Продвинутый user

Неожиданно для всех наибольшую выгоду от процесса переговоров по поводу коалиции и избрания руководства парламента получила политическая сила, набравшая на выборах меньше всех голосов, — Компартия. Она умело пользуется ситуацией, периодически подыгрывая то «регионалам», то БЮТ, то социалистам. Один из активистов КПУ — Александр Голуб уверен, что если продолжать тонко разводить «оранжево-голубых» переговорщиков, то коммунисты вполне могут сорвать кадровый «банк», заняв кресла и в руководстве ВР, и в правительстве. В любом случае, шансы для этого есть.

Александр Владимирович, коммунисты в парламенте действуют в унисон с фракцией Партии регионов. Означает ли это, что уже создана коалиция или, как минимум, прототип будущего межфракционного объединения?

— Я бы не говорил о коалиции. Однако, согласитесь, было бы странно, если бы коммунисты, пройдя в парламент, не попытались сыграть на противоречиях, которые возникли в «оранжевом» лагере, и отстоять интересы партии и собственных избирателей. Безусловно, на данном этапе наши интересы совпали с интересами ПР…


А как координируются действия КПУ и «регионалов»? Проводятся ли совместные заседания, консультации перед голосованиями?

— Нет. Но руководители фракций общаются друг с другом по стратегическим вопросам. Например, по проблеме НАТО или по вопросам организации работы Верховной Рады. Однако пока речь не идет о создании коалиции.


Если мы правильно поняли, то коммунисты твердо выступают за создание межфракционного объединения?

— Безусловно. В том числе с Партией регионов. Ситуацию можно рассматривать с двух позиций. Первый вариант — если все силы, прошедшие в парламент, поймут, в какой яме сегодня оказалась Украина, отбросят на какое-то время раздражающие вопросы и создадут антикризисную коалицию, в которую могли бы войти представители практически всех политических сил. В таком случае страна имеет шанс вырулить из сложившейся ситуации: мы решаем вопросы по энергоресурсам, снижению цен, договариваемся с Россией. Это идеальный вариант, но он, к сожалению, утопичен. Однако коммунисты его предлагают, поскольку он соответствует интересам Украины и людей. Второй вариант — сегодня самую оптимальную коалицию могли бы образовать Партия регионов, КПУ и социалисты. После провала переговоров в рамках «оранжевой «тройки» руки у СПУ фактически развязаны. Почему такая коалиция, на мой взгляд, является наиболее эффективной? Потому что объединение трех названных мной сил соответствует настроениям общества. Между ними меньше всего противоречий — по вопросам языка, внешнего курса, продажи земли, отношений с Россией.


Но СПУ и КПУ пережили длительный период полускрытой конфронтации, конкурировали почти во всех избирательных кампаниях. Смогут они преодолеть противоречия?

— Знаете, в политике нет ни вечных друзей, ни вечных врагов. И, условно говоря, те, с кем вчера мы не хотели здороваться, завтра могут синхронно голосовать с нами по ключевым вопросам. В этом нет ничего удивительного… Кроме того, я общаюсь с рядовыми социалистами и вижу, что такой подход им импонирует. Думаю, и сторонники «регионалов» хотели бы видеть именно такую коалицию, поскольку она могла бы приостановить падение Украины.

Сейчас самый вероятный коалиционный вариант — это союз ПР с «Нашей Украиной». Он политически тоже выгоден КПУ. «НУ» и Партия регионов, готовясь заключить соглашение, должны будут идти на взаимные уступки и, следовательно, отказываться от реализации части своих предвыборных обещаний. На этом фоне коммунисты, занимающие последовательную позицию, могут серьезно выиграть и отобрать у «регионалов» часть их симпатиков. Но для страны этот вариант плох, поскольку бизнес-интересы представителей ПР перевесят интересы избирателей, проголосовавших за них.


А разве не опасно то, что Партия регионов, заключая соглашения с «НУ», перестает нуждаться в коммунистах?

— Еще раз подчеркну: КПУ не идет в фарватере Партии регионов. Просто сложившаяся ситуация дает нам возможность решать те задачи, которые ставит перед нами избиратель. Постоянно находиться в маргинесе — это, на мой взгляд, бесперспективно. С другой стороны, изначально речь о коалиции с «регионалами» не шла. Кроме того, например, в среду коммунисты голосовали так же, как и фракция Юлии Тимошенко. Но это же не означает, что мы готовы создать коалицию с БЮТ! Хотя в плане доведения до логического завершения конституционной реформы союз «регионалов», БЮТ и коммунистов был бы самым эффективным. Все три силы отлично понимают, что институт президентства уже неэффективен, а его нынешний руководитель — неадекватен.


По одной из версий, Раису Богатыреву выдвигают на пост спикера ВР. Вы в этой игре участвуете?

— На мой взгляд, кандидатуры Раисы Богатыревой и Александра Мороза на пост спикера наиболее приемлемы в нынешней ситуации. Но конкретные «расклады» пока не обсуждались. Хотя если ПР предложит на должность главы ВР Раису Васильевну, то не вижу никаких причин, по которым коммунисты не должны голосовать за нее. Особенно если учитывать, что мы не можем провести своего представителя на этот пост.


Но какие-то кадровые условия вы же все равно ставите? Например, говорите о должности вице-спикера для товарища Мартынюка.

— Безусловно, никто не собирается заниматься благотворительностью. Но пытаясь сыграть на противоречиях в «оранжевом» лагере, мы будем делать все, чтобы КПУ максимально эффективно действовала в нынешнем составе парламента. Если будет шанс получить должность первого вице-спикера, просто вице-спикера — значит, пойдем на это. Или почему мы должны отказываться от руководства какими-то стратегическими комитетами парламента?


Коммунисты всегда были вне исполнительной власти. Допускаете ли вы вхождение своих представителей в правительство сегодня?

— Это возможно в одном случае: если будет реальная коалиция между СПУ, КПУ и ПР, согласованы принципы ее деятельности. Основными из них для коммунистов являются отказ от НАТО, вхождение в Единое экономическое пространство, отказ от продажи земли, государственное регулирование цен и тарифов. Вот для реализации этих принципов коммунисты не просто могут — должны войти в коалицию, чтобы заставлять своих союзников выполнять данные договоренности.


Допустим, «Наша Украина» и ПР договорились. В результате вы окажетесь в одной лодке с социалистами и БЮТ. Как будете работать в такой конфигурации?

— Мы себя ощущаем единственной левой оппозицией, поэтому дискомфортно чувствовать себя уж точно не будем. Станем использовать те коллизии, которые возникнут между основными игроками. Но при этом будем отстаивать свои позиции, объясняя людям, что на самом деле происходит в парламенте и правительстве.


Иными словами, коммунистам выгодна нестабильность — пока фракционные гиганты выясняют между собой отношения, КПУ решает свои вопросы?

— Что значит выгоднее? Просто так объективно складывается ситуация в политикуме. И нужно быть полным идиотом, чтобы не воспользоваться теми противоречиями, которые есть и в одной, и в другой команде.


А вы не допускаете, что Президент Ющенко тоже воспользуется ситуацией и разгонит парламент?

— Мы абсолютно этого не боимся. Не было еще ни одной региональной администрации, которая играла бы на коммунистов и приписывала нам голоса. У нас их только воровали. Но не думаю, что Президент воспользуется своим правом роспуска ВР, поскольку тогда у «Нашей Украины» просто будущего нет. Совершенно очевидно, что голоса этого блока будут поделены между БЮТ и социалистами. Конечно, благодаря админресурсу «НУ» получит 5—6%. Но это максимум. Не уверен, что Ющенко в этом заинтересован — ведь его сила потеряет влияние, тогда как сейчас она может ставить условия и вести относительно самостоятельную игру. И то противостояние, которое сейчас наблюдается в «оранжевом» лагере, — это игра Президента против возможного премьера Юлии Тимошенко. «Наша Украина», не согласовав своих действий с Президентом, никогда бы не вышла из переговорного процесса и не поставила «крест» на «оранжевой» коалиции. Логику Президента можно понять: если представить, что премьером станет Тимошенко, а спикером Александр Мороз, то Виктор Ющенко может вообще на работу не ходить. А проект «Наша Украина» придется закрыть и людей распустить.


Говорят, что может появиться группа «беженцев» из БЮТ и «НУ», которые должны примкнуть к межфракционному объединению. Ведутся ли подобные переговоры?

— Я знаю о том, что такие разговоры идут. Причина проста: все четыре фракции (кроме КПУ) включили в свои списки крупных бизнесменов. Они за свое место выложили серьезные суммы и, по большому счету, совершенно не зависят от руководителей фракций. Более того, эти люди очень далеки от идеологий партий, под чьими флагами прошли в ВР. И отношения между такими депутатами и их фракциями будут строиться по принципу «выживаемости» их бизнеса. Все идеологические построения им глубоко до лампочки. Впрочем, как и обязательства, которые берет на себя лидер их «родной» фракции на переговорах. Такие депутаты будут голосовать так, как выгодно их бизнесу. Они способны на все. Даже на переизбрание руководства собственных фракций, если оно станет мешать их планам или диктовать жесткие условия.

Насколько мне известно, фракция ПР проводила переговоры с «нестойкими» товарищами из других фракций. Выяснилось, что есть люди, готовые поддержать прагматическое большинство и прагматическое правительство, несмотря на политические закидоны лидеров собственных партий. Исходя из действующего законодательства, реализовать императивный мандат сегодня невозможно. Механизм лишения депутата мандата виртуален.


Если прагматичное большинство будет создано и изберет руководство парламента, то будет ли этот шаг легитимным?

— Верховная Рада самостоятельна в своих действиях. Есть большинство (226 голосов) — будет решение. И если в каких-то моментах оно не соответствует регламентным нормам, то все равно данное решение считается легитимным. Народные депутаты вправе принимать любое постановление. Главное, чтобы оно не шло вразрез с Конституцией. Верховная Рада всегда права. И этим постоянно пользовались и спикер Литвин, и спикер Ткаченко, который любил повторять, что последнее слово всегда остается за депутатами, а не за Регламентом.


Юлия Тимошенко как-то «соблазняла» коммунистов, пыталась оторвать КПУ от «регионалов»?

— Мы прекрасно понимаем, что Тимошенко является победителем выборов среди «оранжевых» партий. Понимаем, что сегодня ее «кидают». Лидер БЮТ вынуждена обращаться к кому только можно, чтобы или смикшировать удар, или все-таки решить свой вопрос. С идеологической точки зрения позиции «регионалов», социалистов или БЮТ для коммунистов мало чем отличаются. Не исключено, что в ходе игры на противоречиях между этими группировками в некоторых вопросах коммунисты могли бы поддержать Юлию Владимировну. Но это не значит, что КПУ готова пойти с ней в блок и реализовывать ее программу.


В парламенте уже объявлено о создании объединения «Стабильная Украина». Это Анатолий Кинах пытается сконструировать «переходник» для союза «Нашей Украины» и ПР?

— Знаете, самостоятельно Кинах ничего создать не может. Думаю, появление подобного объединения — это ответ «НУ» на ультиматумы Александра Мороза. Партия власти дала понять социалистам, что может договариваться не только в рамках «тройки». Такое поведение, кстати, отлично вписывалось в игру «регионалов», которые заявили, что готовы сотрудничать со всеми политическими силами. Здесь просто совпали интересы «Нашей Украины» и ПР. Я думаю, что проект Кинаха — временный. Это пиар, к которому не стоит относиться серьезно.

Беседовали
Ирина Гаврилова,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам