Камо грядеши, Украина?

Каждое социологическое исследование неизменно вызывает интерес у всех, кто следит за политикой, политическим процессом, общественной жизнью. Ведь результаты социологических исследований — это квинтэссенция настроений в обществе, это индикатор того, насколько общество довольно или недовольно ситуацией в стране, это возможность прогнозирования, это, наконец, оценка деятельности тех или иных личностей, институтов власти, политических партий.

Проведенное в конце октября — начале ноября 2006 года Киевским институтом проблем управления им. Горшенина социологическое исследование ставило перед собой главную цель: проследить те изменения в восприятии гражданами Украины действительности, которые наступили после парламентских выборов 2006 года. В общей сложности были опрошены 2000 респондентов во всех регионах Украины, представители различных возрастных, социальных групп, люди с разным образованием, доходом, проживающие как в городах, так и в селах, что позволяет считать выборку репрезентативной. В результате исследования можно установить интересные закономерности и тенденции.

При подготовке к исследованию нас интересовал ряд вопросов общеполитического и геополитического характера. Например, важно было понять, как украинцы относятся к Украине и чем для них является Украина. 48,1% опрошенных заявили, что Украина для них является родиной. Для 36,2% — это территория, на которой они проживают (то есть более трети населения не проявляют должного патриотизма, действуя по принципу «Где хорошо — там и родина»). Для 22,8% украинских граждан Украина — это в первую очередь независимое государство, причем большинство представителей этой группы проживают на территории Западной Украины.

Одновременно на вопрос «Что для вас означает Россия?» 42,5% респондентов ответили: «Дружественное государство». Для 36,8% опрошенных Россия ассоциируется исключительно с энергоносителями и энергетической зависимостью, мощной сырьевой базой. 29% вспомнили о родственных связях с гражданами Российской Федерации. 21,6% считают, что Россия — это страна, где можно подзаработать. Для 11% опрошенных — это родина (такие показатели соотносятся со статистическими данными касательно численности граждан Украины, родившихся на территории Российской Федерации). Лишь 9,2% видят в России потенциального агрессора, причем большинство граждан из этой категории проживают на значительном расстоянии от российской границы — в Западной Украине. Интересно, что лишь 8,5% украинских граждан рассматривают Россию сквозь призму научно-технических и культурных достижений. Все это говорит о доминировании прагматичных подходов к России у большей части украинцев. Суть дружбы с Россией можно передать формулой: с Россией надо дружить, потому что это нам выгодно. Время иррационально-романтического и ностальгического отношения к России безвозвратно прошло.

33,5% опрошенных связывают с Россией перспективы экономического развития Украины (для восточных областей этот показатель составляет 63,3%, для Харькова — 53,8%, для Крыма — 49,1%). Почти столько же (31,7%) — за независимое развитие Украины, без сдачи украинской независимости «в аренду» кому бы то ни было (в центральноукраинских областях, на юге, севере и в городе Киеве этот показатель составляет 40—50% опрошенных). 18,9% респондентов высказались за вступление в ЕС (59,8% галичан, 40,4% жителей Волыни). Таким образом, мы получили пророссийски настроенный восток, проевропейски настроенный запад и твердую основу для развития собственного украинского проекта, наблюдающуюся в центре Украины.

50% респондентов высказались против вступления в НАТО (для востока страны этот показатель составляет 80,7%). В то же время около трети респондентов (29,7%) сложно что-либо сказать по поводу НАТО, что свидетельствует о низком уровне информированности граждан. (Вот только интересно, куда шли ежегодно выделяемые средства, предназначенные на развитие образовательных программ и информирование населения относительно НАТО?) Сторонниками вступления в Североатлантический альянс являются 20,3% украинских граждан (для Галичины этот показатель составляет 57,2%).

При всех различиях между регионами — психологических, ментальных, политических, экономических, мировоззренческих — тема раскола Украины не стоит на повестке дня и является скорее продуктом элитарных игр и политтехнологий, категорией спекулятивной. 80% респондентов не согласны отделять от Украины части ее территории, а тем более — раскалывать Украину на части. 7,5% респондентов высказались за отделение от Украины Донбасса, причем половина из них проживает на востоке, в Крыму и в центре. 40% крымских респондентов выступают за осуществление мечты Василия Аксенова. Но отпускать их не собираются их же сограждане: 87,1% граждан Украины — против отсоединения всеукраинской здравницы. 5,2% граждан Украины — за отсоединение Галичины, причем львиная доля высказавшихся в духе Ивана Васильевича Бунши («Кемская волость? Пускай берут!») проживает на востоке Украины, в Харькове и в АРК. Отсюда вывод: Западная и Центральная Украина является оплотом убежденных «соборников», по принципу «Ни пяди родной земли!». Для востока Украины более характерен территориальный нигилизм, но и здесь он не является существенным фактором общественной жизни.


