Американский портной

Уильям Тейлор шутит, что в Украину его прислали отдыхать после Ирака и Афганистана. Хотя на самом деле он, подобно герою блестящего романа Джона ЛеКарра (и не менее удачному фильму с Питером Броснаном в главной роли), должен сыграть роль разведчика, оказавшегося в центре политической интриги, им самим и созданной. Правда, в «Панамском портном» секретный агент британской разведки Энди Оснард придумал заговор против Панамского канала, чтобы вытянуть из начальства деньги. «Американский портной» г-н Тейлор (Tailor) имеет куда более реальную цель: организовать вступление Украины в НАТО и для этого взять под контроль отношения с россиянами.
Официальная информация о первом дне вступления в должность нового посла США скупа и конкретна. 21 июня президент Украины Виктор Ющенко принял от него верительные грамоты. Уильям Тейлор подтвердил намерение Джорджа Буша посетить Украину в этом году. А также сказал журналистам, что США будут «рады помочь» Украине в случае, если она решит пересмотреть газовые договоренности с Россией, заключенные в январе нынешнего года. Правда, он не уточнил, как именно США помогут нам, если мы начнем схватку с Россией – газом или добрым словом. Лично я думаю, что газ они нам поставлять не будут. В лучшем случае помогут с технико-экономическими обоснованиями перевода промышленности на биотопливо. Эта бредовая идея, увы, записана в Коалиционном соглашении (причем, в разных параграфах неоднократно), и я бы с удовольствием посмотрел на шутника, который ее продвинул.

Но вернемся к Тейлору. Кто бы что о нем ни говорил, но этот господин по роду своей профессиональной деятельности всегда был специалистом по кризисным ситуациям. Начнем с того, что его первое образование – это легендарный «Вест-пойнт» – Академия Сухопутных войск США, основанная еще в 1802 году.

Академии в американской системе военного образования – это некий аналог наших военных училищ и университетов, специализирующихся по родам войск (в США нашим военным академиям соответствует так называемый военный колледж, или War College, куда принимают не только военных, но и гражданских руководителей). Что же касается академий, то в Штатах их три: Военно-морская – в прекрасном прибрежном городке Аннаполисе, в часе езды от Вашингтона, Академия Военно-воздушных сил в Колорадо-Спрингс и, наконец, «Вест-пойнт» – самая престижная офицерская школа. Ее закончили, между прочим, Брент Скоукрофт (советник президента Буша-старшего по национальной безопасности) и Александр Хейг, госсекретарь в 1981-1982 годах.

Академия расположена в 50 милях от Нью-Йорка, на излучине реки Гудзон, в живописном месте. Так называемая «учебка» расположена в Форт-Джексоне – огромной войсковой части в штате Южная Каролина, где новобранцы проходят курс молодого бойца. Американцы называют это basic training. Впрочем, помимо чисто милитаристских функций, «Вест-пойнт» исполняет «обязанность» вербовочного полигона, где куются проамериканские кадры для армий других стран. Сегодня здесь учатся граждане государств бывшего советского блока, в том числе Казахстана и Литвы. Есть русскоговорящие кадеты из Польши. Нет только слушателей из России. Россия демонстративно отказывается направлять в «Вест-пойнт» своих стажеров, настаивая на несовпадении принципов. На самом деле это показывает водораздел между «империей Путина» и блоком НАТО, который нам кажется формальным, но на самом деле является суперсерьезным. Есть еще одна страна, которая принципиально отказывается учить своих граждан в «Вест-пойнте», – Китай.

Из американцев в «Вест-Пойнте» отбирают кадровых военных, сотрудников спецподразделений и будущих разведчиков. В том числе, ориентированных на Россию и страны СНГ. Считается, что последних «дрессирует» генерал Кевин Райан, который в 2002-2003 годах был военным атташе посольства США в России. Будучи майором, Райан преподавал русский язык в академии, его любимой книгой была «Волоколамское шоссе» Александра Бека. В Москве он запомнился российским журналистам безупречным русским языком и любовью к русским песням: все сотрудники военного атташата пели хором «Эх, дороги…».

В свое время Джордж Буш сказал на одном из выпусков в «Вест-Пойнте», что целые поколения офицеров программировались и тренировались для битв с советской Россией: «Я только что приехал из новой России – страны, которая стремится к демократии и является нашим союзником в войне против терроризма». Так что теперь выпускники ориентированы на борьбу с терроризмом и предотвращение этой угрозы. В данном плане задача капитана Тейлора, который, окончив обучение в 1969 году, следующие шесть лет прослужил в армии, побывал в Германии и Вьетнаме, – способствовать созданию антитеррористической базы США на территории Украины. Другими словами, добиться, чтобы Украина – либо в рамках НАТО, либо в состоянии близкого партнерства с Альянсом – предоставила свою территорию под аэродромы США и союзников. Дело в том, что нигде в маленькой Восточной Европе нет такого количества прекрасно оборудованных (хотя и требующих ремонта) военных баз и аэродромов, где можно разместить военные самолеты, и практически ничего за это не платить.

Уильям Тейлор в значительной степени специалист военный. Если его предшественник был политическим консультантом, то новый посол, несомненно, предпочитает экспертному созерцанию четкий военный план. Он знает систему НАТО изнутри, поскольку начинал там советником американского представителя. Кстати, после этого работал помощником сенатора Билла Брэдли, который спустя несколько лет был соперником Альберта Гора на праймериз (первичных выборах). Для того чтобы стать кандидатом в президенты от Демократической партии, ему не хватило мизера голосов.

Не случайно карьера Уильяма Тейлора расцвела именно во время правления демократов. А к 1999 году он возглавил программу помощи новым независимым государствам при Госдепартаменте США. На этой работе он находился до 2001 года, успев войти в состав Украинско-американского экономического комитета, занимавшегося вопросами предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой и антидемпинговых расследований. С украинской стороны в комитете работал вице-премьер-министр Василий Роговой. Роговой – не единственное знакомство Тейлора в Украине. Он несколько лет поддерживает контакты с рядом украинских политиков и дипломатов, включая бывшего министра иностранных дел Константина Грищенко и действующего главу МИД Бориса Тарасюка. Не раз Тейлор встречался с Виктором Ющенко. Говорят, что именно он первым передал ему волю Белого дома: видеть на посту премьер-министра Юлию Тимошенко. В связи с этим интересно будет проследить, окажет ли американская администрация поддержку Юлии Владимировне, если она займет премьерский пост (что уже почти решено), или речь просто идет о политической игре по расстановке фигур.

Примечательно, что, помимо прочего, с приездом Тейлора могут начаться попытки стимулирования Украины на укрепление ГУАМ. В Госдепартаменте именно Тейлор курировал отношения с региональной организацией ГУАМ, из-за чего некоторые аналитики склонны видеть в его назначении, кроме всего, признак того, что Вашингтон хотел бы подтолкнуть Киев к исполнению роли альтернативного Москве лидера в черноморском регионе и на Кавказе.

Это естественно не понравится России, но новому послу, похоже, только того и надо. Его высказывания, в частности на газовую тематику, слишком резки для дипломата, но простительны для военного: «Тяжело понять роль «РосУкрЭнерго» в том соглашении, которое было заключено 4 января. В США считают лучшей политикой для какой бы то ни было страны открытость и прозрачность в заключении контрактов. Думаю, если правительство Украины решит вернуться к этому вопросу, то оно будет искать совета как у украинских, так и у международных экспертов, и мы с удовольствием поможем в этом отношении, а также в отношении того, чтобы сделать больших потребителей газа, большие предприятия, более экономичными и энергосберегающими». И все в таком же духе.

Подсказка в газовой игре с Россией будет одним из элементов политики Тейлора. Опыта переговорщика в сложной ситуации ему не занимать, учитывая время, проведенное в статусе представителя Соединенных Штатов при спецпосланнике «Ближневосточного квартета» по вопросам размежевания в Иерусалиме. Затем Тейлор являлся директором управления по реконструкции в Ираке, работал в Кабуле в качестве координатора по вопросам американской и международной помощи Афганистану, а также занимал должность координатора по Афганистану в управлении по странам Южной Азии.

В общем, последние годы был сугубо международным кризисным менеджером, появляющимся в сложных ситуациях с припасенной заранее «нотой» от США. Для того чтобы напомнить о себе, когда к власти попробуют вновь прийти демократы, ему нужны яркие достижения. Впихивание Украины в НАТО было бы самым понятным для простого избирателя результатом его деятельности в Киеве. На худой конец, посол может поучаствовать в разрешении кризиса между Украиной и Россией, если такой наступит не без консультационной помощи западных друзей…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам