Туркменские ловушки

Проблемы «обезглавленного» Туркменистана плотно входят в политическую жизнь Украины и становятся нашими внутренними тревогами. Поездка на похороны Сапармурата Ниязова огорчила украинскую делегацию: во время нее выяснилось, что мы можем не получить полный объем законтрактованного газа. На Западе разворачивается скандал вокруг счетов Туркменбаши в Deutsche Bank, которые, возможно, наполнялись «откатами» из Украины.

Наконец, из Европы в Ашхабад с остановкой в Киеве едут туркменские оппозиционеры. Если состоятся их встречи с украинскими политиками, страна будет автоматически втянута в борьбу за власть после смерти автора «Рухнамы»…

С газом ситуация двоякая: с одной стороны, почти все объемы туркменской добычи закуплены на 25 лет вперед Россией по фиксированной цене, и вряд ли этот контракт будет расторгнут, с другой – в случае «заварушек» работа по выкачиванию голубого топлива из недр Туркменистана может застопориться. Пока в прессе появилась информация, что поставки туркменского газа в Украину в 2007 году составят 38 млрд. куб м. Это на 4 млрд. меньше планированных объемов, о которых ранее заявлял министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Возможно, разницу удастся дополнить недорогим узбекским и казахским газом. Если, конечно, мы договоримся с Россией об их прокачке. Если нет, то возникнет необходимость дополнительного замещения недостающих объемов газа российским «Газпромом», в среднем по $200-230 за 1 тыс. куб. м.

При этом Россия оказывается в еще более щекотливом положении, нежели мы. Дело в том, что она получала сверхприбыли от перепродажи относительно недорогого туркменского газа на Запад по более высоким ценам. Туркменбаши не имел прямого выхода на европейский рынок, поскольку туда была проложена российская труба. Отношения Москвы и Ашхабада всегда колебались в двух плоскостях – либо краткосрочные соглашения по выкупу туркменского газа «Газпромом», либо долгосрочные. Самостоятельной игры на мировом энергетическом рынке Ниязов не вел и не стремился к этому. Что было весьма выгодно России. Фактически она представляла Туркменбаши своим партнерам как сателлита своего нефтегазового комплекса, а себя в роли обладателя эксклюзивных прав на торговлю туркменским газом.

Ответ на вопрос, почему Туркменбаши при всем его величии это терпел и не пытался пробраться на мировой рынок самостоятельно, довольно прост. «Прорубить окно в Европу» он не имел географической возможности. Попробовать выйти в свет через южный Кавказ и Турцию путем строительства транскаспийского газопровода опасался политически. Дело в том, что подобный проект был инициирован западными государствами и США, а его реализация потребовала бы интеграции Туркменистана в транснациональный бизнес. В стране появились бы представительства иностранных компаний, западные специалисты, наконец, иностранные деньги. Соответственно возрастал риск вмешательства во внутренние дела Туркменистана, поддержки оппозиции и ослабления безграничной власти Туркменбаши. Он прекрасно понимал, что не стоит допускать в созданный им «кокон» чужаков, лучше работать с Россией, которую такой формат отношений вполне устраивал, вследствие чего она не вела игр с оппозицией.

Не случайно премьер России Михаил Фрадков и глава «Газпрома» Алексей Миллер первыми поспешили отправиться в Ашхабад, обрабатывать потенциального преемника Ниязова. В этом им очень нужна Украина. Есть информация, что на переговорах с Виктором Ющенко Владимир Путин высказывал настоятельную просьбу не вмешиваться в газовые «разборки» и не отогревать туркменскую оппозицию. Однако, по слухам, однозначного ответа от Ющенко он не получил. А спустя считанные дни после визита российского президента в Киев, тут появились представители туркменской оппозиции. Как сообщается в распространенном анонсе, ожидается участие лидеров оппозиционного общественно-политического движения «Союз демократических сил Туркменистана»: бывшего вице-премьера, бывшего председателя Центробанка Туркмении Худайберды Оразова и экс-посла в Турции Нурмухаммеда Ханамова.

По этому поводу уже высказалась Партия регионов. Член фракции партии Тарас Чорновил сказал, что регионы считают нецелесообразными и недальновидными встречи украинских политиков с представителями туркменской оппозиции. Комментируя намерение представителей туркменской оппозиции просить украинских политиков помочь им прийти к власти в Туркменистане, Чорновил назвал это «провокацией», направленной на вмешательство во внутренние дела другой страны.

В то же время для США, которые ставят стратегической целью выбивание Москвы с лидирующих позиций на рынке газа в Европе, нужно расшатать ситуацию в Туркменистане и помешать прийти к власти тому из потенциальных наследников, кто будет работать в рамках 25-летнего договора. Понятно, что оказать действенную помощь Вашингтону в этой комбинации Банковая не сможет, но МИД и его подразделения, говорят, уже дало зеленый свет проекту «разбивания бивуака» туркменской оппозиции на нашей земле.

Погружение Украины в «туркменский гамбит» чревато проблемами для нас же самих. Я не говорю о судьбе начатых Украиной в Туркменистане инвестиционных проектов (в частности, строительства моста через Амударью, реконструкции компрессорных станций и т. д.), важнее, не придут ли там к власти исламисты. После смерти Ниязова перспектива исламизации светского режима в стране стоит довольно остро. Об этом позаботятся Иран и другие арабские государства, которым важно, чтобы в Туркменистане не утвердился прозападный режим. С другой стороны, американцы будут предпринимать обратные усилия, добиваясь результата «без ислама и России». Как показывает опыт Киргизии, подобные схемы обычно приводят к «хаотизации» политической ситуации в стране. И, соответственно, срыву газовых контрактов.

Наконец, если к борьбе за власть будет допущена оппозиция, она начнет разыгрывать карту многомиллиардных счетов Ниязова за Западе, доказывая тезис о том, что он обворовывал свой народ. «Financial Times» уже опубликовала информацию (вероятно, полученную от оппозиции) о том, что Ниязов держал деньги в немецком Deutsche Bank. Согласно данным газеты, «на счете в банке находится $1,68 млрд. по контракту на экспортную поставку газа в Украину, подписанному туркменским правительством в 2001 году», и «право распоряжаться счетом Deutsche Bank получил от Центрального банка Туркменистана». Согласитесь, если эта тема получит дальнейшую «раскрутку», Украине может грозить неприятный коррупционный скандал мирового масштаба. Которого нам только и не хватало…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам