партфорумов об исключении неблагонадежных элементов из сплоченных бютовских рядов не будут оспариваться в судебном порядке, либо саботироваться. В результате БЮТ получит удар в незащищенную пятку, от которого вряд ли сумеет быстро оправится.

Теперь необходимо учитывать следующий момент: императивный мандат на уровне Верховной Рады как бы не действует. Во всяком случае, «зачистить» состав парламентской фракции до получения соответствующего разъяснения Конституционного суда нельзя. Поэтому не исключено, что депутаты БЮТ в Верховной Раде могут стать «крышей» для региональных партийных «мандатоносцев». А это уже не партийный, а политический кризис.

Наверное, Юлия Владимировна учитывает данные факторы, поскольку явно торопится действовать. Тоже по военному: показательно «расстрелять» двух-трех человек, а остальные крепко призадумаются. По крайней мере, притихнут.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам