"Берлинский мост" в ЕС

Недавно в Берлине Виктор Ющенко получил замечательную возможность как бы вернуться в «машине времени» на год-полтора назад и снова предстать в лучах славы как герой «помаранчевой» революции. В столице Германии украинскому Президенту вручали премию «Квадрига»: ею немцы вот уже четвертый год подряд — 3 октября, в день воссоединения Германии — отмечают виднейших политических деятелей Европы и мира за их вклад в развитие демократии и гражданского общества.

Конечно же, Виктор Андреевич не упустил в Берлине благоприятной возможности высказать надежду, что Евросоюз во время председательства в нем Германии будет учитывать евроинтеграционные устремления Украины и что Германия активно поддержит их.

Однако насколько реальны такие шаги со стороны Германии? Дипломаты отмечают, что встреча двух президентов была очень теплой — они хорошо знакомы друг с другом еще с тех времен, когда Келлер возглавлял Международный валютный фонд, а Ющенко руководил Национальным банком Украины. Тем не менее теплота и сердечность этой встречи вряд ли восполнит несостоявшийся диалог с нынешним канцлером Германии Ангелой Меркель. Ведь именно в ее руках находятся сегодня основные «ключи» от внешней политики ФРГ. Однако во время пребывания Ющенко в Берлине фрау Меркель была занята другими важными делами: их встреча в графике визита украинского Президента не значилась. Говорят, что именно в тот момент, когда Ющенко получал свою награду, Меркель была целиком поглощена футболом: она увлеченно смотрела в одном из берлинских кинотеатров премьеру документального фильма «Германия: летняя сказка», посвященного успехам немецкой сборной на последнем чемпионате мира.

Зато несколькими днями раньше, когда в одном из своих выступлений г-жа федеральный канцлер размышляла о том, какой должна быть позиция Германии в период предстоящего председательства в ЕС, она заявила: «Европейскому Союзу следует отдавать предпочтение более тесному сотрудничеству вместо перспективы на вступление в организацию для новых государств».

Разумеется, такой подход «очень жесткий» для самой Украины. Однако следует признать, что за последние полтора года украинская дипломатия не сумела в полной мере использовать открывшиеся после «оранжевой» революции возможности для привлечения Германии в качестве более активного союзника евроинтеграционных устремлений Украины. Более того, были утеряны даже некоторые старые наработки. Например, как-то незаметно прекратились ежегодные двусторонние консультации на высшем уровне, которые регулярно проводились во времена Кучмы и Шредера. А вихри бурных перемен последних полутора лет ненароком «задели» и слегка «потрепали» некоторые немецкие фирмы, которые, доверившись Украине, пришли сюда с желанием работать долго и серьезно, пришли, заметим, с немалыми капиталами.

В общем, у немцев периодически появлялись некоторые основания относиться с осторожностью к перспективам своей работы в Украине. Вот и теперь в Берлине Виктор Ющенко рассказывал, что «помаранчевая» революция развивается и что сегодняшняя суть политической жизни Украины — это начало объединения Украины и недопущение берлинской стены, разделяющей мой народ», а в Киеве один из его ближайших соратников — «президентский» министр иностранных дел Борис Тарасюк — заявил, что возглавляемая им политическая партия Народный рух Украины решительно переходит в оппозицию к нынешней парламентской коалиции. Получается, что и сам министр переходит в оппозицию к сформированному этой коалицией правительству? Ну как степенным, обстоятельным, педантичным немцам расценить такую головоломку? Да не только немцы — многие зарубежные дипломаты, работающие в Киеве, были этой коллизией весьма озадачены.

А как может выглядеть процесс сближения Украины и ЕС сегодня? Киев считает, что главная задача на ближайшее будущее — создать зону свободной торговли. Но Брюссель твердо заявляет, что Евросоюз может начать переговоры о зоне свободной торговли лишь после вступления Украины в ВТО. А для этого нам еще необходимо провести некоторые реформы и принять ряд законов, направленных на то, чтобы сделать нашу экономику менее уязвимой, более устойчивой, сделать ее инфраструктуру наиболее развитой.

Важно все-таки укрепить доверие к Украине. Важно привлечь немецкий бизнес к ряду крупнейших наших проектов, особенно в энергетической сфере. Таких, например, как нефтепровод Одесса—Броды—Плоцк или транспортировка газа по маршруту Каспийский регион—Украина—ЕС. Или проект адаптации украинской энергосистемы к европейской, сотрудничество в сфере внедрения энергосберегающих технологий. Среди возможных сфер сотрудничества — совместная разведка и добыча нефти на украинской территории в шельфе Черного моря, совместные проекты в авиакосмической и судостроительной отраслях…

Немецкий бизнес с интересом посматривает на восток. Правда, пока больше на Россию, чем на Украину. Россия ведь тоже выступает с инициативой создания общей с Европейским Союзом зоны свободной торговли. А это, конечно, более масштабная зона. Путин налаживает личные контакты с Меркель и щедр в своих обещаниях хороших перспектив для российско-германского сотрудничества.

В ходе своей недавней встречи с Меркель и Жаком Шираком в Компьене под Парижем Путин заявил, что Россия намеревается продавать Европе, а не Америке, как было запланировано ранее, ресурсы расположенного в Баренцевом море газового месторождения Штокман — одного из самых крупных новых месторождений. Как отмечает немецкий журнал «Шпигель», в Компьене Путин даже особо отметил, что от поставок газа из Штокмановского месторождения выиграет в первую очередь Берлин: «Можете представить себе, что это значит для экономики Германии. Поставки только с этого месторождения могут осуществляться 50—70 лет».

У нас, к сожалению, таких пышных «калачей» для приманки нет, но, тем не менее, украинские предложения тоже могут быть весьма интересны для немецкого бизнеса — настолько интересны, что он не проедет мимо Украины. Конечно же, более активное привлечение немецкого бизнеса в нашу экономику могло бы существенно способствовать и процессу политического диалога между Киевом и Берлином в период предстоящего председательства Германии в ЕС.

Хотя в любом случае этот диалог обещает быть нелегким. И свидетельство тому — новое достаточно жесткое заявление Меркель, сделанное ею в минувшее воскресенье после завершения двухдневного визита в Турцию. Немецкий канцлер заявила, что Германия будет выступать против дальнейшего быстрого расширения Евросоюза после предстоящего принятия Болгарии и Румынии. «Мы сейчас ведем переговоры с Турцией и Хорватией по поводу их вступления в ЕС, однако мы знаем, что в ближайшем будущем не сможем принять новых членов», — сказала г-жа Меркель. Новое в ее сегодняшней позиции состоит в том, что ранее в ходе своего визита в Анкару Меркель обещала: Германия не будет препятствовать вступлению Турции в Евросоюз.

Тем временем брюссельские эксперты отмечают, что могут возникнуть проблемы даже у Румынии и Болгарии. Санкции, которые ЕС может ввести в случае недостаточных евроинтеграторских усилий со стороны этих стран, могут иметь «очень серьезные последствия». Но даже если все пройдет благополучно, то все равно — «новые члены ЕС должны будут рассчитывать на ограничительные условия и постоянный мониторинг».

По оценкам аналитиков, формирование некоего «классового общества» в рамках ЕС — неизбежно. У 10 новых членов ЕС, принятых на последней волне расширения, уже появилось ощущение, что они принадлежат ко «второму классу». Болгария и Румыния будут ощущать это еще острее. Есть опасение, что ЕС может превратиться в структуру «двухступенчатую». И Евросоюзу понадобится немалое время, чтобы эту «двухступенчатость» устранить. Все это, конечно же, серьезно отдаляет перспективы вступления новых государств в ЕС. Так что дело не только в «неуступчивости» немецкого канцлера Ангелы Меркель. На самом деле потенциальный «берлинский мост» в ЕС точно так же трудно перейти, как и все другие подобные «мосты». Этим и объясняется позиция нового украинского правительства: не столько «педалировать» формальную сторону приобретения Украиной членства в ЕС, сколько «строить Европу» у себя дома. Примечательно, что в появившейся на днях в газете «Вашингтон пост» статье украинского премьера Виктора Януковича «Украина выбирает движение в сторону Европы» желаемое членство в ЕС ни разу не упоминается. Зато есть там такие слова: «Уверяю вас, Европа и Америка не должны больше считать Украину далекими задворками. После того как мы осуществим в полной мере наши реформы и построим нашу экономику, Украина окажется в самом центре евроатлантической цивилизации».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам