Парламентско-премьерская республика

Вряд ли гуманитарный вице-премьер Дмитрий Табачник будет организовывать коллективные походы правительства в театр и на каток. Тем более, ездить в метро для поддержания популистского имиджа. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Владимир Горбулин не станет посылать заказные письма Виктору Януковичу с ценными указаниями.

И, естественно, глава «Нефтегаза Украины» Владимир Шелудченко во время заграничных командировок не позволит себе требовать переводчика во время переговоров со своими российскими коллегами, а также поучать великого и могучего Туркменбаши в присутствие его подданных. Это новая политическая реальность.

Некоторые особо возбужденные аналитики после формирования кабинета Януковича начинают говорить о наступление эпохи «возрождения кучмизма». Вряд ли такая эмоциональная оценка происходящего корректна. Да, в исполнительную власть возвратились старые кадры. «Это правительство сильно, как никогда» — говорил несколько лет назад глава администрации Кучмы Виктор Медведчук, имея в виду коалиционный Кабмин Януковича, сформированный в канун президентских выборов 2004 года. Его оценка сегодня более чем актуальна, поскольку эра «кучмизма» закончилась. Во-первых, Ющенко – не Кучма. Во-вторых, в Украине появилась новая форма организации власти – премьерская республика. Чтобы, как говорится, развить и углубить данные тезисы, подведем под них с помощью псевдоинтеллектуального домкрата теоретическую базу. Начнем с премьерской республики. На чем строилась основная политическая игра во времена Леонида Даниловича? На кадровой политике. Сразу после назначения очередного премьер-министра появлялись прогнозы на тему: а когда Данилыч уволит главу правительства? И вокруг этого все вертелось. От парламентского вотума недоверия Кабмин спасался с помощью утверждения программы своей деятельности (после ее принятия депутаты добровольно на год лишали себя права инициировать рассмотрение вопроса об отставке правительства) и псевдокоалиционного распределения министерских портфелей. От президента спасения не было. Просто иногда Кучме было не с руки самому увольнять премьера. Типа, не демократично. Например, как в случае с Виктором Ющенко. Основную работу тогда пришлось выполнить Виктору Медведчуку.

Теперь вопрос – а когда Ющенко уволит Януковича? – становится пугающе неуместным. Его вообще задавать не надо, поскольку глупости это все. В соответствие с Конституцией, премьер снимается только в двух случаях:

а) если 226 депутатов проголосуют за его отставку;
б) когда коалиция, его выдвинувшая, распадется.

Оба варианта почти не возможно реализовать. Объясню почему. Парламентский вотум недоверия равносилен добровольному политическому самоубийству. В таком случае коалиционеры расписываются в том, они являются полными идиотами, которые не сумели реализовать свои конституционные права – сформировать правительство. Они автоматически подставляются под роспуск Верховной Рады. Если коалиция инициирует отставку правительства, то она уже как бы и не существует.

Теперь второй вариант: допустим парламентское объединение распалось. Кто-то из него вышел. Означает ли это, что Кабмин должен автоматически идти в отставку? Все зависит от того, как на это посмотреть. Не случайно же в злополучные статьи 65 и 66 Регламента деятельности Верховной Рады (изменения в составе коалиции и условия прекращения ее работы) были внесены изменения. В частности, появился следующий пункт: парламентский альянс аннулируется, если в него входит меньше 226 депутатов. Акцент сместился на индивидуальное членство. Если фракция Х объявит о своем выходе из состава антикризисной коалиции, то это ничего не значит, поскольку члены Х-группы могут продолжить оставаться в ее составе в индивидуальном порядке.

При Леониде Даниловиче, конечно же, все было гораздо проще. Ни один премьер не контролировал парламентское большинство. Контрольный пакет находился в администрации президента. Глава правительства мог лишь организовать, скажем так, лояльное большинство. Да и то по согласованию с Кучмой. А что может Ющенко?

Инициировать развал антикризисной коалиции? Так он на нее никакого влияния не имеет. Верная пропрезидентская сила – «Наша Украина» — играет роль тещи в новой политической семье. Ее терпят, но, мягко говоря, не любит. Даже принимать какие-то упредительные меры в отношении «НУ» не надо. Главное – не трогать. И тогда процесс самостоятельно пойдет в нужном направлении: сначала политический распад блока, а затем и полная девальвация «европейской партии нового типа». Уже осенью у главы государства вообще не будет парламентского ресурса, поскольку «Наша Украина» на глазах превращается в маргинальную группировку, не имеющего своего политического лица. В политические отбросы. А с БЮТ президент по определению не в состоянии договорится. Возможен лишь вариант, который в свое время озвучила сама Юлия Владимировна: «Виктор Андреевич даже не догадывается, как глубоко его используют».

В общем, политическая смерть Виктора Федорович находится в игле, игла – в яйце, яйцо – а футбольном мяче, а мяч – в бронированном сейфе. Ко всему прочего существует еще проблема Иванушки дурачка, который на самом деле очень умен. В обойме «любимых друзей» президента подобного персонажа не наблюдается. Виктор Медведчук, конечно же, сумел бы подобрать юридическую отмычку к сейфу Януковича. Или же, заложил бы килограмма два тола или тринтолула… Хрен его знает чего. Однако нет у Виктора Андреевича подобных специалистов. Есть друг Олег Рыбачук. Так он не по тем делам.

Кроме отсутствия специалистов по взлому донецких сейфов, у президента есть еще одна проблема: ограниченная ресурсная база. В его распоряжении есть несколько игровых площадок, на которых он может вести игру с новым правительством.

Первая: парламентская. Как мы уже отмечали, здесь ему ничего не светит. Партия проиграна в чистую. Деморализованные остатки «НУ» и агрессивно-экстремальные бютовцы не в счет. Да еще спикер Александр Мороз с потрясающим опытом конфронтации законодательной и исполнительной ветвей власти. В свое время Сан Саныч поставил мат самому Леониду Даниловичу. Единственный более или менее реальный вариант: накладывать вето на законопроекты КМ или приостанавливать действие правительственных распоряжения с последующим направлением данных актов на экспертизу Конституционного суда.

Вторая: секретариат президента. Создать в СП параллельный Кабинет министров, дублирующий функции правительства Януковича. Нечто подобное уже было во времена премьерства Виктора Ющенко, которого плотно обложили со всех сторон. Сформировать в КМ партийную ячейку «Нашей Украины» в составе министров обороны, внутренних и иностранных дел. Попробовать внедрить двойное управление по системе «палки в колеса». Тоже не получается.

Третья: возродить было могущество Совета национальной безопасности и обороны – конституционного органа то ли власти, то ли влияния. Опять таки, нет равноценных Виктору Федоровичу фигур. Разве что Юлия Тимошенко, однако она вряд ли станет служить цепной собакой Виктора Андреевича. А вот Владимир Радченко, который мог бы кое-что сделать, уже является советником премьера. Поскольку он работал в свое время Секретарем СНБО, то рецепт противоядия от Совбеза у Виктора Федоровича уже есть. Интересная информация: говорят, Евгений Марчук предложил Ющенко свои услуги на посту секретаря по безопасности и обороне. Это будет правильный выбор. Евгений Кириллович очень спокойная сила. Почти в анабиозе.

Четвертая: организовать международную изоляцию Виктору Януковичу. Уличить его в порочащих связях, дискредитировать и принудить к отставке. Для этого придется организовать скандал, покруче кассетного. Ни организационных, ни медийных ресурсов у «любимых друзей» для подобного дела нет. Да и как ты Виктора Федоровича дискредитируешь, когда сам с ним подписал «универсальное соглашение»?

Пятая: переделать форму правления. Вернуть себе полномочия Леонида Даниловича с помощью Конституционного суда. Призрачная возможность. Дело даже не в том, что в закон о КС внесены изменения, запрещающие проводить ревизию законов о внесении поправок в Конституцию. Просто судебным решением уже нельзя изменить ситуацию. Один раз Верховный Суд это сделал. Второго раза не будет.

Знаете, даже интересно становится: задача по смещению премьера не имеет в настоящее время решения. Более того, при сохранении основных параметров текущей политической ситуации, у президента нет «укола от Януковича». Ему даже не надо готовится к следующим президентским выборам, поскольку в премьерской республике данная должность через год-другой полностью утратит свое значение. Только полная победа на выборах в Верховную Раду, которые должны состояться в 2011 году, в настоящее время имеет высшую ценность. В 2009 году президентскую кампанию можно будет вообще не проводить. А смысла нет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам