Дорогие наши ГСМ

Цены на бензин в последние недели заметно растут, причем, прежде всего в России. При среднем подорожании на 2%, в отдельных областях, например, в Ставропольском крае цена выросла более чем на 10%. Для Украины ситуация усугубляется тем, что с 1 августа 2006 года российское правительство приняло решение повысить ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть до $216,4 за тонну. Предыдущая пошлина составляла $199,8. Впрочем, это не единственная причина удорожания бензина в Украине.

Рост пошлины на нефть – процесс закономерный. Дело в том, что, согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», размер экспортной пошлины на нефть рассчитывается по специальной формуле на основании мониторинга цен на мировом рынке за предыдущие два месяца. Поскольку с начала года нефть на мировом рынке подорожала более, чем на 20%, пошлина все время увеличивалась. С 1 апреля она составляла $102,6 за тонну, с 1 июня – $136,2. Это естественно способствует дороговизне ГСМ, которые сейчас находятся в цене из-за завершения уборочных работ и закупке бензина под предстоящую посевную кампанию.

Бороться с данной тенденцией чрезвычайно непросто, хотя бы потому, что она объективна. Рыночный механизм влияния на цены путем периодических интервенций на рынке горюче-смазочных материалов, который правительство объявило основным направлением, пока применим лишь в перспективе. В Украине есть своя нефть, но нет резерва ГСМ. О его создании говорят давно, но, пока, мало, что делали. Есть два других механизма: административный и регуляторно-фискальный. Ими пользовались всегда, пользуются и сейчас, но каждый раз по-разному: то в качестве дубинки, то в виде «пряника».

Во время прошлого ценового кризиса тогдашний премьер Юлия Тимошенко обвинила владельцев НПЗ в монопольном сговоре, запретила экспорт продукции украинских НПЗ и параллельно провела через парламент постановление о введении нулевой ставки пошлины на ввоз нефтепродуктов. Однако надавить на российских нефтяников, которым принадлежат полностью или частично крупнейшие НПЗ, ей не удалось: заводы стали закрываться «на ремонт». Власть была вынуждена пойти на попятную, и в лице Виктора Ющенко просить мира.

Что касается фискального способа, то нулевая пошлина на ввоз нефтепродуктов действует до сих пор. Более того, по разным оценкам от четверти до трети продаваемых на внутреннем рынке ГСМ – это импорт. В таких условиях российским нефтяникам стало менее выгодно работать на украинских заводах. И они время от времени напоминают власти о ее обещании, отменить указанную льготу для импортеров.

К слову, в программе первой («оранжевой») коалиции, пункт отмены льгот был записан в числе первоочередных шагов. После создания новой коалиции, нефтяники вновь решили напомнить о себе. И повышение цены – своего рода призыв к началу консультаций бизнеса и власти, который использовали крупнейшие операторы. Нет, я ни в коей мере не считаю данный субъективный мотив основной причиной повышения цен на бензин. Как уже было сказано выше, главная – заключается в росте цен внутри России, ввозных пошлин для иностранных покупателей и повышенном сезонном спросе на ГСМ. Но и небольшой корпоративный сговор, направленный на то, чтобы привлечь внимание власти к проблемам низкой рентабельности и тяжелой конкурентной борьбы с импортерами, тоже присутствует. Другое дело, что некоторые нефтяники успешно совмещают переработку российской нефти на отечественных НПЗ с импортом готовой продукции с зарубежных заводов.

Как бы там ни было, но своей цели операторы рынка добились – вызвали власть на контакт. Кабмин уже косвенно подтвердил, что снятие пошлин на импортную нефть — вопрос времени. И он будет поставлен на рассмотрение парламента, когда депутаты вернуться после летнего отдыха. Есть также информация, что в процессе переговоров с нефтяными компаниями ставился вопрос о введении 25%-ной заградительной пошлины на ввоз нефтепродуктов. В обмен на лояльное отношение российских собственников украинских НПЗ к нуждам крестьян. При этом объем целевых поставок топлива по льготным ценам будет предметом отдельных договоренностей. На момент, пока такие договоренности еще не достигнуты, Министерство топлива и энергетики и нефтетрейдеры согласились с тем, что од 21 августа предельная цена на бензин А-95 составит 4,7 грн/литр, на дизтопливо — 4,1 грн/литр. После 21 августа договаривающимся сторонам должны стать понятны базовые позиции друг друга. Вице-премьер-министр Андрей Клюев уже объявил, что правительство готовит законопроект, позволяющий провести быструю реконструкцию НПЗ, что, по всей видимости, станет скрытой льготой, предоставляемой нефтяникам. Естественно, это не единственное, что власть может предложить бизнесу. В ответ они должны дать топливо селу по разумным ценам и пойти на ряд других уступок.

Еще одним путем решения внутренней проблемы стал механизм сближения с Россией. В частности, высказанная на недавнем саммите ЕврАзЭС возможность участия Украины в Таможенном союзе и других подобных проектах. Понятно, что пока это только разговоры, а сам Таможенный союз – вопрос неблизкой перспективы. Совершенно очевидно и другое – на текущий рост цен они влияния не имеют. Но надо помнить, что по прогнозам экспертов, цена будет расти и дальше, и с каждым разом найти экономическое решение проблемы без политических договоренностей будет сложнее…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам