Воскрешение Диденко

Возвращение Игоря Диденко в «Нефтегаз» никто не прогнозировал и не ожидал. Человек, приговоренный немецким судом к 4 годам лишения свободы за пособничество в хищении денег стариков-остарбайтеров, меньше всего подходил для кандидатуры главного переговорщика с Россией по газовым вопросам. А о его судебной тяжбе с Кабмином шестилетней давности успели позабыть. Но 25 мая Апелляционный суд Киева восстановил Игоря Диденко председателем правления. Однако есть версия, что «заход» Диденко в «Нефтегаз» – не следствие юридического казуса, а продуманный шаг, повышающий «стоимость» на политическом аукционе такого лота, как кресло главы НАКа…

История отставки

Первый заместитель председателя правления НАК Игорь Диденко был уволен с этой должности и одновременно назначен и.о. председателя правления компании постановлением правительства от 7 апреля 2000 года после добровольной отставки с поста председателя «Нефтегаза Украины» Игоря Бакая. 20 июня 2000 года бывший тогда первым вице-премьером Юрий Ехануров освободил Диденко от исполнения обязанностей главы правления в связи с невыполнением поручения премьер-министра, которым тогда был нынешний президент Виктор Ющенко. Вскоре выяснилось, что с формулировкой постановления правительства №999 («невыполнение поручения премьер-министра Украины») Юрий Иванович перегнул палку. Надо заметить, что уходящий премьер – большой любитель «острых выражений» в документах об отставке. Только в последнее время за «ненадлежащее исполнение» были уволены несколько должностных лиц (глав администраций, ведомств, замминистров), некоторые из которых с такой формулировкой категорически не согласны.

Не согласился с ней в свое время и Диденко. Он быстро сумел доказать, что версия, будто на собрании акционеров планировалось принять решение о формировании эмиссии, о которой не сообщили правительству и благодаря которой государственная структура полностью выходила из-под государственного управления, не совсем соответствует действительности. И уволить за якобы имеющиеся у руководителя злые намерения нельзя. 23 июня 2000 года премьер-министр Виктор Ющенко заявил, что в случае, если была допущена ошибка в отношении Диденко, он «готов извиниться и изменить ситуацию». Одновременно тогдашний первый зампред ФГИ Михаил Чечетов пожурил уволенного, сказав, что в структуре исполнительной власти должна существовать «жесткая исполнительная дисциплина и Диденко должен был безусловно выполнить данное ему правительством поручение, а не дискутировать по этому поводу».

В итоге, несмотря на слова Ющенко о готовности извиниться, никто этого формально делать не стал. И Диденко обжаловал свое увольнение в суде, напирая на несоответствие постановления Конституции, Кодексу законов о труде и внутреннему регламенту работы Кабинета министров Украины. Печерский районный суд Киева под председательством Николая Замковенко 5 сентября 2000 года удовлетворил иск и.о. главы «Нефтегаза» к Кабинету министров о восстановлении его на прежней работе. В свою очередь правительство обжаловало это решение в апелляционной инстанции, мотивируя тем, что должности и.о. председателя правления уже не существует, а должность председателя занята Вадимом Копыловым.

«Автор» увольнения Диденко Юрий Ехануров даже сказал что-то вроде: «Я думаю, что есть вакантные должности в «Нефтегазе Украины», и я сегодня же позвоню Копылову, чтобы он предоставил работу Диденко». Но на самом деле Игорь Диденко так в «Нефтегаз» и не вернулся. А спустя несколько месяцев, 14 июля 2001 года, он был арестован во Франкфурте-на-Майне по прибытии из Милана на основании решения участкового суда города Ганновера в связи с расследованием дела о хищении денег остарбайтеров, по которому также проходил бывший народный депутат Украины и экс-президент «Градобанка» Виктор Жердицкий. В июне 2004 года Диденко был приговорен к четырем годам и трем месяцам заключения. Но, несмотря на приговор, вышел из зала суда (если не ошибаюсь, по амнистии), поскольку отсидел 2/3 срока, к которому его приговорили. Жердицкому пришлось еще порядочно задержаться, поскольку он получил новое уголовное дело: за подстрекательство свидетелей к фальшивым заявлениям.

Интриги возвращения

Кому Диденко нужен в «Нефтегазе»? За ответом на этот вопрос кроется понимание ситуации с внезапным появлением Игоря Николаевича в резиденции «катапультировавшего» в парламент Алексея Ивченко. Диденко, безусловно, человек не робкого десятка. Его война за цементную собственность с Сергеем Тигипко была довольно жесткой, хотя и проигрышной для Жердицкого и его компаньона. Однако допустить, что бывший «ганноверский» узник просто так взял судебных исполнителей, милиционеров и потопал выселять Александра Болкисева из занимаемого кресла и.о., было бы слишком наивным. Поэтому логично предположить, что Диденко были накануне зачитаны… Нет, не права, а гарантии. Гарантии его возвращения (или имитации возвращения) на утерянную 6 лет назад работу. Зачем?

Ответ первый – привет Юлии Тимошенко. Нельзя забывать, что постановление об увольнении было предъявлено Диденко без предупреждения, непосредственно во время проводимого им совещания… вице-премьером Юлией Тимошенко. Она его терпеть не могла, причем это чувство оказалось взаимным.

Диденко был не только партнером Жердицкого (состоявшего на тот момент в хороших отношениях с премьер-министром), но и наследником Игоря Бакая. Именно Бакай дал ему «выходы» для ведения переговоров по туркменскому газу в 1999 году. Газ удалось закупить, невзирая на долг в $100 млн. Юлия Тимошенко, став вице-премьером по ТЭК, обвинила НАК в действиях, «которые привели к значительному росту долгов Украины за поставленный из России газ». С этого началась затяжная позиционная война Тимошенко и «Нефтегаза», сопровождавшаяся комиссиями, проверками, заявлениями о «потемкинских деревнях» (в смысле, противоречивых сведений о закачке газа на зиму) и т.д. Если за эти годы взаимоотношения Тимошенко и Диденко не изменились, его заход в «Нефтегаз» может означать предупредительный выстрел в адрес Юлии Владимировны. Типа хотели замену Ивченко – вот вам подарок. Просим любить и жаловать. Но в таком случае, возвращение Диденко напоминает первый возврат Святослава Пискуна на должность генпрокурора, когда Леонид Кучма ПОЗВОЛИЛ это сделать из-за недовольства поведением Геннадия Васильева.

Но эта версия вызывает ряд сомнений. Не исключено другое: Диденко никто всерьез не хочет возвращать. Даже в качестве «пугала» для Тимошенко. Его используют, чтобы «притопить» амбиции Александра Болкисева, исполняющего ныне обязанности главы НАКа. А также повысить цену данного «портфеля», на который нацелились многие влиятельные лица, пробирающиеся к цели, топча друг друга.

Возможно, эта комбинация нужна, чтобы потянуть время с назначением главы «Нефтегаза» и, соответственно, усложнить переговоры с россиянами о повышении цены на газ, которые по идее должны скоро начаться. Дескать, у нас два председателя, юридически опасно подписывать любые документы. Не могли бы вы с вашими ценами подождать, пока мы разберемся?

Наконец, третий вариант тоже возможен: Диденко таки возвращается в «Нефтегаз» как провайдер интересов конкретных людей «из близкого окружения». Он совершенно несамостоятелен ни в принятии решений, ни в бенефициарности (грубо говоря, прибыль его карман тянуть не будет) и при любом отклонении от заданного курса вылетает с работы по «умолчанию», так как с правовой точки зрения его второе пришествие весьма неоднозначно.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам