Антикоррупционное наступление

Вопрос борьбы с коррупцией стоял первым пунктом в повестке дня последнего заседания Кабинета министров. Заседание проходило в открытом режиме, с участием представителей парламентских фракций, и по времени совпало с визитом в Украину Группы по борьбе с коррупцией Совета Европы (GRECO), которая должна интеллектуально и материально помочь нам в преодолении должностного мздоимства.
На вопрос, кому давать деньги для борьбы с коррупцией – правительству или президенту, стало легче ответить после доклада главы КРУ: самые значительные злоупотребления выявлены в министерствах, которыми руководят чиновники, назначенные по квоте «Нашей Украины» и главы государства…

Как мы уже писали, на финансирование комплекса мер по обновлению законодательного поля СЕ через европейскую программу TACIS выделяет 1,75 млн. евро, которые, вероятно, разделят Минюст и международные консультанты. На эти деньги они должны, в частности, подготовить такие изменения в законодательство, чтобы коррупция из административного правонарушения стала уголовным. Сейчас уголовно наказуемыми являются должностные преступления – взяточничество, злоупотребление служебным положением и т.д. Собственно коррупция подпадает под административное правонарушение, рассматривается районным судом по представлению правоохранительных органов (протокол о коррупции) без права обжалования в вышестоящей инстанции и карается довольно небольшим штрафом.

К тому же, согласно Закону «О борьбе с коррупцией», одноименным правонарушением считается использование должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления своих служебных полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ (не только прямое получение денег или имущества, но и приобретение товаров и услуг по заниженной цене). А также получение кредитов, покупка ценных бумаг, недвижимости с использованием льгот, не предусмотренных законодательством. Пока деньги Совета Европы еще физически не выделены, а потому не освоены в виде соответствующих законопроектов.

В целом заседание проходило в довольно напряженной обстановке и окончательно испортило отношения между еще оставшимися в правительстве «оранжевыми» и представителями антикризисной коалиции. В докладах, с которыми выступили глава КРУ Петр Андреев, замгенпрокурора Татьяна Корнякова и председатель Счетной палаты Валентин Симоненко, основные примеры нерационального использования бюджетных ресурсов были взяты из проверок министерств обороны, молодежи и спорта, Минздрава, МВД, а также целого ряда госкомпаний. Руководители этих ведомств право на «алаверды» не получили и серьезно этим опечалились.

То, что подготовка к рассмотрению «коррупционной проблемы» шла самым тщательным образом, было видно из объемных докладов и заранее разработанных проектов решений по усовершенствованию государственного контроля. Кроме того, в день заседания в одной из центральных газет появились слова премьера Виктора Януковича о том, что за последние два года «хребет коррупции» окреп, но определенные достижения по борьбе с ней есть. В качестве иллюстрации он назвал решение суда «о коррупционных действиях действующего министра», не называя фамилии Юрия Луценко, хотя это и так было понятно.

В выступлении на заседании Кабмина глава правительства расширил список коррупционных деяний, назвав среди проявлений коррупции нецелевое использование средств при выполнении государственных программ, завышение стоимости работ, услуг и материальных ценностей, бесплатное предоставление в пользование материальных ресурсов, занижение арендной платы, незаконную передачу государственного и коммунального имущества бизнес-структурам. «Одним словом, целый букет чрезвычайно серьезных злоупотреблений и нарушений. И запах этого, так сказать, букета общество ощущало», – сказал он.

Впервые из уст первого лица Кабмина прозвучала оценка объемов нанесенного коррупционерами ущерба. По словам Януковича, потери госбюджета только в текущем году достигли 9 млрд. грн: «При расходной части бюджета на нынешний год 140 млрд. грн., из них 9 сжирает коррупционер. А мы говорим о том, что у нас не хватает 7 миллиардов, есть дефицит, и ищем эти средства».

Чтобы деньги не разбазаривались, Виктор Янукович поручил министрам при доработке проекта государственного бюджета на 2007 год внести предложения по усовершенствованию механизма бюджетного финансирования, которые предотвратили бы нецелевое использование государственных средств. Это поручение внесено в постановление о состоянии финансово-бюджетной дисциплины и мерах по усилению борьбы с коррупцией. Документ будет в течение недели дорабатываться под патронатом первого вице-премьера, министра финансов Николая Азарова, и, по всей вероятности, его окончательно примут в следующую среду. Этим же документом вводятся должности государственных бухгалтеров в министерствах и ведомствах, которые фактически исполнят роль аудиторов по контролю за использованием бюджетных средств. В проекте постановления новый институт контролеров за финансами не расшифрован (это будет сделано отдельно). Там лишь сказано, что «с целью усиления управления государственным финансами признать необходимым введение в министерствах, других центральных органах исполнительной власти должности государственных бухгалтеров».

Министерству финансов, ГлавКРУ, Министерству экономики, Государственному казначейству, ГНАУ и Государственному комитету статистики пока поручено разработать и подать законопроект о внесении изменений в закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно введения должностей государственных бухгалтеров.

Принятие этого и других законов из антикоррупционного пакета как необходимой меры, вероятно, пройдет без эксцессов, поскольку Александр Мороз поддержал необходимость законодательных корректив, и в этом они с Виктором Януковичем были едины.

Не исключено, что рано или поздно Верховной Раде предстоит сделать выбор относительно сохранения депутатского иммунитета бывших руководителей «Нефтегаза». Генеральная прокуратура в лице Татьяны Корняковой практически прямо обвинила бывшего председателя правления НАКа Алексея Ивченко в нецелевом использовании государственных средств. По ее словам, в январе 2006 года Ивченко с семьей, а также бывший министр топлива и энергетики Иван Плачков и ряд руководителей «Нефтегаза» веселой компанией съездили за государственные средства в Ивано-Франковскую область и широко отметили православное Рождество. За месяц до этого авиарейсы за госсчет заказывались во Львов для празднования католического Рождества. Таким образом руководство «Нефтегаза» потратило 170 тыс. гривен государственных средств на частные авиаперевозки. Всего же в 2005-2006 годах «Нефтегаз Украины» использовал 80 чартерных авиарейсов стоимостью 14 млн. гривен.

Другим госкомпаниям досталось не меньше. Скажем, Татьяна Корнякова сообщила, что коммерсанты, заключившие договора с предприятием «Недра Украины», из задекларированных двух миллиардов гривен заплатили лишь 18% этой сумы, по 20 договорам инвесторы вообще не выполняют взятые на себя обязательства. Но расторгать договоры почему-то никто не торопился.

КРУ в свою очередь обвинило «Укртелеком» в переплате 78,6 млн. грн. операторам мобильной связи из-за применения индивидуальных норм расчетов. Это на 10% больше, чем было определено приказом Госкомсвязи.

Отдельной темой были снеговики и снегурочки. Цитаты этого фрагмента выступления Татьяны Корняковой прошли по всем телеканалам, поэтому лишь коротко напомню суть. На украшение офисных помещений «Нефтегаз» потратил 800 тыс. гривен, в том числе 150 тыс. гривен на приобретение трех снеговиков. На празднование Нового года «Газ Украины» под руководством Александра Болкисева израсходовал 1 млн. гривен, в том числе 350 тыс. гривен на фуршет и услуги фотомоделей, которые исполняли роль снегурочек. Только на 12 костюмов снегурочек было потрачено 54 тыс. гривен.

Впрочем, за снегурочек «ответит» тот, кто умудрился подписать соответствующие расходные документы (по всей видимости, это не Болкисев). Ему же предстоит объясняться, на каких основаниях он прибавил себе и другим руководителям дочерней компании 25 видов разных премий и компенсаций к зарплате, в результате чего за отдельные месяцы зарплата Болкисева составляла до 90 тыс. гривен, а его заместителей до 60 тыс. гривен.

Учитывая количество замечаний к госкомпаниям, Кабинет министров поддержал предложенные ФГИ изменения в ст. 75 Хозяйственного кодекса Украины. Они предусматривают запрет руководителям хозяйственных объектов распоряжаться имущественных комплексом без согласования с ФГИ либо отраслевыми министерствами.

Пытаясь дать ответ на обнародованные факты коррупционных действий лиц, причисляемых к «любым друзям», Виктор Ющенко попытался найти нарушения в сфере государственных закупок, которая находится в компетенции Кабмина. Сразу после заседания правительства пресс-служба президента распространила его заявление о том, что «те модели, которые сегодня работают в сфере использования бюджетных денег, вызывают возмущение не только в Украине, но и у представителей Европейского Союза, Мирового Банка». По мнению президента, ключевым элементом финансовой стабильности государства является финансовая стабильность государственных монополий и тех компаний, в которых государство владеет контрольным пакетом.

«Пренебрежение принципами корпоративного менеджмента и желание отдельных чиновников пожить за государственный счет приводят к банкротству государственных монополий и переходу государственной собственности в руки отдельных чиновников», – подчеркнул Ющенко. Он также напомнил, что в начале июня поручил Кабмину подготовить новую редакцию закона о государственных закупках. 21 февраля Верховная Рада преодолела вето президента на закон (законопроект № 8015 «О внесении изменений в закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства») о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, в котором предусматривается возложение полномочий специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере закупок на Антимонопольный комитет вместо Минэкономики. И сейчас в парламентских комитетах находятся свыше десятка законопроектов о внесении изменений в закон о госзакупках в связи с преодолением вето и поручением президента.

Еще одним вопросом, который косвенно касается борьбы с коррупцией и был рассмотрен Кабмином, стал анализ эффективности программы «Контрабанда – стоп» (принятой на 2005-2006 годы) на следующий год. Как известно, программа была «коньком» правительства Юлии Тимошенко, и министр экономики Владимир Макуха предложил автоматически продлить срок ее действия, поскольку по ряду направлений она явно не выполнена. Однако Кабмин решил первоначально проанализировать эффективность этой программы, а затем принимать решение о целесообразности ее продления. Не исключено, что, несмотря на положительный вывод Минэкономики, программу признают популистской и закроют. Как не оправдавшую надежд и чаяний на избавление от приграничной коррупции.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам