Закон об оппозиции, по которому было так много споров, во вторник должен быть вынесен на утверждение парламента. Однако в этот же день ВР планирует окончательно разобраться с бюджетом. Он есть или его нет? Если нет, то появляется почва для разговоров о полномасштабном политическом кризисе, финалом которого могут стать досрочные парламентские выборы.
В реализации такого сценария больше всех заинтересована Юлия Тимошенко, однако есть одно «но» – отсутствие легитимного повода для роспуска ВР. Тимошенко сегодня оказалась перед выбором: или синица в руках (закон об оппозиции), или журавль в небе (возможные внеплановые выборы парламента с непрогнозируемым для БЮТ результатом)…
Вкратце напомним историю вопроса. Пару месяцев назад Юлия Владимировна выступила инициатором закона об оппозиции: ей необходимо было монополизировать протестную нишу. Проблема обострилась, когда за право контроля над оппозицией БЮТ «схлестнулась» с «Нашей Украиной». После того, как 6 октября пропрезидентская партия объявила о переходе в оппозицию к правительству, а Роман Безсмертный (лидер фракции) выступил с предложением о создании единой оппозиционной Конфедерации, стало понятно, что борьба между соратниками по Майдану неминуема. Слишком высоки ставки в этой игре, поэтому вопрос: «кто главный в оппозиционном лагере?» приобрел стратегическое значение. Ответ на него, по идее, должен быть дан завтра. В принципе, даже неважно, что написано в данном документе – он становится бартерным, его должны «махнуть» на бюджет-2007. Именно по этой причине оппозиционный закон не рассматривался в пятницу – вплоть до угрозы блокирования трибуны членами БЮТ. Нежелание Александра Турчинова обсуждать закон на прошлой неделе вполне понятно: не было предмета торга (президент встречался с лидерами коалиции и премьером «по бюджетному вопросу» в субботу) – это раз. Закон об оппозиции легко могли прокатить в сессионном зале – это два.
Теперь ситуация кардинально меняется: коалиции нужна БЮТ, а Тимошенко нужны голоса коалициантов. О том, что АК (антикризисная коалиция) готова договариваться с Тимошенко, говорит уже тот факт, что от резкого непринятия закона о парламентской оппозиции, созданного Юлией Владимировной, большевики перешли к совместной работе над этим законопроектом. И уже не стали казаться столь циничными нормы о контроле за бюджетным процессом, о том, что оппозиции отойдет большинство должностей в Счетной палате и Высшем совете юстиции, о праве на председательство в 12-ти комитетах Верховной Рады. Хотя еще недавно оппоненты Юлии Владимировны громили этот закон, как антиконституционный, сегодня социалисты, регионалы и «нашеукраинцы» расписывают преференции для политических противников с редким единодушием. В результате такой совместной работы оппозиция получает невиданные льготы, особенно в бюджетной и кадровой сферах. Широкий объем полномочий говорит о высоком уровне зависимости большевиков от голосов парламентского меньшинства. Судите сами. Согласно новому закону, оппозиция получает:
– возможность контролировать бюджетный процесс на всех его этапах: Секретариат парламентской оппозиции войдет в список главных распорядителей бюджетных средств наравне с другими уполномоченными органами. В свою очередь, Министерство финансов при подаче ежегодного проекта Закона о Госбюджете будет обязано добавлять предложения оппозиции вместе со своим заключением относительно целесообразности их учета с обязательным финансово-экономическим и юридическим обоснованием. Представитель оппозиции имеет право принимать участие при принятии постановления Кабмина об одобрении проекта Госбюджета. При этом в правительственном постановлении отдельно указывается общее заключение оппозиции относительно проекта Госбюджета.
– «Спрашивать» с Госказначейства. Законопроект предусматривает, что Госказначейство предоставляет оппозиции месячную отчетность о выполнении Госбюджета, в том числе о выполнении защищенных статей Госбюджета, использования средств с резервного фонда Кабмина, фактического поступления налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов в бюджет, налоговой задолженности, включая суммы недоимки и переплаты (в отраслевом и территориальном разрезе, а также в разрезе источников доходов и форм собственности). Также Госказначейство обязано предоставлять отчеты о балансе и выполнении Госбюджета, о движении денежных средств, информацию о состоянии государственного долга, сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов, отчеты о кредитах и операциях, касающихся государственных гарантийных обязательств. Оппозиция имеет право, согласно проекту закона, получать от органов взыскания информацию о потерях доходов бюджета в результате налоговых льгот, а также о суммах реструктуризированной и списанной налоговой задолженности (в отраслевом и территориальном разрезе, а также в разрезе источников доходов и форм собственности) и суммы отсроченных и рассроченных платежей не позже 35 дней по окончании квартала.
– » Рулить» Счетной Палатой. В документе предусмотрено, что оппозиции отойдут большинство руководящих должностей в Счетной палате: председатель, заместитель, секретарь и четыре контролера назначаются по представлению оппозиции, в то время, как первый зампред и три контролера – по представлению коалиции. Правда, при назначении председателя нужно, чтобы во время тайного голосования его кандидатура получила конституционное количество голосов.
– Закрепиться в руководстве парламента. В ВР оппозиция имеет право на председательство в 12 комитетах: свободы слова и информации; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений; бюджета; Регламента ВР, депутатской этики и обеспечения деятельности ВРУ; контроля над защитой прав промышленников, за деятельностью государственных монополий, национальных акционерных компаний; аграрной политики и земельных отношений; здравоохранения; науки и образования. А также еще в пяти, которые на сегодняшний день не существуют: функционирования судопроизводства; предпринимателей и инвесторов; контроля над соблюдением социальных стандартов и обеспечением надлежащего уровня жизни граждан; государственных банков и управления государственными корпоративными правами; энергетической безопасности. В случае принятия законопроекта, узаконится право оппозиции на должности первых заместителей всех комитетов парламента, за исключением тех, которые возглавляют представители оппозиции.
– Паритет в информационном поле. По два представителя от коалиции и оппозиции войдут в Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания.
И еще один важный момент: «изюминка» документа заключается в том, что он отстаивает права только объединенной оппозиции. То есть, если какая-то отдельная фракция начнет качать оппозиционные права, с ней разберутся по закону – в сад. Все в сад. Другими словами, закон четко выписан под Юлию Тимошенко и ее желание быть единственным и неповторимым лидером оппозиционного украинского движения. Все остальные должны следовать в русле, определенном БЮТ, в противном случае они окажутся на нелегальном положении. Намек предельно ясен: «Наша Украина» оказывается всего лишь «младшей сестрой» партии Тимошенко, а не самостоятельной оппозиционной единицей. За это Юлия Владимировна, видимо, поспособствует тому, чтобы недостающие для преодоления бюджетного вето президента голоса, были найдены. Например, 20-30… Всей фракцией «лечь» под ПР главные критики правительства позволить себе, естественно, не могут: БЮТ необходимо думать о сохранении политического лица. Но помочь Тимошенко решить данную задачу возможно с помощью той части «нашеукраинцев», которые давно тяготеют к БЮТ. Несколько кресел в парламентском руководстве, кресла в Счетной палате и Нацсовете по телевидению способны увеличить число доноров бюджетного голосования.
Единственное, о чем следует позаботиться Юлии Владимировне, так это о гарантиях. В данном случае идеально походит «пакетное голосование» (бюджет + закон об оппозиции) либо предварительное голосование: утром деньги (поддержка оппозиционного закона), вечером – стулья (голоса за преодоление вето). История знает примеры и более грандиозных «кидков», поэтому без дополнительной подстраховки вполне может случиться, что после бюджетного голосования до закона о правах оппозиции дело не дойдет: тем более, что социалисты не восторге от данного документа и резко критиковали аппетиты БЮТ. Если же «обмен» состоится, то можно прогнозировать следующее развитие событий:
Во-первых, Блок Тимошенко получает монопольный контроль над оппозицией. У избирателя больше не должно возникнуть вопроса: за кого голосовать недовольным нынешней властью. «Наша Украина», даже после всех ее кадровых и организационных модернизаций, обречена играть роль второй скрипки. И Юрий Луценко во главе НСНУ не поможет…
Во-вторых, БЮТ серьезно потеснит «Нашу Украину» в парламентском руководстве – 12 комитетов придется передать оппозиции. Вряд ли это укрепит «нашеукраинские» ряды и фракцию ждет раскол: одни уйдут к Тимошенко, чтобы сохранить свои кресла, другие, лишенные власти, начнут поиск новых политических «крыш». В результате, малочисленная пока группа Николая Катеринчука может увеличиться в объеме и начать откровенный дрейф в сторону БЮТ. То, что останется от парламентского представительства НСНУ, сильно уменьшит влияние президента в Верховной Раде.
В третьих, преодоление вето Ющенко на закон о бюджете покажет «кто есть кто» в украинской политике. Роль и влияние президента на стратегические процессы внутренней политики окажется если не сведенной к нулю, то крайне минимизированной. Война, которую упорно ведут правительство и Секретариат президента, в данном случае принесет победу не команде Виктора Андреевича.
В четвертых, решение бюджетного вопроса снимает остроту проблемы с досрочными выборами. Уже никто никуда не идет, поскольку ликвидирован потенциальный очаг опасности для парламента – бюджетный конфликт. Страна получит бюджет до нового года, за что же распускать ВР?
В пятых, в случае первого успеха сотрудничества БЮТ и Партии регионов появляется реальная перспектива переформатирования коалиции. Только Юлия Владимировна и Виктор Федорович. И никаких «золотых акций».