Булыжник —
оружие буржуазии

Социальная структура украинского общества постоянно трансформируется и качественно видоизменяется. На сегодняшний день, согласно результатам исследования, лишь 23,3% граждан относят себя к прослойке, которая едва сводит концы с концами. 38,1% считают, что могло бы быть и лучше, но хорошо хоть так (на пищу хватает, а вот приобретение одежды и прочих материальных благ — под вопросом). 33,5% — это украинский средний класс — непонятный, проигнорированный, ставший основой Майдана и снова забытый. И 5% — это люди без материальных проблем. Впрочем, в любом обществе — социалистическом, капиталистическом, первобытном, феодальном — количество людей с высоким материальным уровнем составляет 5%. Социологический парадокс.
В ходе исследования оказались подтвержденными несколько гипотез:

— не существует корреляции между материальным благосостоянием людей и их политическими пристрастиями (за Партию регионов, БЮТ или «Нашу Украину» голосуют, исходя не из социальных показателей или уровня благосостояния, а в соответствии с иррациональными симпатиями-антипатиями к лозунгам и лидерам);
— не существует корреляции между уровнем материального благосостояния и вниманием к политическим событиям (большинство граждан воспринимают политические события как некий потешный процесс — типа очередного телесериала или очередного чемпионата, но об этом — ниже);

— существует обратная зависимость между уровнем материального благосостояния и готовностью участвовать в массовых акциях против повышения тарифов на коммунальные услуги (чем ниже уровень жизни, тем выше вероятность участия граждан в подобных акциях);

— существует прямая зависимость между уровнем материального благосостояния и готовностью участвовать в массовых акциях против несправедливых действий власти (чем выше уровень жизни, тем выше вероятность участия граждан в подобных акциях);
— существует прямая зависимость между уровнем образования и готовностью участвовать в политических акциях: чем выше уровень образования, тем выше готовность к протестным действиям. Пролетариат отныне не является движущей силой общества, на политическую арену вернулась буржуазия.

Важным и интересным является вопрос: «Что могло бы подтолкнуть вас к участию в митингах, пикетированиях, забастовках»? 43,3% опрошенных заявили, что таковым стимулом может стать повышение тарифов на коммунальные услуги. 32,2% выйдут на улицу в случае острой несправедливости со стороны власти. Интересно, но острая несправедливость со стороны работодателей выведет из себя только 8% респондентов. Ну да, шеф всегда прав, ты начальник — я дурак… Хотя вполне возможно, что для людей представители крупного бизнеса являются одновременно и олицетворением власти. Ведь бизнес и политика у нас пока не получили официального развода. А вот результаты-аутсайдеры. Если завтра кто-то захватит на территории некоей территориальной общины некий участок земли — на бунт против таких действий поднимутся 11% жителей этой общины. Столько же граждан Украины будут протестовать, если наш Президент или премьер подпишут некий документ, негативно влияющий на наш суверенитет. Бездействие власти в случае резонансных преступлений возмутит лишь 9% граждан. То есть если бы сегодня в Тараще нашли новое тело, а завтра прокрутили бы новые записи, народ посчитал бы это вполне нормальным и обыденным делом.
Но важнее всего то, что 34,5% граждан считают: выступления людей ничего не изменят… Что ж, ноябрьско-декабрьский холод 2004 года и Майдан привели к выработке устойчивого иммунитета у трети граждан Украины и к убеждению: от перестановки Кучм Ющенко не изменится.


Партия о муэртэ

Серьезный звонок нашим власть предержащим: ни один институт власти в государстве не пользуется авторитетом подавляющего большинства граждан. Президенту Украину доверяют 23,6% респондентов, не доверяют — 54%, премьер-министру — соответственно 28,7 и 50,5%, Верховной Раде — 13,6 и 60,8%, местным органам власти — 20,4 и 51,5%, средствам массовой информации — 26,1 и 35,0%. Интересно, что относительно СМИ респонденты отдают предпочтение центральной прессе (33,4%) и практически не доверяют местным газетам, журналам и телеканалам (10,6%). 33,5% респондентов вообще не доверяют средствам массовой информации.

Показательным является отношение респондентов к тем либо иным политическим фигурам. Наименее отрицательный баланс наблюдается у министра внутренних дел Юрия Луценко. 23,6% респондентов положительно оценивают его деятельность, нейтрально — 40,9%, отрицательно — 24,2%.

К спикеру Верховной Рады Александру Морозу положительно настроены 14,9% респондентов (наибольшей поддержкой Александр Александрович пользуется на Волыни, в Закарпатье и на юге Украины), отрицательно — 34,0% (преимущественно в Галичине, Харькове, Центральной Украине, Буковине и Киеве). Таким образом, оправдывается гипотеза Института им. Горшенина относительно того, что Сан Саныч отказался от своего прежнего электорального поля и может обрести новое.

Президента Украины Виктора Ющенко положительно оценили 23,6% респондентов (Галичина, Волынь, Буковина и север Украины — более трети респондентов, Днепропетровск и Запорожье (промзона) — каждый четвертый), отрицательно — 40,8% (Крым, Харьков, восток, юг и центр Украины — свыше 50%).

Премьер-министра Украины Виктора Януковича положительно оценивают 32,6% респондентов (в основном — восток, Крым, юг, где положительно относятся к деятельности премьера до половины опрошенных, в промцентре и Харькове — около трети населения). Отрицательно Виктора Януковича оценили 38,7% (преимущественно запад и центр Украины, а также Киев).

Положительно оценивают лидера оппозиции Юлию Тимошенко 32,2% респондентов, отрицательно — 41,8%. Сторонники Юлии Владимировны сосредоточены в Галичине, Киеве, на Волыни, Буковине, севере и Подолье — то есть она явно конкурирует с Виктором Ющенко. Но вот центр Украины в ней разочаровался: если во время парламентских выборов центр голосовал преимущественно за БЮТ, то теперь в этом регионе Юлия Владимировна пользуется поддержкой лишь 24,2% населения. Преимущественно отрицательно украинскую «железную леди» воспринимают на востоке, в Крыму, на юге, в Закарпатье и центре.

Лидер украинских коммунистов Петр Симоненко положительно воспринимается 14,4% респондентов, отрицательно — 38,4%. При этом наиболее положительно к носителю коммунистической идеологии относятся в Закарпатье и Крыму, наиболее отрицательно — в Галичине, Подолье, Киеве, на Волыни и Буковине.

Интересно было протестировать нового руководителя президентского Секретариата Виктора Балогу. Положительно его деятельность оценивают 3,7%, отрицательно — 17,5%. Но при этом почти половина опрошенных респондентов не знают, кто это.
Отношение респондентов к народному депутату Ринату Ахметову неоднозначное. Положительно его оценивают 12,2% респондентов, отрицательно — 38,1%. При этом наивысший рейтинг доверия к господину Ахметову наблюдается в Крыму (34,3%), не воспринимают Ахметова на западе и в центре Украины, а также в Харькове.
Наконец, «возмутитель спокойствия» в Народном союзе «Наша Украина» — Николай Катеринчук. Треть опрошенных не догадываются о существовании такого политика. Доверяют господину Катеринчуку 13,7% респондентов, не доверяют — 17,3%. Явно недостаточно, чтобы претендовать на роль лидера общеукраинского масштаба.
Если бы выборы состоялись сегодня, то Партия регионов получила бы поддержку 28% избирателей. За Блок Юлии Тимошенко проголосовали бы 20,5% респондентов. Блок «Наша Украина» получил бы электоральную поддержку у 9,4% опрошенных. Практически не изменилось положение КПУ (3,5%). Рейтинг Социалистической партии упал до 2,7%. Партия регионов немного потеряла на востоке, юге, в Харькове, но приобрела голоса на Волыни (до 8,5%). «Наша Украина» потеряла до 37% в Галичине, до 14% — в Центральной Украине, около 10% — на Подолье. В то же время БЮТ приобрел новых сторонников — 27% в Галичине, 11,4% — в Киеве. Зато существенным образом расширилась ниша тех, кто недоволен современной действительностью в сфере партийного строительства и деятельности партий: не голосовали бы вообще или голосовали бы против всех 26,8% опрошенных. Это — «тесто» для будущих политических проектов.


«Я русский бы
выучил только за то, что идиш намного труднее»

Вспоминая Иосифа Виссарионовича Сталина и его бессмертный труд «Вопросы языкознания», мы не могли обойти эти самые вопросы в нашем исследовании.
46% опрошенных респондентов общаются дома преимущественно посредством украинского языка, на русском — 36,5%. 15,7% идентифицируют себя как носители билингвы.

49% респондентов поддерживают предоставление русскому языку статуса второго государственного, против выступают 39%. Для 12% языковая дилемма далека от разрешения.

44,7% опрошенных ответили, что вопрос статуса русского языка важен для них лично. Для 28% статус языка не важен — им лично от статуса ни холодно, ни жарко (помните пресловутого шахтера, говорившего: «По мне так все равно — что колбаса, что ковбаса, лишь бы она была». Для 19,3% статус абсолютно не играет никакой роли.

Одним словом, такой вот вышел слепок — коллективный портрет украинского народа по состоянию на ноябрь 2006 года. Мы слишком разные, но все вместе составляем единую общность. У нас различные взгляды на жизнь и на процесс развития общества — но при этом мы обречены на то, чтобы жить вместе, в рамках одной страны. Страны, в которой нет «первосортных» и «второсортных» украинцев. Мы недолюбливаем власть, прагматично подходим к внешнеполитическим вопросам («Интеграция? А что мы получим взамен?»), разговариваем на тех языках, на каких пожелаем, а не на тех, которые предписываются и рекомендуются законодательно. А еще не хотим разваливаться. А еще верим в будущее. А еще с каждым годом наше благосостояние растет, а милиция все больше коррумпируется. Все это — мы. In pluribus unum! — В разнообразии единство!

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам