Смена позиции

Что делать с оппозицией, которая неожиданно становится властью? Согласитесь, парадоксальный вопрос. В процессе переговоров коалиции демократических сил (КДС) с оппозицией относительно разблокирования работы Верховной Рады выяснилось, что стороны поменялись ролями. КДС формально существует, однако парламентское большинство почему-то принадлежит социалистам, «регионалам» и коммунистам.

Избрание лидера СПУ Александра Мороза на должность спикера при наличии другой, «согласованной» кандидатуры от «Нашей Украины» можно трактовать как распад созданной на пять лет «оранжевой» коалиции. Нет, подписи под соглашением никто не отзывал. Однако предпринятые действия свидетельствуют о фактическом распаде КДС. Мало кто верил в то, что созданная 22 июня на базе сложной системы персональных сдержек и противовесов (инструкция по применению КДС насчитывает 102 страницы) коалиция просуществует долго. Все предрекали ее относительно быстрый конец. Опять-таки, абсолютное большинство аналитиков считали выборы спикера первым серьезным тестом КДС на дееспособность. И вот теперь приходится констатировать: испытания завершились неудачно. Спикер Александр Мороз — наглядное тому подтверждение. Я бы не стал драматизировать ситуацию, связанную с конфликтом Сан Саныча Мороза и Иосифа Винского. Как говорил знакомый сантехник Петрович, где-то оно все равно должно было рвануть. Если не СПУ, то БЮТ. Если не БЮТ, то «Наша Украина». Срыв был изначально запрограммирован. Но, естественно, мало кто предполагал, что выборы председателя парламента пройдут в такой эмоционально-неожиданной форме.

Если отвлечься от «чувственной составляющей» процесса — кто что испытал, когда понял, что Мороз пойдет в спикеры, то получим короткий перечень фактов, который характеризует сложившуюся ситуацию. Во-первых, процедура денонсации соглашения о создании КДС не проведена. Подписи Александра Мороза, Романа Безсмертного и Юлии Тимошенко по-прежнему красуются на последней странице документа. Другими словами, ликвидация коалиции должна быть зафиксирована протокольно. Так и так, считаю невозможным. Дескать, дальнейшее пребывание в КДС считаю нецелесообразным со всеми вытекающими.

Во-вторых, процесс избрания спикера вне рамок формализованной коалиции сам по себе слегка аномален. Он относится к разряду неурегулированной действующим законодательством и Регламентом работы ВР процедуры. В формате парламента это еще можно пережить. Однако когда дело дойдет до утверждения премьер-министра, то без коалиции не обойтись. Она должна быть формализована. Иначе Президент имеет полное право не участвовать в премьериаде. Напомним, что именно он должен подавать согласованную с коалицией кандидатуру премьер-министра на утверждение Верховной Рады. А может и не подать. Вот в чем вопрос.

В-третьих, зафиксированный 6 июля формат ситуативного парламентского большинства пока не является стабильным. Консолидированное голосование СПУ, КПУ и Партии регионов по вопросам запуска спикериады еще не означает создания формализованного союза. Да и количество депутатов, голосующих вне рамок КДС (230—235) не дает повода говорить о безоблачных перспективах данного объединения. Это и не широкая коалиция, о которой в свое время говорил Юрий Ехануров (социалисты + Партия регионов + «Наша Украина»), и не альтернативное власти объединение. Это некий третий вариант. Правда, перспективной является технология наращивания потенциала нового большинства за счет присоединения групп «сочувствующих» депутатов.
Юлия Тимошенко, похоже, знала о запланированном сценарии развития событий, поскольку на протяжении всего бурного парламентского дня сохраняла удивительное спокойствие. БЮТ лишь технически пытался затянуть реализацию сценария, апеллируя к регламентным нормам. Меры активного противодействия не предпринимались. Впрочем, складывалось впечатление, что и бютовцы, и «Наша Украина» откровенно побаивались вступать с «регионалами» в непосредственный физический контакт. Однако не приходится сомневаться в том, что Юлия Владимировна еще сделает свой шаг.

Идем дальше: спикер, избранный вне рамок официальной коалиции, по определению становится самостоятельной фигурой, поскольку не связан жесткими формальными обязательствами. Может получиться интересный прецедент, который приведет к поливариантности дальнейшего развития событий. Пока же Партия регионов решила две важные тактические задачи: в ходе борьбы за соблюдение принципа пропорциональности при распределении парламентских комитетов ушла из оппозиционной политической ниши, освободив ее для Юлии Владимировны. И поставила в интересную переговорную позицию «Нашу Украину», почти в открытую претендуя на квоту Тимошенко — должность премьер-министра. Комбинация сыграна технично, жестко и, откровенно говоря, интересно.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам