Вето-болезнь

Выполнение бюджета 2007 года под угрозой. Многих удивило, почему президент не наложил вето на его последний вариант, хотя окружение с Банковой на этом настаивало. Оказывается, была использована более хитрая схема – ветирование списка приватизации, что автоматически «обрубает» доходы казны и лишает привлекательности «изюминки» списка – «Укртелеком» и Одесский припортовый завод. Аналитики предполагают, что основным мотивом вето стала норма о продаже объектов с землей, против которой выступали многие лоббисты.

Вето на закон «О перечне объектов права государственной собственности, которые подлежат приватизации в 2007 году» наложено в очень удобный момент: накануне новогодних каникул, рассчитанных до 9 января. Если после их окончания «утомленные отдыхом» депутаты не примут предложения Виктора Ющенко или не преодолеют вето, процесс реализации государственного имущества будет застопорен. Дело в том, что закон содержит не только перечень подлежащих приватизации объектов, но и рекомендации ФГИ относительно идеологии процесса. А когда идеология непонятна, ни один крупный бизнес не решится вкладывать деньги в имущество.

Напомню, что Ющенко мотивирует свой отказ подписать закон тем, что к конституционным полномочиям парламента не относится утверждение списка приватизации. Дескать, Конституция относит к полномочиям Верховной Рады утверждение списка предприятий, которые не подлежат приватизации, а также определение правовых оснований для изъятия объектов права частной собственности и определение законами правового режима собственности.

Ющенко также считает, что утверждением такого списка парламент сделал невозможной приватизацию в 2007 году предприятий, которые в него не включены, в частности, объектов малой приватизации, объектов социально-бытового назначения и незавершенного строительства. В такой ситуации для проведения их приватизации потребуются отдельные законы, которые будут вносить изменения и дополнения в этот закон.

Президенту особо не нравится статья 4 ветированного закона, которая предполагает продажу этих акций государственными органами приватизации с использованием открытости предложения цены по принципу аукциона. Типа при отсутствии правого регулирования этой процедуры приватизация осложнится и приведет к падению уровня поступлений от приватизации в доходную часть госбюджета.

Наконец, бросается в глаза претензия, ставшая, вероятно, причиной вето: о том, что покупатель акций госпредприятия, в уставном фонде которого доля государства превышает 25%, и государству принадлежит земельный участок этого предприятия, вступает в единоличное владение этой землей. Президент считает, что это нарушает права других акционеров компании, а также открывает возможности перед владельцем пакета более 25% акций оказывать давление на других акционеров с целью принятия нужных ему решений. Ющенко считает, что включение стоимости земли в пакеты акций приведет к удорожанию акций и может сократить спрос на них со стороны инвесторов. Такой механизм продажи земли ограничит доступ к приватизации для иностранных инвесторов, поскольку они могут покупать землю из государственной собственности по поручению Кабинета министров и при согласовании с парламентом.

В связи с этим Ющенко предлагает исключить из закона статьи 2, 3 и 4, в которых утвержден список приватизации, а также дано поручение Фонду государственного имущества поквартально распланировать приватизацию указанных в законе объектов. Напомню, что ст. 3 устанавливает, что ФГИ согласовывает с комитетом парламента по вопросам экономической политики план приватизации по каждому объекту госсобственности, который занимает монопольное положение на рынке или имеет стратегическое значение для экономики.

Что можно сказать по данному поводу? Во-первых, идея продавать объекты с землей, на которой они расположены, начала развиваться еще во времена правительства Юрия Еханурова. Важно отметить, что еще 18 мая 2006 года прежний Кабмин, на который имел безграничное влияние Виктор Ющенко, принял постановление, которым утвердил порядок продажи земельных участков под приватизируемыми объектами. Скажу больше, в госбюджете на 2006 год были предусмотрены поступления от приватизации земельных участков под объектами приватизации в размере 898 млн. грн., однако из-за отсутствия соответствующего порядка приватизация таких земельных участков не осуществлялась.

Возникают два вопроса: почему президент Украины Ющенко Виктор Андреевич, которому так не нравится приватизация с землей, не ветировал бюджет 2006 года, подготовленный правительством «Нашей Украины»? И почему он своей властью не остановил действие упомянутого постановления от 18 мая? Ответ прост: потому что тогда премьер-министром Украины не был Янукович Виктор Федорович.

К сожалению, отношение президента к премьеру, как у свекрухи к нелюбимой невестке, сказывается на «детях». То бишь на украинском народе. Потому что если власть не сможет продавать «вещи из дома» (проводить приватизацию), многие социальные программы придется пересмотреть. И пенсионеры не получат того уровня материального обеспечения, о котором так печалился Виктор Андреевич, накладывая вето на бюджет с подачи Арсения Яценюка.

Рассмотрим претензии дальше. Виктор Ющенко утверждает, что отсутствие правового регулирования процедуры приватизационных аукционов приведет к падению уровня поступлений от приватизации в доходную часть госбюджета. А кто, как не президент, хвастался тем, как круто «нашеукраинское правительство» провело аукцион по продаже «Криворожстали»? Почему-то в том случае доходы в бюджет поступили нехилые, что смог увидеть Виктор Андреевич своими глазами, следя за монитором, на котором прыгали астрономические для Украины цифры. И отсутствие правового регулирования процедуры не помешало успеху проведения прозрачных аукционных торгов. Не помешает оно и в 2007 году. Тем более что юристы ФГИ запросто могут составить необходимые нормативные документы и все там прописать. Так что оценивать данный повод для вето иначе, чем безосновательную придирку, невозможно.

Для Кабмина вето на данный закон было в некоторой степени неожиданным. Ведь в законе были учтены многие предложения президента, главные из которых – выставить на приватизацию пакеты акций ОАО «Укртелеком» и ОАО «Одесский припортовый завод». А также распродать пакеты акций двенадцати облэнерго.

Для парламента оспаривание его права утверждать список приватизируемых объектов тоже удивительно. Ведь список обычно «пришпиливали» в числе «додатков» к проекту бюджета, который голосуется как обычный закон. И никогда это не вызывало изумления и негодования на Банковой.

Если проголосовать замечания президента, то закон окажется в кастрированном до неприличия виде. Отсутствие перечня сильно испугает инвесторов, поскольку не дает гарантий, что все перечисленные объекты будут приватизированы. Это также дает возможность лоббистам продавливать внеплановую продажу приглянувшихся им предприятий. Наконец, то, что приватизация «Укртелекома» теперь не оформлена законодательно, снижает его стоимость ориентировочно на 10-15%. Жаль, если Виктор Андреевич добивается этого сознательно, а не под пагубным влиянием разыгравшихся «киндер-сюрпризов» из экономического управления…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам