Николай Азаров : "К роспуску парламента готовы"

Партия регионов может инициировать роспуск парламента, если созданная оранжевая коалиция будет действовать вопреки воле народа. Об этом в интервью еженедельнику «Киевский телеграф» заявил один из лидеров «регионалов», бывший первый вице-премьер в правительстве Виктора Януковича Николай Азаров. Беседа состоялась еще до перехода ПР в оппозицию. Прогресс, достигнутый во время так называемых консультаций Партии регионов с «НУ», свидетельствует о том, что «регионалов» еще рано списывать со счетов. Очень рано…

Николай Янович, чем было вызвано ваше ультимативное заявление о том, что если к 21 июня коалиция не будет создана, то «регионалы» возьмут власть в парламенте в свои руки?


— Здесь нет никакого ультиматума, а есть констатация факта: если Верховная Рада не образует коалицию в той или иной форме, то Президент получает право распустить парламент. Мы считаем, что ответственность, возложенная на нас избирателями, не позволяет нам манкировать своими обязанностями законодателей. Если Конституция требует от депутатов в течение месяца создать коалицию, значит, они обязаны это сделать. Так что с нашей стороны это был не ультиматум, а напоминание о том, что на коалиционное строительство времени потрачено более чем достаточно. Переговоры в формате «тройки» шли как до парламентских выборов, так и после марта 2006 года.


Что собой представляет межфракционное большинство, о котором так много говорится в последнее время? Будут ли его решения легитимными?


— И само объединение, и принятые им решения будут абсолютно законными: у нас в отношении депутатов нет крепостного права. Если фракция ПР предлагает всем парламентариям, согласным с ее оценкой ситуации, подписать соглашение о создании с ними коалиции, то никто не может им запретить это сделать. Конституция и действующее законодательство не дают такого права лидерам фракционных объединений. Другими словами, Партия регионов подписывает проект соглашения, к которому присоединяются еще 50—60 законодателей — и вот вам готовая коалиция! Она может называться как угодно: стабилизационной, антикризисной. Хотя думаю, что Роман Безсмертный, говоря о необходимости формирования стабилизационного парламентского объединения, имел в виду не создание межфракционного большинства, а официальное решение НСНУ об образовании широкой коалиции. Но не случайно он назвал ее стабилизационной, поскольку ситуация в стране требует, скажем так, успокоения. Она действительно расшатана. Например, недавние выступления Юлии Тимошенко в Верховной Раде — это же сплошная истерика. «Я заранее готова на все, закрыв глаза, соглашусь со всеми условиями…». Это разве позиция ответственной политической силы?


А на что согласны «регионалы»?


— Поверьте, далеко не на все. Мы во время консультаций с «Нашей Украиной» четко обозначили границы возможных компромиссов, например, по вопросам НАТО, ЕЭП, статуса русского языка. Следует отметить, что компромиссные формулы лежали буквально «на поверхности». Например, по вопросу присоединения Украины к НАТО. Для ответственных политических сил взаимоприемлем следующий вариант: вступление в Альянс через референдум. Если народ поддержит эту идею, то ни одна политическая сила не имеет права выступать против. Но если народ скажет «нет», то ни в коем случае нельзя силой продавливать это решение. Хотя, согласитесь, еще недавно данная ситуация казалась безвыходной…


Удастся ли так же легко найти кадровый компромисс? Ведь создание «оранжевой» коалиции во многом тормозилось тем, что переговорщики никак не могли поделить портфели… Не повторится ли подобная ситуация, когда Партия регионов и партия власти начнут распределять кресла?


— Этого уже не случилось. Вы же знаете о заявлении Виктора Януковича, который в рамках поисков компромисса ради единства Украины, ее экономической стабилизации выразил готовность отказаться от поста премьера. И вот давайте теперь сравним две точки зрения: Партии регионов и БЮТ. Юлия Тимошенко согласна на любые условия ради премьерской должности. Партия регионов, победившая на парламентских выборах, имеет полное право претендовать на пост главы Кабинета министров, на формирование «костяка» правительства для того, чтобы реализовать свою стратегию экономического развития. Однако ради объединения страны мы готовы пойти на то, чтобы премьером стал представитель от «Нашей Украины». Да и вообще, в ПР даже не возникало вопросов о том, что кто-то куда-то рвется, что необходимо «выбить» тот или иной портфель.


Говорят, что вы не прочь занять пост первого вице-премьера или даже премьера. Это правда?


— Надо быть абсолютно наивным человеком, не понимающим, в какой ситуации находится Украина, чтобы стремиться на такую Голгофу. Я себя таковым не считаю. Приведу лишь некоторые цифры: дефицит торгового баланса за пять месяцев нынешнего года составил более $2 млрд., переплата по налогам с начала года увеличилась до 13,5 млрд. грн. Это громадная сумма! ВВП за полгода составил 166 млрд., в то время как бюджет-2006 предусматривает размер валового внутреннего продукта по итогам года на уровне 512 млрд. Мы явно не вписываемся в этот показатель.

Давайте подумаем и о том, что в газохранилища закачано на 3,5 млрд. кубов газа меньше, чем надо было по графику, который раньше неукоснительно выполнялся. У нас нет договоренностей о цене на газ и объемах поставок ни с Туркменистаном, ни с Россией: неизвестна не только стоимость газа, но и хватит ли его нам в принципе. Далее, идут бесконечные дожди — что будет с урожаем? Неизвестно, как долго продолжится оживление металлургической конъюнктуры, которое наблюдается сегодня. Отсутствуют устойчивые источники для роста экономики: власть ничего не сделала для этого ни в 2005-м, ни в нынешнем году. И кто в такой ситуации поставит свою репутацию на карту?

Я хочу подчеркнуть следующий очень важный момент в дебатах между «Нашей Украиной» и Партией регионов. Когда мы дошли до пункта «разделение сфер ответственности между участниками коалиции», то я просто рассмеялся. Потому что если мы вместе с «нашеукраинцами» будем формировать правительство, то нам придется вместе делить ответственность и за все отвечать безраздельно! Хочу подчеркнуть: ПР берет на себя эту ношу, не претендуя на ключевые должности. Мы не собираемся говорить: «Раз представители Партии регионов не отвечают за такой-то сектор, то пропади он пропадом!». И пальцем на «чужих» министров показывать не станем. Если в экономике случится завал, разве я буду радоваться и говорить: ага, это не мы, а «Наша Украина» виновата?! Да нет, конечно.

Мы коалицию воспринимаем как единую ответственность, понимая, что основной груз проблем придется тянуть Партии регионов. Так что в этих условиях я абсолютно не рвусь занять какую-то должность. Да и никто из наших к этому не стремится. Но мы выписываем в Регламенте те процедуры, которые позволят парламенту контролировать работу правительства, ведь оно же коалиционное! Естественно, должен быть механизм, который не позволит Кабмину принимать необоснованные или авантюрные решения. Мы отвечаем за министров и, следовательно, должны иметь средства контроля. При выполнении этих условий ПР согласна на то, чтобы премьером от «Нашей Украины» был, предположим, Юрий Ехануров. Фигура премьера вообще должна быть компромиссной для коалиции, Президента и состава правительства и потому устойчивой на долгий срок. Но при этом следует принимать согласованные решения и совместно за все отвечать.


Была ли найдена во время консультаций компромиссная формула по вопросу создания Единого экономического пространства (ЕЭП)?


— Да, хотя некоторые представители «Нашей Украины» вздрагивали при одном упоминании этой аббревиатуры. Но это их право иметь собственную точку зрения. Тем не менее состоялась весьма интересная и конструктивная дискуссия, в ходе которой мы нашли компромиссную формулу, учитывающую национальные интересы Украины. И записали: «Завершить работу по созданию ЕЭП».


Партия регионов занимает жесткую позицию по вопросу о статусе русского языка. Какой компромисс достигнут в этой сфере?


— Мы спросили у своих коллег во время консультаций: разве нормально, когда пожилой человек, покупая лекарства, пытается прочитать инструкцию на украинском языке и ничего не может понять, поскольку даже специалист-филолог не знает медицинских терминов? Как быть в этом случае? Что, бабушка должна искать переводчика? Это разве нормально? Нам коллеги отвечают: нет, ненормально. Или бабушка пришла в жэк написать заявление, а ей говорят: «Тільки українською мовою». Что, и в этой ситуации надо находить переводчика? Ненормально, соглашаются коллеги. Так вот, мы, когда рассматривали эти вопросы, говорили: давайте создадим такие условия, при которых украинский язык, украинская культура станут развиваться. Но мы не будем ставить в унизительное положение человека, для которого русский язык является родным. Это противоречит Европейской хартии языков. И спрашиваем у своих коллег: вы согласны, что противоречит? Да, согласны. Так давайте и запишем: реализовать права русского языка в той мере, в которой это определено ратифицированной Украиной Европейской хартией. Не возражаете? А как они могут возражать, если это действующий закон Украины?

Поэтому и здесь можно найти разумное, компромиссное решение. Ведь мы же не придумали эту проблему, в чем нас упрекают. Дескать, сделали своим партийным лозунгом проблему русского языка и теперь с ней носятся. Нет. Эта тема не придумана. Такой конфликт реально существует. Если он существует в обществе, то его надо решать. Или же закрыть глаза и делать вид, что все довольны? Нельзя так поступать.

Необходимо выделить средства на развитие украинского книгоиздательства? Мы готовы, поддерживаем, вопросов нет. В Национальной опере всего одна опера идет на украинском языке. Мы считаем, что это неправильно. Скажите, что надо сделать для развития украинской культуры? Мы вас поддержим. Однако всего того, что будет ущемлять права русскоязычного населения, никогда не поддержим. Однозначно. И нашим коллегам, претендующим на европейские подходы в политике, трудно возражать в такой дискуссии. Поэтому и здесь мы нашли компромиссные формулировки.


Какова степень участия Президента в консультационно-коалиционных процессах? И как вы оцениваете ультиматум Виктора Ющенко: подать кандидатуру премьера только в обмен на присягу судей Конституционного суда в парламенте?


— В ходе консультаций у нас вообще не было никаких контактов с Президентом. И вопроса по судьям КС не возникало — возможно, он будет затронут на этапе официальных переговоров. Но и Партия регионов, и «Наша Украина» считают, что Конституционный суд в стране должен работать. Что касается кандидатуры премьера, то если его предлагает «Наша Украина», разве это может вызвать недовольство Президента? Разве это не тот человек, который его максимально бы устроил? Я думаю, что позиция Виктора Януковича была продиктована желанием оформить доверие между коалицией и Президентом Ющенко. И самым убедительным доказательством такого доверия могла бы служить та кандидатура руководителя Кабмина, которая пользуется уважением и расположением главы государства. На мой взгляд, это чрезвычайно важно и для углубления курса рыночных реформ, и для реализации курса правительства в целом.

Хотя, согласно новым конституционным правилам, Президент не вмешивается непосредственно в экономическую политику (за ним остается сфера национальной безопасности, силовые ведомства), однако на переходном этапе реализации политической реформы важно достичь взаимного доверия между когда-то всесильной президентской вертикалью и Кабмином, который стал верховным органом исполнительной власти.

Я хотел бы, чтобы мы не зацикливались на сиюминутных политических или экономических рисках, которые очевидны всем. Например, цена на газ. Да, это серьезное испытание для украинской экономики. Но гораздо важнее найти ответ на другой, более глобальный вопрос: а будет ли этот газ поступать в Украину через 5—10 лет? Вопросы НАТО, энергетической безопасности требуют консолидации страны, принятия компромиссных решений, не склоки элит и перетягивания каната, а понимания проблематики и выработки общих подходов.

Сегодня депутаты спорят о коалиции, о личности премьера, о полномочиях, в то время как нам необходимо осознать: если мы ответственные политики, то надо избрать четкий путь развития Украины и на этом пути поступиться амбициями, портфелями и личной выгодой. Да, у нас не будет выхода, кроме проведения досрочных выборов, если в парламенте сложится коалиция, которая начнет действовать вопреки интересам народа. Но пока мы до этого понимания дойдем, Партия регионов использует все возможные механизмы для поиска компромисса. Крайний способ — апелляция к украинскому народу, досрочные выборы в парламент, после которых Партия регионов, уверен, получит возможность формировать правительство самостоятельно.

Это можно считать последним предупреждением вашим «оранжевым» партнерам, которые сами ничего не создают и другим мешают?
— Мы просто говорим о том, что если компромисс по вопросу создания коалиции не будет найден, то ПР станет инициировать досрочные выборы Верховной Рады.


Если будет «оранжевая» коалиция со своим Президентом, то как технически организовать досрочные выборы?


— Я хочу надеяться, что Виктор Ющенко не «оранжевый», а Президент всей Украины. Напомню вам конституционную норму: работа ВР считается правомочной, если в ней принимают участие минимум 300 депутатов. А вот если 186 парламентариев из фракции Партии регионов плюс коммунисты, которые, думаю, нас поддержат в этом плане, будут считать нецелесообразным продолжать деятельность такого парламента, то он де-факто прекратит свое существование. И ничего другого не останется, как проводить досрочные выборы… Но еще раз подчеркну — это крайнее средство, к которому не хотелось бы прибегать. И ответственность за такой шаг будет лежать на нас, поскольку людям трудно объяснить, почему они два раза в году должны слушать бесконечную агитацию, выбирать депутатов, а их проблемы в это время решать некому. Вот в чем суть. Но есть мировая практика: если парламент неработоспособен, то его распускают и избирают новый. Вот тогда мы должны обратиться к избирателям и объяснить, по чьей вине Рада-2006 не смогла полноценно функционировать. Пусть народ даст оценку. И мы надеемся, что его решение будет мудрым.


Вам не кажется, что лидер БЮТ именно этого и добивается, чтобы на волне критики и популистских заявлений получить еще больше голосов? А также поддержку Запада, который не приветствует объединение Партии регионов и «Нашей Украины».


— Задача коалиции заключается вовсе не в том, чтобы объединить политиков. Поверьте моему многолетнему опыту, это невозможно. Задача коалиции и создающих ее людей — объединить политические силы, которые стоят за «вождями». Мы, формируя коалицию, должны доказать избирателям, что поступаем правильно, что такой шаг в интересах жителей и Донецка, и Тернополя. Ведь если Донецк станет плохо работать, то и Тернополю будет непросто выживать. Поэтому запад Украины должен быть заинтересован в том, чтобы юго-восток страны эффективно развивался. Да, можно жить в плену стереотипов, идеологических мифов: дескать, мы пророссийская сила, а они — прозападная. Но задача политиков как раз и заключается в том, чтобы избиратели в Тернополе и Донецке почувствовали — жить стало лучше.

Вот тогда мы по факту объединим страну, а вовсе не потому, что Виктор Янукович пожмет руку Безсмертному или Зварычу. Я уже напомнил Юлии Тимошенко с трибуны парламента, что корни нынешних «негараздов» Украины уходят в ее премьерское прошлое. Откуда возник дефицит торгового баланса в $2 млрд.? Это ведь решение правительства Тимошенко по снижению таможенных пошлин! А почему мы стали в пятнадцать раз больше бензина завозить и доля импортного бензина в Украине составляет 45%? Это притом, что у нас шесть нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью в 52 млн. тонн! Конечно, пенсионеры, голосовавшие за БЮТ, могут этих тонкостей и не знать. Так мы расскажем! Мы, к сожалению, мало объясняем людям, почему обесценились пенсии и зарплаты, почему на поднятую правительством Януковича пенсию в 284 грн. можно было нормально жить. Старики тогда плакали, говорили, что они жизнь увидели. А теперь на 380 грн. пенсии нельзя свести концы с концами. Так всего год прошел!

Кто мог еще недавно поверить, что литр бензина будет стоить 5 грн.? Я не в восторге и от деятельности правительства Еханурова, но при нем хоть нет авантюризма. Все-таки Юрий Иванович — взвешенный человек. Безусловно, социальная демагогия опасна: вспомните Германию 30-х годов, когда на этой волне к власти пришли радикальные силы. Многое будет зависеть от того, насколько эффективно мы сможем противостоять этой гремучей смеси национализма и социального популизма. В Донецке БЮТ получил менее 1% голосов на выборах, зато эти идеи прижились в других регионах страны. Но пусть с данной проблемой уже «Наша Украина» разбирается — это ее электоральная вотчина.

Беседовали
Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам