Скандалы консульского значения

Скандалы с украинскими почетными консулами случались неоднократно, и каждый раз репутация Украины падала ниже плинтуса. Последний нелицеприятный скандал такого рода сейчас полыхает во Львове: семейно-бизнесовый конфликт привел к обнародованию информации о махинациях с документами и судебному иску против почетного консула Германии в Украине. Это может привести к тому, что получить привлекательный дипломатический статус украинским гражданам будет сложнее. А доверие к легализации документов и прочим процедурам, осуществляемым почетными консулами, значительно снизится…

Львовский компромат

Если коротко, то скандал состоит из двух частей. Во-первых, референт Почетного консульства Германии в Украине Инна Ящук в суд на Почетного консула Германии в Украине Мирославу Дякович, которая за пять лет получила из бюджета Германии 30.000 евро на оплату работы г-жи Ящук, однако эти деньги ей не выплачивала. В качестве соответчика г-жи Дякович выступает посольство Германии в Украине в лице посла ФРГ Дитмара Штюдемана. Во-вторых, созданный специально для смещения почетного консула общественный комитет «За национальные интересы!» предъявил доказательства, свидетельствующие о нарушениях существующего порядка получения виз в немецком посольстве. В частности, почетный консул Германии обвиняется в незаконной легализации документов для получения виз ФРГ. Нарушение заключается в том, что Дякович легализировала документы, выданные в областях, которые не относятся к ее консульскому округу. В частности, она легализировала документы из Одесской, Кировоградской, Херсонской областей, что является прямым нарушением как украинского, так и немецкого законодательства и должностных инструкций. Представители комитета не исключили, что за предоставление услуг по легализации Мирослава Дякович получала незаконное вознаграждение.

В свою очередь почетный консул Германии во Львове и по совместительству известный частный нотариус отрицает обвинения в злоупотреблении служебным положением. Дякович сообщила, что документы, которые демонстрировали на пресс-конференции представители организации «За национальные интересы», пытаясь обвинить ее в злоупотреблениях, были сфабрикованными. Дякович отметила, что консульская документация является неприкасаемой, ни одного документа из консульства не исчезало, и она уже сделала по этому поводу соответствующие заявления на имя президента, министра иностранных дел, председателя Службы безопасности Украины, генерального прокурора.

Наблюдатели говорят, что причиной обнародования компромата стал коммерческий конфликт вокруг договора купли-продажи части имущества в киноконцертном комплексе по адресу проспект Черновола, 2, известном во Львове как клуб «Миллениум». Поскольку этот бизнес носил семейный характер, то можно предположить, что часть разглашенной информации все же соответствует действительности, и вынос сора из избы в очередной раз актуализирует вопрос репутации украинских почетных консулов.

Хроника неприятностей

Самым резонансным, без сомнения, был скандал с почетным консулом Украины в США Андреем Футеем. И хотя непосредственно к Украине он отношения не имел, факт консульского статуса Футея был отмечен американской прессой. Андрей Футей признан американским судом посредником во взяточничестве. Прокуратура штата обвинила его в «сознательном требовании денег и других ценностей для подкупа главы финансовой администрации штата Огайо».

Обвинения против Футея базируются на показаниях брокера Фрэнка Гратадория, который уже отбывает семилетнее наказание за многочисленные финансовые махинации. Гратадорий, в частности, сознался и в подкупе высокого чиновника в казначействе штата с помощью Футея. Брокер пытался получить от правительства Огайо контрактный заказ для компании, которую он представлял.

Футей, который в свое время работал помощником губернатора штата, был хорошо знаком с необходимыми брокеру людьми в правительстве. Именно Футей организовал первую встречу с главным финансистом штата и его администратором и объяснил как быстрее получить контракты. Он указал человека, через которого брокер должен был перечислять деньги в избирательный фонд местной ячейки Республиканской партии. Ведь казначей штата в США является избирательной должностью, и тогдашний главный финансист Огайо был членом Республиканской партии. Именно на его будущую переизбирательную кампанию должны были идти предоставленные брокером деньги. За это глава финансовой администрации штата предоставил компании, которую представлял Гратадорий, ряд многомиллионных контрактов.

Футей, в соответствии с обвинением, выступал посредником между брокером и казной штата, и таким образом сознательно сделал возможным совершение преступления. За свои посреднические услуги в течение двух лет Футей получил от брокера сто десять тысяч долларов. Четверть этой суммы он, после признания вины на прошлой неделе, согласился отдать округу. Футей также согласился сотрудничать с окружным прокурором в выяснении других деталей финансовой аферы.

После случившегося губернатор Огайо исключил Андрея Футея из комиссии штата, которая отвечает за соблюдение законности и этики во время разыгрывания лотерей. Под вопросом оказалось и его дальнейшее пребывание на должности почетного консула Украины в США. В соответствии с Венской конвенцией о консульских отношениях, почетные консулы должны уважать законы государства пребывания. Однако, преступление, соучастником которого стал Андрей Футей, было совершено между 1999 и 2001 годами. То есть до его назначения почетным консулом Украины весной 2002 года.

Украинское посольство тогда отмолчалось от вопроса, нарушает ли Андрей Футей украинские законы своим участием в предвыборной кампании президента Джорджа Буша. Консульский устав Украины запрещает почетным консулам активно работать на политической ниве государства пребывания. Поэтому наши дипломаты сделали вид, будто об активной деятельности Андрея Футея в пользу Республиканской партии не знали…

Можно также вспомнить историю с харьковским бизнесменом и бывшим генеральным консулом Ирака в Украине Юрием Оршанским. Генконсульство тихо ликвидировали в разгар «кольчужного» скандала, вспомнив, что Оршанский возил иракцев на харьковский завод «Хартрон» и устраивал им довольно неоднозначные переговоры. Как бизнесмен (президент Восточно-украинской промышленно-финансовой группы «Монтэлект») он пытался быть посредником в серьезных контрактах, однако, спецслужбы периодически замечали: поставки металла, кабельной и аграрной продукции по времени совпадали с обнаружением американской разведкой новых грузов оружия в Ирак, находившийся под колпаком ООНовского эмбарго. Не случайно наш МИД всячески старался на государственном уровне отмежеваться от деятельности Оршанского, который, как написала одна газета «неоднократно имел конфликты с соответствующими органами ввиду неизбывной тяги к экспорту продукции двойного назначения.
Именно за его деятельность на иракском направлении украинские власти сейчас более всего беспокоятся».

К разряду бытовых, но весьма позорных относится алкогольно-автомобильный инцидент, в центре которого оказался консул Украины в Кракове Михаил Бродович. Он на своем служебном «Вольво» врезался в «Фиат» поляка, ехавшего с двумя детьми. Бродович не стал утруждать себя разборками, а предпочел удрать с места происшествия. Поляку пришлось догонять лихача, названивая в полицию. Правоохранители Бродовича задержали, но, узнав о дипломатическом иммунитете консула, отпустили. Кстати, по сообщениям польской прессы, Бродович выглядел явно нетрезвым. Сам он, конечно, божится, что ни капли в рот не брал. Но что-то нашим дипломатам поляки не слишком верят, особенно после того, как летом 2003 г. посол Украины в Польше Александр Никоненко учинил пьяный дипломатический дебош.

Наконец, можно вспомнить неоднозначную роль в истории с майором Мельниченко и дальнейшими играми с его фонотекой украинского консула в Мюнхене Владимира Цвиля. Впрочем, это уже отдельная тема.

Причины и последствия

Знающие люди говорят, что причины периодических скандалов с почетными консулами кроются в их «удобном» статусе, который привлекает хитрецов, желающих заработать, сводя деловых людей разных стран, или тех, кому нужна дипломатическая неприкосновенность. Поскольку есть спрос – есть и предложение: получение статуса почетного консула, увы, превратилось в нечистоплотный бизнес. И тут необходимо провести небольшой ликбез.

В современном международном праве наиболее известными являются четыре многосторонние консульские конвенции. Но универсальный характер имеет лишь Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме этой универсальной конвенции значительную роль играют конвенции и договоры по консульским вопросам, заключенные на двусторонней основе.

Согласно этим документам, государства могут осуществлять консульские сношения через так называемых почетных консулов. Это нештатные консулы, которые за выполнение консульских функций жалованья не получают. Однако получают нечто гораздо более интересное: неприкосновенность личности. Согласно статье 41 Венской конвенции 1963 года «консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений».

Таким образом, вместе со статусом они получают дипломатический паспорт и свободу безвизового передвижения по всему миру. А также приятное право иметь красные дипломатические номера автомобилей и парковать автомобиль, где угодно. Кроме того, консульские помещения освобождены от всех государственных и муниципальных налогов. А значит, можно снять офис, поместить там в одной комнате консульство, имеющее право совершать нотариальные действия и выполнять функции органов ЗАГС, а в другом, скажем, открыть магазин. Самое удивительное, что можно открыть не просто магазин, а tax free, более известный у нас как «дьюти фри». Или заниматься бизнесом, перевозя в чемодане наличку: дипломатический паспорт позволяет перемещать через границы любые количества наличных дензнаков, не внося их в таможенную декларацию, не объясняя происхождение денег. Багаж почетного консула освобождается от таможенного досмотра. Причем, если консул все же «попался» на контрабанде, его, скорее всего, просто заклеймят позором и лишат статуса.

Согласно Венской конвенции, почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных (почетных) консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями (например, развитие экономических и культурных связей). На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью и это становится еще более удобной «крышей» для бизнеса. Но удовольствие получение статуса стоит недешево.

На одном из интернет-сайтов я прочитала расценки: стоимость содействия в оформлении почетного консульства и дипломатического паспорта: стран Африки и Латинской Америки – от $50 000 до $70 000, Европы – $100 000. За эти деньги фирма посредник помогает написать «правильно и в нужном ключе» краткую автобиографию. А также, видимо, имея связи в посольствах разных стран, организует «положительное предварительное решение». Далее документы идут в правительство страны назначения, которое изучает претендента: состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Человека проверяют по Интерполу и после этого переходят к процедуре оформления почетного консульства, то есть предоставления экзекватуры (полномочий) и дипломатического паспорта, а также удостоверения дипломата.

Как видите, все достаточно просто и технологично. К сожалению, эта «технологичность» плодит скандалы с почетными консулами, а украинские граждане в результате получают недееспособные, номинальные консульские структуры, которые не оказывают им помощи, защиты и поддержки. К тому же к удостоверенным нашими почетными консулами документам в западных странах доверие падает. Вне зависимости от того, замешаны они в каких-то делишках или чисты, как ангелы. Репутация штука специфическая. И стоит одному консулу напиться, а другому поссориться с родственниками-компаньонами, как отношение меняется ко всем остальным.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам