Бросок на юг

Если не получается попасть в Европу по прямому вектору – западному, а до вектора северного, заполненного к тому же Россией, странами Прибалтики и Скандинавии, Украина не «дотягивает» географически, а на востоке – вообще Россия с ее замашками «объединителя славянских земель», то можно и нужно пробовать южный: через Черное море и черноморский регион.

Приблизительно так, похоже, рассуждали участники первого «Севастопольского форума-2006», который состоялся, как вы уже, наверное, поняли, в Севастополе 27-28 октября сего года.

И что самое удивительное – им вполне аргументировано удалось отстоять свое убеждение. С новыми идеями, неожиданными предложениями и конкретными цифрами. И форуму сопутствовал первый успех – интеллектуальный прорыв в данном направлении состоялся.

Дело это, как вы понимаете, новое, а посему неясностей еще много. Мероприятие, проходившее по идее украинских политологов из Украинского клуба и общественной организации «Севастопольский форум», под эгидой и при материальном содействии севастопольских властей – госадминистрации и горсовета и при поддержке Национального института стратегических исследований, имело удивительный девиз – «От Херсонеса Таврического до Софии Киевской». А его участники – министры, чиновники Секретариата президента, городские руководители, ученые, политологи, народные депутаты всех уровней, дипломаты, журналисты – сразу разделились на две разные подгруппы. По мировоззрению и широте постановки вопросов их можно условно назвать «романтиками» и «прагматиками».

Первые хотели смотреть на проблему шире и старались держаться в рамках главного названия форума – «Южный вектор» внешнеполитической стратегии Украины: вызовы и возможности». Но под воздействием международного фонда «Возрождение», участвовавшего в финансировании мероприятия, чиновников и дипломатов, которым, прежде всего, прагматично нужно решать актуальные задачи, форум в основном свелся к обсуждению одного из направлений – «Южного вектора» евроинтеграционной стратегии Украины». Обе темы, как говорили раньше, важные и актуальные, но понятие общей внешнеполитической стратегии неизмеримо шире, чем просто евроинтеграция, в отношении которой на саммите Украина – ЕС в Хельсинки (именно во время работы севастопольского форума) Киеву, перед тем как показать кукиш в ответ на просьбы о вступлении, в очередной раз подсластили пилюлю упрощением процедуры получения виз. Соглашение об этом стороны только парафировали, то есть предварительно согласовали, а значит, его должны ратифицировать парламенты всех стран-членов «шенгенского» ЕС, и этот процесс может затянуться на месяцы, а то и годы. И хорошо, что эту фигуру из пальцев еврочиновников увидел лично президент Виктор Ющенко. Может, это хоть немного отрезвит его в западных мечтаниях и напомнит, что есть еще три стороны света…

Южное (черноморское) направление движения в остальной окружающий Украину мир и Севастополь (как его средоточие) выбраны организаторами форума не случайно. И. о. директора политического департамента МИД Украины Александр Цветков с удовольствием цитировал наработки политологов, которые доказывают, что украинское Причерноморье – это базовая точка для южного вектора внешнеполитической деятельности страны. По всем параметрам – политическому, социокультурному и – это, пожалуй, главное – экономическому.

Возьмем, к примеру, торговый оборот Украины за первое полугодие текущего года. Главная проблема внешней торговли – отрицательно сальдо: Украина ввозила больше, чем вывозила в отношениях со странами ЕЭП на сумму в 2,91 млрд. долл., со старыми странами-членами ЕС – на 1,69 млрд. долл., с новыми странами-членами ЕС – на 0,42 млрд. долл. И в то же время в торговле с государствами Средиземноморья (без стран ЕС), а также отдельно с Балканами и Турцией у Украины положительное сальдо – экспорт превышает импорт на 1,4 млрд. долл. по каждому из этих двух направлений. Такая же тенденция сохраняется и во втором полугодии. Правда, вклад пяти причерноморских регионов (Крым, Николаевская, Херсонская, Одесская области и Севастополь) в торговлю небольшой: всего 6,5% экспорта и 5,9% импорта от общего объема. Но прошлый год они завершили с положительным сальдо – 390 млн. долл.

Тот же Цветков уверен, что Причерноморье может внести свой весомый вклад в развитие страны по трем направлениям:

– обеспечение энергетической безопасности через диверсификацию поставок энергоносителей;

– обеспечение транзита энергоресурсов, в том числе и каспийской нефти, в Европу и в другие регионы;

– торгово-экономические связи со странами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

С ним были согласны и министр Кабинета министров Анатолий Толстоухов, заявивший, что для правительства сегодня региональная политика – приоритет. И руководитель Главной службы региональной и кадровой политики Секретариата президента Анатолий Ткачук, уверенный, что единую экономическую среду параллельно с евроинтеграционными или любыми другими интеграционными устремлениями нужно создать и в самой Украине, а начинать это дело нужно с объединения регионов. Все вместе они прагматично уверены, что с вступлением в ЕС в будущем году Румынии и Болгарии у Украины появляется дополнительная возможность для сотрудничества с Евросоюзом. И для реализации своих евроустремлений на южном направлении – потому что расширяется база связей.

С ними попытался поспорить «романтик», директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины Александр Сушко. По его мнению, в силу того, что ЕС – структура инертная и не сможет быстро выработать свою южную политику, Украине нужно брать инициативу в свои руки и смотреть на проблему шире, чем просто интеграция в Евросоюз или даже сотрудничество с ним в рамках политики «соседства». Сушко уверен, что у Украины есть в этом регионе конкуренты с лидерскими замашками – Румыния, Турция и, конечно же, Россия. Но лидером может стать тот, кто сможет предложить проект развития и сотрудничества, выгодный для всех. Вторил ему и завотделом интеграции и стратегического партнерства Национального института стратегических исследований Евгений Шаров. Он предложил отказаться от узкой и однобокой роли «оператора политики США в регионе», чем, по его мнению, сегодня является Украина, а подумать, как стать таким же «оператором» для новой перспективной оси сотрудничества Евросоюз–Россия–Китай и весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Шаров напомнил, что в плане «операторства США» Украина уже проиграла Румынии, которая разрешила разместить на своей территории американскую военную базу. А значит, нужно искать свои «приколы».

Понятно, в принципе, и то, почему местом проведения форума выбран Севастополь. Во-первых, опять же по политическим причинам. Этот город – основное место базирования Черноморского флота России. Следовательно, украинская территория, на которой находится иностранная военная база, запрещенная Конституцией Украины и одновременно ею же, ее переходными положениями, разрешенная, в соответствии с двухсторонним договором о базировании ЧФ РФ в Украине до 2017 года. И город стал местом перманентной борьбы между двумя странами: Россия хочет сохранить здесь свой форпост влияния, для Украины важно хотя бы для своих же граждан окончательно утвердиться на части своей территории. Часть севастопольцев, особенно познавших на своем кошельке прелести украинского «рынка» и «братских связей» по-новому, азартно участвует во всех политических акциях и с вожделением смотрит на Москву как единственную защитницу. Их нужно чем-то отвлечь и чем-то занять. Этих политически «обиженных» людей – в первую очередь, всех остальных – тоже.

Во-вторых, у Севастополя есть для развития прекрасные экономические возможности. Он из всех украинских портов дальше всего выдвинут в Черное море. И если его глубокие и удобные, хорошо защищенные бухты способны принимать тяжелейшие военные корабли, а производственные мощности их ремонтировать, то – и это вполне логично! – почему бы их не задействовать в мирной торговле. И не превратить «город военно-морской славы» в гражданскую столицу украинского экспорта на южном направлении – где украинские товары еще ждут. Тем более что, если уж говорить о торговом сальдо, то оно у Одессы, главного украинского черноморского порта (68,6% всех обрабатываемых в Украине морских грузов), тоже отрицательное, так как в этом городе прописаны все основные импортеры. И сюда же идет российская нефть для Одесского нефтеперерабатывающего завода. А Севастополь в этом отношении «чист» и «девственен» как слеза – военные корабли все «съедают».

В этом плане показательны еще два факта. Председатель севастопольского горсовета, бывший налоговик Валерий Саратов рассказал, что налоговые поступления от ЧФ РФ в Севастополе 4 года назад составляли 25% горбюджета, сейчас – 15%, и, возможно, в 2017 году эта цифра упадет до 5%. Так что знаменитая «проблема-2017» (деньги и рабочие места от российского флота) может отпасть сама по себе, если город развивать экономически не только как флотскую базу. Правда, тот же г-н Саратов приоткрыл завесу и над тем, как спекулируют севастопольскими проблемами. Например, недавняя «маяковая война» – требования вернуть Украине все навигационные объекты, якобы «незаконно захваченные» и «нещадно эксплуатируемые» российскими моряками. Как мы помним, ярые нацпатриоты их захватывали, что-то там блокировали, рвали глотки в адрес «агрессоров».

Оказывается, проблема яйца выеденного не стоит, ибо, рассказал Саратов, это сейчас Россия не хочет отдавать маяки, чтобы это не выглядело политической уступкой «большой страны» требованиям «маленькой». А несколько лет назад ЧФ РФ сам хотел передать объекты Украине, но украинская сторона не была готова их принять. По своей тупости, безответственности и неорганизованности, которые диктуют многие поступки украинских же властей. В этом году «оранжевым» патриотам нужен был электоральный возбудитель в виде шумного патриотизма, они проплатили горлопанов, те подняли «гвалт»… И что? А ничего – чистая политическая спекуляция, нужная главе МИД Украины Борису Тарасюку и министру обороны Анатолию Гриценко, чтобы подтвердить их стремление в НАТО и, разумеется, обвинить «главного врага» – Россию в «агрессии». Бедные молодые студенты и прочие пэтэушники, которых за небольшую мзду гоняли бараньим стадом по Крыму в поисках места, где можно совершить подвиг во имя «патриотизма»! Их очередной раз надули мелкопакостные и конъюнктурно нечистоплотные верховные политиканы. Надули и, может быть, подточили и патриотизм – субстанцию тонкую, живущую в душе каждого человека и требующую бережного обращения…

Кстати, о патриотизме и «антиукраинских настроениях», якобы господствующих в Севастополе. Упомянутый уже Саратов рассказал присутствующим, что во многих случаях разговоры о том, что «Севастополь спит и видит себя в России», – это блеф. Да, по его словам, пророссийски настроенные силы в городе есть, более того, они активны: в Севастопольском горсовете есть 9 депутатов от «Народной оппозиции» Наталии Витренко. Это самый высокий результат этой политсилы на прошедших выборах. Однако когда комиссия Минпросвещения недавно проверяла по стране знание выпускниками школ и студентами украинского языка, то севастопольцы заняли второе место. После сверстников из Волыни…

Но даже не это главное. Саратов рассказал, что плата за пользование маяками, якобы захваченными ЧФ РФ, все равно шла в… бюджет Украины. И стране, в принципе, все равно, кто эти маяки обслуживает и поддерживает в рабочем состоянии. Не все равно ей станет, если маяки перейдут Украине, а та их «уроет» своей бесхозяйственностью. Вот тогда от них пользы не будет. И на вопрос «Патриотично ли это?» отвечать будет некому. Уж во всяком случае, Тарасюк и Гриценко отвечать на него не будут – тут работать надо, а не только языком молоть…

А зампредседателя правления «Укртранснафты» и представитель Совнацбезопасности и обороны Украины на форуме Михаил Гончар как политик заявил, что 2017 год – это окончание базирования ЧФ РФ в Севастополе, и «нужно уже сейчас приучать всех, в том числе, и россиян к этой мысли». Но как специалист он вспомнил о пресловутом черноморском шельфе, якобы богатом залежами нефти и газа. Он предложил севастопольским предприятиям содействовать бурильным работам на этом шельфе и быть готовыми к началу разработки и производства буровых платформ. Согласитесь, хозяйственники, если они не «играются» в политику, – люди все же дельные. И Севастополь тоже должен, видимо, быть готовым к такому повороту и к смещению хозяйственных приоритетов.

В-третьих, Севастополь чуть ли ни единственный из городов страны уже имеет свой стратегический план развития на 20 лет, подготовленный городской госадминистрацией во главе с Сергеем Куницыным. Потому что г-н Куницын уверен, что возрождение страны невозможно без сильных регионов, и регионы не должны ждать милости от Киева, а сами предлагать ему свои варианты развития.

Вот этот план и нужно совершенствовать в соответствии с новыми задачами. Задачи эти сейчас ограничиваются тем, что Севастополь – это город-база. Но на форуме его «душа», как утверждали многие участники, политолог Владимир Лупаций предложил на базе Севастополя уже сейчас:

а) формировать площадку стратегических коммуникаций для национальных и международных элит из Украины, стран ОЧЭС, ЕС, России и США, чтобы те, значит, знали, где им можно встретиться, поговорить и найти точки приложения своих усилий и капиталов;

б) поддерживать и участвовать в инициативах, направленных на превращение города в центр межцивилизационного диалога и международного сотрудничества и место проведения международных и общеукраинских форумов – благо дело место и климат позволяют это делать почти круглый год;

в) презентовать социокультурные инициативы и проекты развития международного, общенационального и регионального уровней, для чего превратить город в «летнюю столицу» всего причерноморского региона, развивая и поддерживая все виды туризма, сервисную инфрастуктуру, создавая рабочие места в этой области, обучая персонал и т. д. и т. п.

И это не романтические мечтания, как может кто-то подумать. Во-первых, потому, что Севастополь уже развивался не как город-база после поражения России в Крымской войне XIX века и преуспел в этом. Во-вторых, мало кто помнит (или не хочет помнить), что еще в 1979 году власти СССР принимали постановление о том, что Севастополь перерос свой статус города-базы и что его нужно «открывать». Советы не успели ничего сделать, а у властей Украины и города просто-напросто не хватает на это денег, и мешают политические страсти.

И за дело опять вынуждены браться прагматики, которым нужно ремонтировать дороги, канализацию, строить дома и школы, платить пенсии и зарплаты. И тот же г-н Саратов напомнил собравшимся, что упомянутый 20-летний план развития города требует вложений в 8 млрд. долл., а сегодня город и страна готовы вкладывать только… 10 млн. долл. «Сумы, как видите, порядково не сопоставимые, но хорошо, что хоть ориентир развития есть», – констатировал предгорсовета. Он же и заметил, что, если Севастополь не развивать во всех отношениях, не привлекать инвестиции под перспективные проекты, а только продавать имущество и земли, а потом «проедать» эти средства, то ничего и не получится…

Такие вот дела. И главную мысль форума, как по мне, высказал все тот же Лупаций, сформулировав главную дилемму не только Севастополя или Причерноморья, но и всей Украины, заплутавшей между «кто не успел, тот опоздал» и «никогда не поздно что-либо полезное начинать». Видимо, главное – кто будет за выбор Украины отвечать: инициативные «романтики» или костные «прагматики». Но еще главнее другое – кто и что будет делать. И в какой последовательности. Даже Иисус Христос свое Царство Небесное начинал с исцеления болящих и кормления голодных. Так и здесь: кто-то должен сначала улицы подмести, мостовые отремонтировать, горячую воду дать в дома и гостиницы, а уже потом приглашать в гости привыкших к комфорту настоящих иностранцев-инвесторов, а не хапуг-скороспелок…

…Однако бросок на Юг, как по мне, удался. На юге, в Крыму, в Севастополе, там и сейчас так хорошо. Кто знает, меня поддержит. Но кто не знает, еще должен в этом убедиться…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам