Президентские пчелы жалят Ющенко

В парке КПИ валялись мокрые пачки газет “Оранжевая правда” с программной статьей “Почему “Наша Украина” все время проигрывает?”, а на подходе к зданию ДК раздавали наспех отпечатанные листовки с демократической платформой Николая Катеринчука. Это создавало определенное минорное настроение. Даже булочки в партийном буфете были черствыми и холодными, не то, что в прошлый раз.

Рамки на входе не было: верный признак отсутствия президента Виктора Ющенко. Впрочем, ему не было необходимости приходить: все, что мог и хотел, Виктор Андреевич сказал на первом этапе съезда. У него просто не было новых идей и предложений. А попытки Ющенко изменить вектор деятельности партии и ее «лицо» ни к чему не привели: замглавы Секретариата Арсений Яценюк дистанциировался от НСНУ, отказались от лидерской роли и Вячеслав Кириленко и Юрий Луценко.

Поэтому почетный глава НСНУ предпочел концерт Тото Кутуньо “старым песням о главном” в исполнении партийных побратимов. Не пришли и многие соратники Виктора Андреевича, места для которых были специально зарезервированы в первых съездовских рядах: пустовало кресло Виктора Балоги, не пришла Вера Ульянченко, отсутствовала Юлия Тимошенко. Официально, правда, «отметились» участники блока «Наша Украина» Анатолий Кинах и Владимир Стретович, но чувствовалось, что люди мыслями далеко от съезда проющенковской партии, возможно, – в коалиции. Самый интересный момент съезда – визит главного милиционера Юрия Луценко. Перед стартом субботнего мероприятия в восемь часов утра глава МВД и «любимые друзья» встречались с Виктором Андреевичем на Банковой. Президент хотел видеть Луценко новым лидером НСНУ, финансовые доноры партии убеждали в нецелесообразности такого шага. По слухам, разговор между партийцами и почетным главой НСНУ был более чем жесткий, а некоторые товарищи переходили на непарламентский сленг. Самым откровенным оказался Александр Третьяков, выразивший общее мнение: Виктор Андреевич, ну ты всех и достал!

Впрочем, партийный саботаж решений президента не является новостью: больше месяца «Наша Украина» демонстрирует собственную позицию. Но впервые против воли Ющенко пошел главный милиционер. Президенту удалось дважды заставить Луценко изменить себе: первый – когда Юрий Витальевич остался работать в правительстве Януковича, хотя перед этим клялся, что в его трудовой книжке никогда не будет сделано подобной записи. Второй – когда Луценко вынужден был забрать свое заявление об отставке 17 октября. В третий раз глава МВД не выдержал: он таки пришел на съезд по просьбе Ющенко, но отказался от всяких претензий на лидерство в этой структуре.

Чувствовал Юрий Витальевич себя уверенно и бодро, как всегда шутил с журналистами и сидящими по соседству депутатами и губернаторами. Как и обещал, пришел без галстука… В нем по-прежнему чувствуется стиль баррикадного политика, и он не обманывает ожидания публики: Юрий Луценко пообещал возглавить объединенную партийную структуру, «когда запахнет весной и снова станут бить барабаны Майдана», призвал организовывать “Черные рады» и самим выбирать руководство «Нашей Украины». Но сам участвовать в этом деле отказался.

Глава МВД «красиво» вышел из ситуации: с одной стороны, не обидев открыто президента (пришел на съезд, высказался в поддержку идеи объединенной правой партии, не исключил своего возвращения в большую политику), с другой – вежливо отказавшись от лидерства именно в «Нашей Украине». И дело не в том, что это «чужая» Луценко партия, или он считает ее неперспективной. Просто Юрий Витальевич прекрасно понимает, что любая имплантация в чужеродную партийную среду добром не закончится. У него поэтому есть своей проект – партия «Вперед, Украина», которую главный милиционер начинает понемногу расширять, обустраивать и финансировать. Это о ней он говорил проникновенные слова и именно ее обещал сделать авангардом нового революционного движения «на всех майданах весной, когда набухнут почки и распустятся листья, загремят барабаны революции, а в сердцах проснется воля к победе. Тогда мы вместе споем «рРазом нас багато» и вместе пойдем в наступление за Украину!..». Вот тогда и наступит момент испытания для «Нашей Украины», которая будет определять, присоединяться ей к объединению Луценко или реализовать собственный политический проект на паях с БЮТ. Вот в чем и заключалась одна из основных интриг съезда: Юрий Витальевич договорился с «любимыми друзьями» о разграничении сфер влияния.

Лидерство в НСНУ такого харизматичного политика, как Луценко, трактовалось бы однозначно: как противостояние с БЮТ. А НСНУ с блоком Тимошенко ссориться вовсе не собирается. Наоборот, есть все основания предполагать, что «обновленная» и дистанциировавшаяся от президента «Наша Украина» начнет процесс сближения с политической силой Юлии Владимировны. Во-первых, они пригласили ее на съезд, чего еще вчера от НСНУ не приходилось ждать. Во-вторых, четко позиционировались как оппозиционная партия – оппозиционная к правительству и антикризисной коалиции. В-третьих, приняли решение начать процедуру отмены политреформы, обратившись в КС. Ответом была благосклонность лидера БЮТ, которая, хотя и не пришла на «нашеукраинский» слет, но допустила возможность политической «конвергенции» с «Нашей Украиной». Так, говоря о том, возможно ли возобновление сотрудничества и сближение двух политических сил, Тимошенко сказала, что такое сближение должно проходить в два этапа. По ее словам, на первом этапе должен состояться процесс «сближения участников самой НСНУ»: «Как только они найдут сближение между собой, мы к этому сближению готовы». Подтвердила Юлия Владимировна и готовность действовать сообща с НСНУ в вопросах денонсации политреформы: «Только слепые политики могут говорить, что эта политическая реформа сработала».

В общем, первый предварительный итог «перепозиционирования» партии Ющенко – это отказ от самого Ющенко и от следования в русле его интересов. Экс-партия власти переходит под знамена оппозиции, правильней будет сказать, под знамена БЮТ. Ее лидер кажется им более сильным и перспективным в плане дальнейшего продвижения к власти, чем Виктор Андреевич, который теперь останется один на один с советами Тараса Стецькива – с одной стороны и Партией регионов – с другой. Кстати, о Стецькиве: он упорно рекомендовал президенту добиться раскола партии на несколько частей и одну из них взять под свой контроль. И в этой связи раскольническая деятельность Николая Катеринчука могла бы сослужить неплохую службу: если бы ему помогли в Секретариате получить формальное лидерство в партии, то, без сомнений, часть «нашистов» вынуждены были бы уйти из НСНУ, а оставшиеся – действовать в соответствии с пожеланиями Ющенко в части сближения с коалицией и сотрудничества с Кабмином.

Однако аморфность в реализации такого сценария стала лучшим подтверждением неспособности (или нежелания) советников президента действовать в интересах защиты Виктора Андреевича. Николай Владимирович попробовал сам бороться за себя, и, надо признать, у него были определенные шансы. Недаром же Львовскую и Ивано-Франковскую делегации, поддерживающие партийную реформу имени Катеринчука, “задвинули” на галерку съезда, а Роман Безсмертный пребывал в крайнем напряжении все двенадцать часов. У Катеринчука было не менее 50% сторонников в зале, но не набиралось 2/3 голосов, которые могли бы изменить устав партии таким образом, чтобы лидер НСНУ напрямую избирался съездом. Это высшая степень легитимизации, обеспечивающая полную свободу действий и независимость от установок Политсовета.

Однако этого не произошло, хотя зал и бурлил в течение семи часов, критикуя недостатки и промахи руководства НСНУ. Тем не менее, Роман Безсмертный ни в чем таком не признался. Напротив, были определены новые «стрелочники», виновные в проигрыше партии власти на парламентских выборах и во властных ошибках НСНУ: Олег Рыбачук, Юрий Ехануров, Андрей Кислинский. Как видим, это совсем не те, кого Виктор Ющенко на прошлом съезде «Нашей Украины» жестоко критиковал за допущенные промахи в тактике и стратегии. По новой версии выходит, что именно креатуры президента виновны в нынешнем позорном положении «Нашей Украины». Вывод? Надо держаться от него подальше. И для этого есть непубличные, технические способы: изменения в программу и устав партии, которые обеспечивают партии самостоятельность. Например, праймериз – прямые выборы главы партии непосредственно съездом. Именно такой вариант был предложен Петром Порошенко, который сильно устал от почетного руководства Ющенко, ограничивающего инициативы финансового крыла НСНУ. Однако это предложение не прошло: за него проголосовали всего 645 делегатов, а 860 были против. Тем не менее, предложение – отделить партию от Ющенко – было сделано, причем весьма недвусмысленно. И сразу стало ясно, кто является сторонником (Порошенко, Жвания, Мартыненко), а кто противником (Юрий Ехануров) сценария мягкого устранения лидера.

…Что ни говори, а Роман Безсмертный – опытный партработник. Он профессионально позволяет людям «выпустить пар», а когда все устают от дебатов, проводит необходимые решения.

Первая победа Политсовета: признание работы руководства НСНУ удовлетворительной. Всего трех голосов депутатов не хватило, чтобы переломить ситуацию в пользу Николая Катеринчука, который тогда с чистой совестью мог продвигать свою демплатформу и себя. Неудивительно, что у Николая Владимировича сдали нервы: он покинул зал и вернулся на съезд через пару часов. Побежденным. У Катеринчука, в отличие от Луценко, нет организационных и финансовых резервов для собственного проекта, а внутренней поддержки недостаточно для того, чтобы увести часть «Нашей Украины» в другой лагерь.

Вторая победа Политсовета: расширение состава до 214 человек. Теперь в руководство входят и представители всех региональных организаций НСНУ, и депутаты фракции в парламенте, и работники Секретариата президента (в частности, Виктор Балога и его брат Иван Балога). Такой подход в дальнейшем защищает партию от региональных бунтов и расколов: кто же будет критиковать самих себя? А кроме того, позволяет прикрывать именем президента все решения, даже если они и будут вызывать идиосинкразию у самого Виктора Андреевича. Еще один момент: таким широким Советом очень сложно манипулировать. Сам почетный голова в этом случае остается «английской королевой»: у него крутая должность в партии, но минимум влияния. И любой его «антипартийный шаг» немедленно лишит Ющенко даже видимости политической опоры.

Сам Виктор Андреевич слишком поздно понял размеры реальной опасности – к концу съезда, когда ситуация перешла под контроль менеджеров партии. Он попытался руководить ситуацией «внутрипартийного переворота» из концертного зала, под звуки итальянских мелодий. Президент набрал Безсмертного, который проигнорировал звонок почетного главы НСНУ, потом брата Петра и Юрия Еханурова, которые пытались помешать процедуре «накачивания» Совета партии «регионалами» и депутатами. Но силы оказались слишком неравны. «Наша Украина» еще сохраняет какие-то иллюзии по поводу Виктора Ющенко, но уже не управляется им.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам