Призрачная надежда

Складывается впечатление (возможно, ошибочное), что назначение нового секретаря Совета национальной безопасности и обороны рассматривается Виктором Ющенко как симметричный ответ на безусловное доминирование в системе исполнительной власти правительства Виктора Януковича. Как говорят в Италии, забодай его Зидан. Появится некто, кто одним махом уравновесит и Кабинет министров, и антикризисную коалицию вместе с оппозицией в лице Юлии Тимошенко…
Виктор Андреевич тактично обещает определиться с кандидатурой секретаря «в ближайшее время». Вполне возможно, что будет избрана уже испытанная на Викторе Балоге технология назначения: в пятницу вечером появится указ, а в субботу новоназначенный ответственный за безопасность в государстве даст свою первую пресс-конференцию. Или не даст. Наиболее часто называются два кандидата на данную должность – Юрий Ехануров (экс-премьер) и Роман Безсмертный (лидер фракции «Наша Украина). Однако, как показывает практика, частота упоминаний еще ни о чем не говорит. Интересно не то, кто станет новым секретарем СНБО, а сумеет ли этот человек стать могучим антикризисным менеджером а ля Медведчук? Превратится ли Совбез в суперорган государственной власти, способный не просто усилить позиции президента, но и переиграть на политическом поле команду Партии регионов?

Довольно распространенным является теория о «пульсирующем» характере этого достаточно специфического конституционного института власти. Имеется в виду, естественно, СНБО. Стоит только появится сильной личности, как сразу же объем полномочий Совбеза расширяется настолько, что он затмевает собой и Кабинет министров, и парламент. Подобная теория имеет под собой достаточно серьезные основания.

Во-первых, нормативное обеспечение деятельности СНБО, пожалуй, одно из лучших по сравнению с другими центральными институтами власти. Например, до сих пор нет закона о Кабинете министров, президенте. А Совбез в этом отношении «упакован» по самое не балуй. Начиная от Конституции – статья 107, где закреплен статус Совбеза (координационный орган при президенте), и заканчивая законом о СНБО от 5 марта 1998 года, где подробно расписаны функции Совета.

Во-вторых, сфера национальной безопасности у нас простирается от забора и до обеда. От недр до военной разведки. При желании можно найти интересы национальной безопасности в акушерстве и гинекологии.

В-третьих, привязка Совбеза к конкретному секретарю наглядно свидетельствует о расширении (сужении) полномочий данного органа. На этом тезисе мы остановимся чуть более подробно.

СНБО был создан в июле 1992 года президентом Леонидом Кравчуком как консультативно-совещательный орган при главе государства. О его существовании практически никто не вспоминал. Зато все в один голос рассказывают о золотой эпохе Совбеза – 1994-1999 гг. Аналитики начинают буквально давится от восторга перед мощью и совершенством Совета национальной безопасности и обороны, созданным стараниями его секретаря Владимира Горбулина. СНБО времен Горбулина был круче Кабмина, парламента, СБУ вместе взятых. Владимир Павлович постарался на славу. Как в свое время Дмитрий Табачник поднял на недостижимую высоту статус администрации президента, в которой работал Леонид Кучма, так и Горбулин сделал из Совбеза монстра, которым чуть ли не пугали детей. Именно Горбулин добился признания СНБО конституционным органом власти. Ключевые решения действительно принимал Совбез с подачи Владимира Павловича. Президент подписывал соответствующий указ.

Можно предположить, что именно такого секретаря Совбеза хочет Виктор Андреевич. Чтобы за ним как за каменной стеной. Свалить на него все политические разборки и получать на выходе очищенный и концентрированный продукт: власть. Естественно, свою. Мечта Ющенко проста: сделать главу секретариата президента вторым Медведчуком, а главу СНБО – вторым Горбулиным. Вернуть былую мощь и славу данным институтам власти. Возможно ли это?

Я уже настолько часто задаю данный вопрос, что пора бы уже начать отвечать на него. Интриговать, то есть прятать ответ в конце статьи, не стану. Сразу рубану правду-матку: второго Медведчука – Горбулина больше уже не будет. Дело не в том, что Владимир Павлович старый и ему все равно. Короче, ситуация изменилась.

Практически все без исключения аналитики констатируют: восхождение «звезды» Горбулина связано с его близостью к Леониду Кучме. У него было эксклюзивное право называть главу государства на ты. Он замкнул на себе все информационные потоки, поступающие к президенту, и фильтровал все. Начиная от людей и заканчивая докладными записками. Институциональным воплощением этого могущества являлся СНБО. Секрет феномена Горбулина заключался в перераспределении полномочий президента. В далеком 1994 году Леонид Данилович был, прямо скажем, начинающим главой государства. Он остро нуждался в инструментарии, с помощью которого можно было проводить свою политику, поскольку еще толком не понимал, как это все делать самому. В результате появился сверхсильный секретарь СНБО (Владимир Горбулин) и сверхвлиятельный глава администрации президента (Дмитрий Табачник). Благодаря своим интеллектуальным и организационным качествам они заполнили проблем в реализации Леонидом Даниловичем своих полномочий.

Горбулин и Табачник – это две разные ипостаси Леонида Кучмы. Леонид Данилович в силу целого ряда объективных и субъективных причин просто был не в состоянии реализовать огромный объем своих полномочий. Он мог все, но не знал как. Попросил своих близких друзей. Доверил. Вот и весь секрет могущества СНБО и главы администрации президента. Примечательно, что после избрания на второй срок Леонид Данилович пообещал стать «новым президентом». В 1999 году Горбулина уже рядом с ним не было. Как и Дмитрия Табачника. Возможно, Кучма и попытался бы действовать по-новому, но начался «кассетный скандал». Опять появилась потребность в антикризисных менеджерах. Так появился Медведчук. Центр власти опять переместился в администрацию президента. Виктор Владимирович стал осуществлять президентские полномочия.

Виктор Ющенко – это не Леонид Кучма. Прежде всего, потому, что полномочия у него другие. Конституционная реформа, однако. Ни глава секретариата, ни шеф СНБО больше не смогут занять доминирующее положение в системе власти по одной простой причине – нечего больше перераспределять. Нет, кое-что осталось. И даже не мало: президент контролирует силовиков, СБУ и министерство иностранных дел. Может распускать парламент. Однако места для «выращивания» новых «горбулиных» и «медведчуков» больше не осталось.

У Виктора Андреевича был неплохой шанс подготовиться к предстоящему конституционному перераспределению полномочий. Почти полтора года президент действовал в правовом поле, доставшемся ему от предшественника. В полном объеме политическая реформа вступала в силу только после избрания нового состава парламента. Ющенко действительно мог делать все, что угодно. Особенно учитывая высочайший кредит народного доверия, выданный ему во время оранжевой революции. Виктор Андреевич повторил действия Леонида Кучмы: он назначил Петра Порошенко секретарем СНБО и утвердил совершенно шикарное (для Петра Алексеевича) положение о деятельности Совбеза. Порошенко вполне мог переплюнуть самого Горбулина.

В феврале 2005 года появился указ Ющенко «О некоторых вопросах организации деятельности Совета национальной безопасности и обороны». В соответствие с документом, секретарь СНБО имеет право принимать участие в заседаниях Кабинета министров Украины с правом совещательного голоса! Более того, Петр Алексеевич получил право инициировать неотложное рассмотрение Кабинетом министров вопросов исполнения решений СНБО, вносить в министерства, другие органы исполнительной власти обязательные для рассмотрения предложения и рекомендации по проблемам нацбезопасности, согласовывать проекты актов президента по вопросам национальной безопасности и обороны, давать поручения органам исполнительной власти и обращаться к ним с соответствующими запросами, направленными на обеспечение исполнения решений СНБО, актов и поручений президента.

Порошенко также мог ставить вопрос об ответственности должностных лиц по результатам осуществления контроля за исполнением решений Совета, вносить в установленном порядке предложения по кандидатурам на должности в правоохранительных органах, Вооруженных силах, других военных формированиях, назначения на которые осуществляются президентом, подавать на рассмотрение главы государства предложения по кандидатурам на должности судей, членов Высшего совета юстиции, и членов Высшей квалификационной комиссии судей, назначение которых осуществляет президент.

Удивительный документ. Не хватает лишь одной строчки: секретарь СНБО по совместительству является главой правительства. Петр Алексеевич получил шанс стать самым влиятельным лицом в государстве за счет перераспределения полномочий президента. Если бы не два обстоятельства: пластичный (скажем так) характер главы государства и назначение премьером Юлии Тимошенко. Именно кадровая политика президента привела к тому, что Порошенко не стал вторым Горбулиным. Леонид Данилович назначал на ключевые посты в начале первого срока своих единомышленников, которые даже и не думали (сначала) создавать ему конкуренцию. А Виктор Андреевич создал изначально порочную систему сдержек и противовесов. Государственный секретарь Александр Зинченко потихоньку гадил Александру Третьякову, который возглавлял кабинет президента и фильтровал доступ к «телу». Юлия Тимошенко и Петр Порошенко так любили друг друга, что не оставалось времени для других дел. А конец всем известен: коррупционный скандал и первая «чистка» команды победителей. Потом секретарем СНБО стал Анатолий Кинах, и часть полномочий Совбеза передали новому главе секретариата президента Олегу Рыбачуку.

Если Виктор Андреевич считает, что он может расширить полномочия СНБО до пределов, установленных Горбулиным и Порошенко, то это ошибочное мнение. Совбез уже не может стать «монстром». Даже если его возглавит закадычный друг главы государства. Близость к «телу» – еще не повод для усиления влияния Совета безопасности. Виктор Балога, безусловно, хороший менеджер – не зря же его эсдеки держали на вторых ролях – но не более того. Поскольку для президента сузилось поле для игры, то и воспользоваться опытом Кучмы – институт власти для друга – ему уже не удастся. У главы государства не осталось полномочий для того, чтобы перераспределить их между двумя институтами.

По человечески Виктора Андреевича можно понять. Он остро нуждается в помощи, однако на помощь ему до последнего времени приходили, мягко говоря, не профессионалы. Майдан майданом, а конкретная работа в исполнительной ветви власти – совсем другое дело. Образование пропремьерской коалиции, возвращение Виктора Януковича во власть и наличие в оппозиции Юлии Тимошенко – это как раз те угрозы, с которыми ни СНБО, ни секретариат президента не в состоянии справится.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам